Материал в своей основе взят из аудиозаписи:
http://integrallife.com/apply/spirituality-religion/big-mind-evolution-new-bodhisattva-vow В этой аудиобеседе Кена Уилбера спросили о том, каково взаимоотношение эволюции сознания и обета бодхисаттвы?
Речь, по сути идет о том, как нам работать в проявленном мире.
Традиционно обет бодхисаттвы состоит в том, что практик принимает на себя обязательство "освободить все живые существа", с тем, чтобы они могли воспринять свою изначальную Природу и Большой Ум.
Часть проблемы состоит в том, что все изменяется. Изменяется очень сильно, за последние 2 тысячи лет, от магии к мифам, потом к рациональности, 60 лет назад к плюрализму и к возникающему интегральному подходу.
С каждым новым витком возникает новое понимание Духа. Самопонимание Духа в проявленном мире. И это эволюционирующее осознание открывает нам второе измерение Процесса Просветления. Этого измерения просто не могло существовать две тысячи лет назад. Оно должно стать частью понимания того, как действует бодхисаттва в современном мире.
У Просветления есть два измерения. Измерение Чистой и Недвойственной Пустоты, которая неизменна и подверженна эволюции и измерение меняющихся человеческих существ. С каждой новой структурой сознания, Дух получает новый способ понимания себя; это не просто круговорот сансары, а великое действие творчества Космического масштаба - в котором мы тоже можем участвовать.
Поэтому, если вы - бодхисаттва вам следует понимать, что помимо основы в вас - Пустоты, есть и та часть, которая эволюционирует (во всяком случае может развиваться!). Как можно заботиться о мире, сохранять обет, если не принимать этого?
Особенность Интегрального подхода состоит в том, что чем выше вы развиваете структуры сознания, то есть эволюционируете по уровням, то тем легче вам воспринимать ваш собственный Большой Ум и Истинное Я. Тем более адекватно вы можете взаимодействовать с окружающим вас миром, тем более значим может быть ваш вклад в Эволюцию Великого Совершенства.
Если выразить это просто, то речь идет о том, что находясь на магическом уровне, вы сможете осуществлять ваш обет только по отношению к тем, кто находится на таком же уровне, что и вы. Все те, кто находится у вас над головой (на более высоких уровнях) будут вам не понятны (не понятны их ценности, их логика,их действия и т.д.). То же самое будет касаться мифического уровня, рационального и т.д.
В этой беседе Уилбер, наконец то, отвечает на вопрос о взаимодействии состояний сознания и уровней сознания. Нечто подобное я уже сам хотел предложить для рассмотрения. Поскольку очевидно, что одной разводки этих измерений - наподобие Решетки Уилбера-Комбса явно не достаточно.
Теперь возникает понимание нескольких моментов:
1. То, что отмечалось в "Интегральной Духовности" - практика медитации, недвойственная реализация (естественно в их здоровом исполнении, то есть "трансцендировать, и включать" - способствует продвижению по уровням, поскольку способствует здоровому разотождествлению. Это известно.
2. Развитие и продвижение по уровням, развивает нашу способность к пребыванию в Истинной Природе. Это очевидно и легко понятно. Каждый новый уровень приводит к усложнению человеческого сознания, за счет увеличения перспектив, которыми пользуется человек. В любом случае это сопровождается увеличением способности к самонаблюдению, самоанализу и т.д. См. Сюзанну Кук-Гройтер. Сохранить устойчивость многоперспективного сознания, можно только начав трансцендировать систему "эго", которая перестает справляться со всеми возложенными на нее функциями и попросту включается в более объемну систему, состоящую в том числе и из недвойственного присутствия.