"Пустота и Взгляд - не два." Продолжение с.110-111.
Что представляет из себя "правильный и благородный взгляд"? Это просто буддистский взгляд на себя или основные идеи, понятия и модель, которые представляют Буддизм, включая его философию и ипсихологию - Четыре Благородные Истины, Восьмеричный Путь
, Двенадцатичастную Цепь Зависимого Происхождения, ключевая концепция Пустоты, Недвойственности абсолютной Пустоты и относительной Формы, тождественность бескачественного или пустого Духа со всеми его проявленными Формами в сияющем, естественном, одновременно присутствующем проявлении, и основная взаимосвязь: восемь этических и правильных взглядов > ведут к правильной медитации (дхьяна) >ведут к правильному осознанию (праджня) > ведут к правильному состраданию (каруна) > ведут к правильному действию и искусным средствам (упая) на благо всех живых существ.
Буддистская практика касается многих вещей, но в частности это - тренировка состояний, деконструирующая отождествление человека с более грубым эго, к тонкой душе (или основе самопривязанности), и в завершение к самости "без-Я", Но, как подчеркивает Тралег, эти переживания в каждом пункте, основываются на правильной интерпретации или Правильном Взгляде, для того, чтобы они носили осмысленный характер. Кроме того, многие из этих переживаний совершенно бесформенны, и когда вы из них выходите, вы можете начать интерпретировать их как переживания Владыки Шивы, ниргуна Брахмана, Айна, Дао или Святого Духа.
Это - то, что отмечает Д.П.Браун, что с трудом понимается, но тоже самое независмо от него отмечает и Тралег. Браун говорит о том, что существуют некоторые основные этапы духовных путей в тщательно разработанных созерцательных традициях, но, эти сходные этапы переживаются по разному в зависимости от интерпретации, которую им придают. И Индуисты, и Буддисты и Христиане следуют некоторым общим этапам (от грубого к тонкому, причинному и недвойственному). Но одни переживают эти уровни, как "абсолютное "Я", другие, как "отсутствие "Я", третьи, как "Господа", в зависимости от различий в текстах, культурах и интерпретациях, которым подвергаются переживания. Другими словами в зависимости от МОДЕЛИ, взгляда.
Те индивидуумы, которые утверждают обратное - просто придерживаются домодернистской эпистемиологии, состоящей в том, что существует единая предданная реальность, которую я могу познать, и, что медитация покажет мне независимо существующую реальность, которая будет одинаковой для всех, кто ее открывает; вместо осознания того, что знание субъекта воссоздает ту реальность, которую знает, а поэтому некоторые аспекты реальности в буквальном смысле будут созданы субъектом и теми интерпретациями, которыми он ее наделит. Американских буддистов в свое время работа Брауна расстроила, поскольку она показала сходные уровни для Христиан, Буддистов и Индуистов (грубый, тонкий, причинный, недвойственный) - несмотря на то, что они переживали их отличным образом - а это доказывало, что Буддизм не единственный путь.
Работа самого Брауна является примером того, о чем мы говорим здесь, а именно, не существует медитативного опыта самого по себе - его просто нет. Существует медитативный опыт плюс интерпретации, которые вы ему придаете. А это означает, помимо прочих вещей, что нам необходимо выбирать интерпретации, взгляд и модель очень внимательно. Тралег Ринпоче:
" В ранних объяснениях Буддой Четырех Благородных Истин, Благородный Восьмеричный Путь начинается с развития правильного взгляда... Без концептуальной модели, медитационный опыт был бы совершенно непостижимым. То, что мы переживаем в медитации, необходимо соответствующим образом интерпретировать, а его значение или отсутствие такового - понимать. Этот интерпретационный акт требует соответствующих понятийных категорий и их правильного использования...
Хотя мы часто говорим о том, что медитация направлена на опустошение ума, и что сбивчивые, возбужденные мысли нашего ума привязывают к ошибочным представлениям, медитативный опыт в действительности невозможен без использования понятийных формулировок...
Как говорится в песне мастера Кагью Джамгона Конгтрула Лодро:
"Тот, кто медитирует без взгляда
Подобен слепцу блуждающему по равнине.
Нет никих намекуов на то, где правильный путь.
А тот, кто не медитирует, а просто придерживается взгляда
Подобен богачу чахнущему над златом
Оно не приносит ему плода и другим.
Объединение взгляда и медитации - святая традиция".
Что касается типичного современного западного Буддизма, который критикует Тралег, рассматривающего Буддизм как "отсутствие концепций" и "отсутствие интеллекта", к несчастью, верным является то, что помимо прочего этот антиинтеллектуализм зачастую превращает Буддизм в школу "только ощущений". Познание - занятие грязного мира. "Слишком заумное" означает, что "оно - не духовно". В действительности все совсем наоборот...
Поэтому - выбирайте ваш Взгляд очень внимательно. И делайте ваш Взгляд или Модель, настолько тщательно разработанной или Интегральной, насколько возможно, так как ваш Взгляд - ваша система познания, ваш со-гносис, ваше понятийное понимание, полнота или частичность вашей модели - будут определять саму форму вашего Просветления.