Дэн Сигал - один из самых известных нейроученых, автор множества книг. Последняя из которых посвящена искусству, науке и практикам "видения ума" - 2010 года.
Тами Саймон: Каким вы видите первый шаг в регуляции?
Дэн Сигал: Хорошо. Давайте предположим, что вы находитесь в машине. Вы в нее садитесь и собираетесь куда-то добраться через определенный промежуток времени. В этом случае вы переместитесь через физическое пространство. Но это же будет и движением во времени, правильно? И как вы это сделаете?
Тами Саймон: Я подумаю о том, куда я собираюсь поехать, а потом... для успеха этого предприятия я не хотела бы оказаться с завязанными глазами.
Дэн Сигал: Это - хороший выбор.
Тами Саймон: И да, подумав о том куда я направляюсь, вероятно включу радио. Может послушаю Вас в записи. И растянувшись, как-то добирусь туда, куда надо.
Дэн Сигал: Давайте посмотрим на это - растянувшись. Что на самом деле вы делаете, в то время, как часть вашего ума слушает Тами и Дэна в записи? Чем вы занимаетесь в это время?
Тами Саймон: Я думаю, что некая моя часть будет смотреть за дорогой, я на самом деле не знаю, что... это даже труднее, чем найти определение ума.
Дэн Сигал: (смеется).
Тами Саймон: А что люди делают, когда они ведут свою машину? Я на самом деле не знаю, что точно происходит.
Дэн Сигал: Хорошо. Просто вообразите то, на что это похоже, даже если и не помнишь все в мельчайших деталях. Итак, что ты делаешь для того, чтобы добраться из одного места в другое?
Тами Саймон: Самые разнообразные вещи. Забираюсь в машину, надавливаю педаль газа, поварачиваю, совершаю самые разнообразные движения руками и ногами.
Дэн Сигал: И что делают эти движения?
Тами Саймон: Эти движения заставляют машину двигаться. Давлю на газ, поворачиваю руль, много чего.
Дэн Сигал: Конечно. Это все заставляет машину двигаться, влияя на машину.
Тами Саймон: Да. Я думаю, что я не очень понимаю куда вы клоните Дэн, но каждый день я заставляю машину двигаться.
Дэн Сигал: Это точно. Но давайте поговорим о машине.Итак, одной из вещей, которой вы занимаетесь - является изменение направления движения машины.
Тами Саймон: Правильно.
Дэн Сигал: Давайте просто назовем это любым словом, которое вам нравится: изменением, модификацией, но вы влияете на машину, направляя ее? Но, если вам завязать глаза, вы не сможете видеть, наблюдать или отслеживать то, куда вы едите. Что тогда произойдет?
Тами Саймон: Я убеждена, что слепым нельзя водить машины - им не выдают водительские права.
Дэн Сигал: Слепые способны делать практически все, но вождение машины для них тяжело. Почему? Они же могут поворачивать руль и давить на педаль газа.
Тами Саймон: Потому что они не знают, куда они едут. Могут врезаться в другой автомобиль или дерево.
Дэн Сигал: Точно.В нас есть отслеживающая часть. Хотя многие люди на самом деле слепы к информационной энергии, текущей в них, поэтому энергия и информация поступают, но они ее не мониторят. Поэтому они импульсивны и реактивны. Они делают то, что является разрушительным. И, если это делается умышленно, хотя обычно это не так, то это можно назвать своего рода слепотой ума. Как посадить слепого в машину. Но, есть и хорошая новость, практически каждый из нас в состоянии развить в себе способность более глубокого видения своей энергии и информации. Обладать видением ума и изменять свой субъективный внутренний мир, его поток. И в этом идея - вы можете управлять машиной с большим балансом и равновесием, более эффективно, так как наблюдаете за тем, что делаете.
Тами Саймон: Таким образом вы говорите о том, что вглядываясь внутрь, вглядываясь в ум - осуществляем функцию отслеживания. И что, основываясь на том, что я вижу, это можно изменить.
Дэн Сигал: Точно. Большинство людей не тренируются в том, как эффективно изменять - поскольку это весьма необычно - поток информационной энергии. И хотя мы обучаемся этому еще в детстве, этому можно учиться всю жизнь.
Тами Саймон: Не могли бы вы рассказать об этом подробнее. Тем образом, каким вы определяете созданный вами термин - "видение ума". Что это означает? Что я рассматриваю?
Дэн Сигал: "Видение ума" - идея, состоящая в том, что вы видите и изменяете внутренний мир. Вы больше не просто пассивный пассажир на дороге жизни. Вы превращаетесь в настоящего творца своей личной истории. Итак, видение ума - слово, котрое я начал недавно использовать, поскольку еще в 90-х, когда я работал с клиентами, а тем более в 80-х - об этом не могло быть и речи. Ум, конечно же был, но не было ясно, что и как с ним делать для того, чтобы изменить течение жизни.
В этом понятии - "видение ума" (mindsight ) воплощена идея о том, что вы в состоянии видеть ваш собственный ум, а на самом деле видеть и умы других людей.
Начиная с 80-х годов, так много стало известно в области психологии и нейронауки, что мы уже можем говорить о картах видения ума, на которых можно действительно обозначить то, кем вы являетесь. У вас может быть карта меня... буквально в вашем сознании в результате субъективной проницательности. У меня может быть карта вашего ума, а у вас моего. Тами, я действительно знаю или ощущаю то, что происходит внутри вас. И у этого всего есть корреляция, которую мы можем отслеживать при изучении мозга. И есть даже карта МЫ, того субъективного чувства отношений, которое есть между нами. А в мозге мы можем обнаружить паттерны, которые развивают эту карту чувства мы. По крайней мере есть три вещи, к которым приводит "видение ума" - сознанию себя, сознанию других и сознанию нашей взаимосвязанности. И вы знаете, что к сожалению, люди с повреждениями определенных участков мозга утрачивают способность к подобному отслеживанию - я это неоднократно наблюдал в своей клинической практике. Но, эти же участки мы можем развивать - я сейчас работаю с 92-х летним человеком. И, хотя у него и не было практики в подобных упражнениях, но его жена мне сказала: "Вы что - вставили ему трансплантант в мозг?". Потому что он стал совершенно другим. Поскольку, если у вас есть видение ума, у вас есть - доброта, эмпатия, проницательность и спокойствие, то что греки называли чувством единства и цели в жизни, глубоким смыслом бытия. В то время, как при отсутствии видения ума, вы подобны пробке, болтающейся по волнам психики, разбрасываясь на все, что происходит, а жизнь наполняется страданием, хаосом и жесткостью.
Фундаментальный механизм здорового ума - процесс его интеграции. А интеграция в буквальном смысле означает связь отдельных и дифференцированных частей. Этому и будет посвящено наше обсуждение.
Тами Саймон: А что означает смотреть на поток энергии и информации? Что я увижу?
Дэн Сигал: Давайте проведем небольшой эксперимент.
Тами Саймон: Давайте.
Дэн Сигал: Вместо того, чтобы объяснять - лучше пережить. Опустите ноги на пол. Я буду говорить слово с небольшой поузой. А потом буду произносить другое слово. Почувствуйте то, что возникает в вашем сознании. Готовы?
Тами Саймон: Готова начать.
Дэн Сигал: Нет...Нет...Нет...Нет...Нет...Нет...Нет...Нет...Нет...Нет...
Да...Да..Да...Да.. Да...Да..Да...Да.. Да...Да..Да...Да.. Да...Да..Да...
А сейчас сделайте глубокий вдох. Вы заметили разницу между переживанием НЕТ и ДА?
Тами Саймон: Заметила.
Дэн Сигал: И что вы испытывали?
Тами Саймон: Хорошо, в самом начале, когда вы сказали "нет", первое, что пришло в голову - "знаю". Потом я оказалась в пустом пространстве, на время, но по мере того, как слышала "нет" во мне стали возникать все виды агрессии. Я увидела самые различные формы агрессии, себя в агрессивных позах. Самых различных.
Дэн Сигал: Визуальные образы себя в агрессивных позах?
Тами Саймон: Да, я ломала вещи и ругалась с людьми, ну и тому подобное.
Дэн Сигал: Черт возьми. Хорошо.
Тами Саймон: Да, я очень агрессивный человек, Дэн.Мы можем обсудить это позднее (смеется), но в любом случае это было в отношении "нет". А потом "да" - было очень сладостным. Я видела образы природы и всякого рода другие позитивные картинки.
Дэн Сигал: А каким было ощущение внутри вашего тела?
Тами Саймон: Довольно большого удовольствия.
Дэн Сигал: Отлично. На этом самом простом примере, настолько простом, насколько возможно, мы можем пронаблюдать процесс отношений, в которых находились вы и я при общении сейчас. И это было просто одно слово, конечно с определенной интонацией, тоже при этом задействованной. В зависимости от того, как ваш мозг интерпретировал информацию этого слова "нет" - он изменял то как текли ваши переживания - вплоть до агрессивных образов, чувства напряженности.
А затем была пауза. И полное изменение потока, когда мы перешли к "Да". У вас возникли все эти чудесные переживания, наполняющие энергией, приятными чувствами - совершенно отличные от пустоты "знаю" или агрессии "нет". Это все позволяет вам просто почувствовать то, что может дать развитая способность к восприятию, настоящее отслеживание энергии и информации, текущей между мной и вами, между вами и любым другим человеком. И все это имеет еще и отношение к телу. Если этим заниматься, уделять время - то можно осознавать то, что в это время происходило с мускулами, в кишечнике, легких, с сердцем. Это часть того, что можно назвать интроцепцией - вашим восприятием того, что происходит внутри тела. А потом вы можете точно также исследовать вашу умственную деятельность - мысли, чувства, образы, весь материал.
И существуют самые разнообразные способы утончения нашей способности к восприятию энергии и информации.
Дэн Сигал: ... более пятисот страниц диагностического и статистического учебника психиатрических расстройств, если вы закроете глаза и наугад ткнете в него пальцем, в любой симптом или синдром, вы обнаружите, что в основе своей попадете на образец хаоса ума или его жесткости (или и того и другого вместе), это то, что я обнаружил, заглядывая в эту книгу. И это и мой опыт многолетнего лечения людей. Ну, а в чем же дело? Что это говорит нам о необходимости и потребности в изменении информации и энергии, входящей в нас? Что порождает хаос? Что порождает жесткость или их обоих? Многолетний поиск привел меня к такому пониманию, которое полностью изменило мой подход к психотерапии и процессу обучения моих студентов. Сейчас я уже обучил 100000 терапевтов по всей планете.
Вы знаете, то чему я их обучал - определению сущностного аспекта ума - вы можете его просто определить как здоровый ум. Это ум, который не застрял в хаосе, жесткости или в них двух сразу. А по настоящему стал гибким и адаптивным или с чувством согласованности, которая субъективно переживается как гармония. Когда люди говорят о гармонии и легкости бытия? А это то, о чем мы сейчас говорим. Когда вы погрузитесь глубоко в науку этого, то возникнет удивительная вещь, обозначаемая понятием интеграции. Когда вы посмотрите на сложные системы, склонные к хаотическому поведению - чем в определенной степени являются наши жизни, то обнаружите, что они открыты для влияния извне.
Из этого вытекает то, что когда сложная система движется во времени, с ней происходит то, что можно назвать процессом самоорганизации, направленным на достижение максимальной сложности. Для среднего человека, такого как я или вы это вроде и не имеет никакого значения, но все меняется, если мы представим себе - хор. Вообразите хор, Тами, в котором каждый поет одну и ту же, одинаковую ноту так, как нужно. Нет дифференциации.Есть жесткость. Певцы полностью связаны, но не дифференцированны. А теперь представьте, что они все закрыли свои уши и начали петь каждый свое, стараясь перекричать друг друга. Песня превратиться в хаос, она станет беспорядочной. Будет полная и совершенная дифференциация и нулевая связанность. Какафония. Хаос. Теперь пусть они откроют свои уши, соберутся вместе, и пусть поют что угодно на свой выбор. И, удивительная вещь, они выберут песню и начнут ее гармонично петь, да еще таким образом, благодаря которому каждый певец сможет максимально себя выразить. И при этом они будут связаны вместе одной песней. У каждого из нас есть свой внутренний певец и слушатель. И есть ощущение невероятной жизненной силы, гибкости и плавности, если ваш внутренний хор будет согласован.
Этим примером я хотел указать на то, что содержит в себе понятие интеграции, при которой дифференцированные части становятся связанными, связь специализированных частей системы, это то, что позволяет нам двигатся гармоничным образом. В понятиях сложности - вы увеличиваете сложность, но мы можем легко отбросить этот термин, поскольку в нем нет интуитивного смысла, а просто использовать слово - гармония. Итак, когда в сложной системе связываются дифференцированные части, она становится гармоничной и адаптивной. Поэтому то, что межличностная нейробиология рассматривает в качестве здоровья является по сути интеграцией. Это так просто. И при этом так совершенно. Так как когда вы обучаетесь наблюдать за течением энергии и информации, тогда вы можете ощутить ритм вашей жизни, обнаружить места жесткости, наподобие повторяемых привычек, в которых вы как в тюрьме или мыслей, которые продолжают вертеться в вашей голове снова и снова, а это тоже пример жесткости. Или вы выбираете романтических партнеров, которые вам не подходят, поскольку начинают вас ненавидеть. Но, вы хотите находиться с тем, кто вас ненавидит - пример жесткого паттерна.
А с другой стороны - хаос, при котором, взаимодействуя с людьми, вы внезапно проваливаетесь в эмоциональную бурю, подобную наводнению, лишающую вас какого-либо баланса в вашей жизни. И вы говорите своим любимым такие слова, которые и говорить то нельзя. А после этого начинаете изводить сами себя. Вы знаете, все эти хаотические способы жизни создают для нас страдания. И все это - примеры слабой интеграции. И все это в подробностях расписано в моей книге "Видение Ума". Но для нашего обсуждения здесь, с глазу на глаз, это возможность увидеть и почувствовать жесткость в своей жизни. Возможность посмотреть глубоко в то, что не дифференцированно в ваших отношениях, что не дифференцированно в вашей нервной системе.
Тами Саймон: Я потерялась. До этих пор я была с вами... Я - могу заглянуть внутрь и я могу увидеть в себе примеры...
Дэн Сигал: Ригидности и Хаоса.
Тами Саймон: Конечно могу, Дэн. Но, когда я задаю вопрос, а что не дифференцированно, то попадаю в тупик, я не понимаю о чем идет речь.
Дэн Сигал: Хорошо. Может быть я приведу пример чего-либо, не связанного с вами лично, а вы скажите что вы хотели бы сделать.
Тами Саймон: Да, что-то понятное для всех.
Дэн Сигал: Есть из чего выбирать в качестве примера.
Тами Саймон: Ой, я могу привести своего рода общий пример. Я оказываюсь в большом смятении , когда сталкиваюсь со сложными проблемами на работе, для которых не могу найти правильного решения, внутри меня все начинает паниковать и возникает чувство хаоса.
Дэн Сигал: Хорошо. Теперь нам пришлось бы обсудить многие подробности, что может стать очень личным. Вам пришлось бы взглянуть на то, каковы ваши переживания в то время, когда вы думаете об этих подробностях принятия правильного решения, был бы задан вопрос: в вашей личной истории - там откуда приходит память и повествование - что для вас означает оказаться в положении принятия решений? Поэтому мы исследовали бы ваше прошлое и что с вами случалось в этом вопросе в то время, когда вы были ребенком, какими были отношения со сверстниками, что для вас тогда означала роль лидера - наподобие той, что есть сейчас у вас в Sounds True - что эта роль значит в понятиях правильного и неправильного. И увидели бы то, какие аспекты вашего ощущения "я" специализируются в этом, наподобие:"Я - та, у которой в школе на все был правильный ответ" или "Я та, которая отвечала за все в доме, поскольку моя мать была алкоголичкой и не воспитывала моих братьев и сестер - я всегда была в этом положении" или "мои братья и сестры могли пострадать" или "мой отец ушел от моей матери". Все, что угодно, на что у нас сейчас просто нет возможности.
Но идея в том, чтобы выделить позицию лидера, дифференцировать ее, тот аспект, который знает что это такое. Но при этом уводит от включения в себя другого вашего аспекта - того, который не знает, у которого есть свобода расслабиться, полагаясь на мнения и перспективы других людей или развить эту способность до высказывания:"Вы знаете, Я не уверена и мне необходимо выйти из нахождения в этом положении, в котором я одна принимаю все решения". Конечно же на это все уйдет гораздо больше времени, чем есть у нас сейчас, и у вас будет возможность посмотреть на самые различные свои аспекты, которые будут дифференцированы. И в этой дифференциации есть один основной момент: вы можете сказать, хорошо, я уже отлично дифференцирована, но как теперь связать самые различные аспекты самости, позволяющие по настоящему знать. И позволить решению придти естественным образом, а не ставя вас в положение человека, который должен обладать ясновидением буквально по всем вопросам. Занимаясь этим, вы тогда скажите:"есть часть меня, которая может позволить привлечь все остальные мои части, включая и не-знающую". И тогда вы свяжите очень активную часть вашего ума, которая все держит под контролем с той, которая осознает, что жизнь полна неопределенности и непредсказуемости. Как вы включите это?
Вам предстоит пройти через то, что я называю восьмью областями интеграции. Вы будете искать память, искать повествования - каково ваше чувство "я" как рассказчика - вы будете искать части вашей нервной системы в понятиях того, что я называю вертикальной интеграцией. Вы буквально увидите то, что исходит из вашего кишечника, и я не говорю здесь поэтически... Я буквально имею ввиду то, что существуют нейронные сети вокруг вашего живота и вашего сердца, которые приносят мудрость не основанную на логике, и как нам ее включить? Мы называем это вертикальной интеграцией. Потом существует то, что называется горизонтальной интеграцией - при которой вы буквально обнаружите то, насколько отличаются обработка информации левым и правым полушарием. К примеру, просто в понятиях контроля - левое полушарие является тем, что можно назвать цифровым процессором. Ему нравится знать - это 1 или 0, да или нет, вверх или вниз, правильно или неправильно? Это позднее формирование. Оно- линейное. А идет к Б идет к С. Оно - языковое. Поэтому слова по настоящему важны для того, чтобы левое полушарие могло выражать и воспринимать информацию. Оно - очень логично, обладает тем, что занимается поиском причин и следствий.
Поэтому принимая на работе решение, очень похоже на то, что у вас есть очень значительное доминирование левого полушария - логического способа, использования языка, попытки найти способ предсказать возможные последствия. Я и Вы только начали знакомство друг с другом, поэтому мое заявление несколько самонадеянно, но пусть оно будет просто примером. В противоположность этому - правое полушарие, которое формировалось гораздо раньше, вместо линейного - холистичное, вместо логического - визуально-пространственное. И вместо использования языка, оно - довербально. И оно обладает другими своими преимуществами в автобиографичекой памяти, в уменьшении стресса, кроме того, только в правом полушарии содержится интегрированная карта всего тела. Поэтому опыт в отслеживании вашего внутреннего мира может привести к более утонченной способности восприятия того, какое полушарие господствует в тот или иной момент времени, основываясь на выполняемых ими функциях. Идея состоит в том, чтобы дифференцировать каждую из этих двух областей - а затем связать их, когда вы сталкиваетесь с ситуациями подобными принятию решения на работе. К примеру, спросить у вашего правого полушария мудрости этих невербальных интуитивных процессов, которые там господствуют.
Это конечно же невероятно начальные описания горизонтальной интеграции, вертикальной, также существует целая область интеграции памяти, интеграции повествования, можно упомянуть и об интеграции состояний - тех различных состояний в которые можно попадать. Существует то, что называется временной интеграцией, состоящей во включении экзистенциональных тем жизни, связанных со временем в нашем мозге, который создает стремление к определенности, постоянству и даже бессмертию, хотя все мы знаем, что ничто не определенно, ничто не вечно и жизнь обязательно ограничена смертью. Это все области временной интеграции.
Потом, существует целая область межличностной интеграции, состоящая в том, чтобы обладать способностью как отделяться от людей, так и оставаться связанным с ними. В отношениях, которые не работают вы обнаружите страдания от хаоса или жесткости и часто, невероятно часто, если не всегда, а у меня есть опыт проведения терапии семейных пар на протяжении десятилетий, вы обнаружите, что они страдают от хаоса или жесткости в своей жизни до такой степени, что готовы поубивать друг друга. Но пройдя через предварительные области интеграции, которые я только что упоминал - все от вертикальной до повествовательной и дальше - вы увидите те способы, которыми в паре не разрешается каждой личности быть независимой и связанной. Удивительно то, что когда вы пересмотрите те области интеграции, которые могут быть ослаблены, тогда можно сосредоточиться на межличностной интеграции и трансформировать отношения, которые буквально находились на грани взрыва, от выживания к процветанию.
Тами Саймон: Идея в том, что я могу заглянуть внутрь и обнаружить то, когда я ощущаю себя в состоянии скованности или хаоса - здесь я с вами согласна - и полагаю, что многие способны на это и в этом есть смысл. А потом, после этого переживания, они ищут другой смысл, ищут ту часть себя, которая не интегрирована, которая не гибкая.
Дэн Сигал: Точно. И вы можете это сделать... в этой модели существует восемь областей интеграции, и когда вы их пройдете это будет подобно тому, как научиться играть на пианино. Вы можете видеть ключи прямо перед собой. Но вы не знаете, что делать с вашим восприятием. При обучении этим восьми областям интеграции, вы узнаете, что означает вертикальная интеграция, как буквально связаться с вашим телом. А в горизонтальной вы узнаете как согласовать правое полушарие с левым, настолько, что вы сможете сказать, боже, я на самом деле вычеркнул правое полушарие из своей жизни, - я как человек с одной половинкой мозга. Нас обучают этому дома, обучают в школе, и у большинства из нас нет возможности дифференцировать правосторонний способ бытия в мире. А отсюда люди очень часто чувствуют себя скованными и пустыми. Они говорят:"Моя жизнь бессмыслена". Очень часто при этом вы обнаружите ослабление правостороннего восприятия.
Для тех, кто слушает об этом первый раз - все это может казаться темным лесом. Вижу пианино, вижу клавиши, но музыку сыграть не могу. Я попрошу прямо сейчас Вас - Тами, представить какой либо архитектурный образ.
Тами Саймон: Хорошо.
Дэн Сигал: Что вы представили?
Тами Саймон: Шартрский собор.
Дэн Сигал: Сейчас вы представляете собор, и мы можем сказать, что ваш ум заставил мозг это сделать. Ваш ум относителен - я сказал о соборе, вы начали его представлять. Вы заставили могз работать определенным образом. В других случаях мозг может направлять ваши мысли. Сейчас ваш мозг направлен на архитектурные образы, вы можете подумать об Эйфелевой башне, мосте Золотые Ворота. Вы можете все это представить. И все время есть проигрыш вперед-назад мозга/ума во взаимосвязи и взаимовлиянии.
Итак, то что вы делаете в практике "видения ума" - осознаете эти две стороны одной реальности - то, что есть нейронная сторона и субъективная умственная сторона. Вам нельзя быть рабом какой-либо одной стороны. На самом деле вы можете буквально двигать оба эти переживания реальности - и они не сводимы друг к другу.
И, если вы обнаруживаете, что, к примеру, ваше правое полушарие слаборазвито, существуют специальные способы стимулирования нейронной активности в этой области. Включить то, что называют нейропластичностью. Мы в состоянии не только использовать ум для активации мозга определенными способами, но на самом деле по настоящему изменять структурные связи называемые синапсами. Связи синапсов в мозге могут быть активированы умом, а потому и изменена их структурная связь друг с другом. Мы можем использовать ум для изменения архитектуры мозга. Причем не как попало, а намеренно создать более интегративные связи в мозге, которые создадут благополучие в жизни, в уме, в отношениях, и даже в физиологии.
Тами Саймон: А есть ли у вас определение благополучия, здоровья?
Дэн Сигал: Не думаю, что это будет какой-либо новой концепцией для большинства людей. Но здоровье - интеграция.
Тами Саймон: Интеграция всех частей мозга.
Дэн Сигал: Всех частей мозга. Поэтому я думаю о треугольнике благополучия. У нас есть мозг - как одна вершина треугольника. И интеграция этого мозга, связь левого и правого как дифференцированных частей, вертикальная вверх и вниз, существует система памяти, которую можно исследовать и интегрировать...
Есть ум - создающий смысл. Субъективная сторона реальности. Очень часто люди страдают от хаоса или жесткости в этой области, у них смысл, который заключает их в тюрьму. Может из-за травмы...
Как автор 15 учебников, изданых для серии межличностной нейробиологии Нортона, я точно знаю, что у нас есть профессиональный подход к интеграции ума и мозга по направлению к здоровью.
И третья вершина этого треугольника - отношения. Могз-ум-отношения.
Девятой областью интеграции, после этих восьми, является то что я называю "транспирациональной интеграцией", это слово было введено для того, чтобы обозначить прохождение через все другие области интеграции. То, что я обнаружил в своей психотерапевтической практике - когда люди по настоящему работают над развитием своих навыков отслеживания и изменения, они оказываются способными пройти через эти восемь областей интеграции, собственно это именно то, чем я и занимаюсь в своей терапии. В результате, совершенно ненамеренно, получалось так, что они начинали посвящать свою жизнь служению людям. И не просто своим романтическим партнерам или родственникам - а причинам и связям с людьми, которых они даже и не видели непосредственно. Вы знаете, что существуют способы осознания того, что тела, в которых мы живем всего лишь часть истории. Что энергия и информация текут, используя это тело, а мы обладаем умами, танцующими в этой энергии, и телами - они все танцуют вместе. На самом деле, когда вы восстанавливаете это дуновение, благодаря восьми областям интеграции, тогда всегда начинает происходить интеграция интеграции.
В этом смысле наше опредялемая телесно самость начинает растворяться. И это совсем не значит, что вы начинаете терять себя, скорее вы себя расширяете. Тогда люди начинают осознавать насколько мы все взаимосвязаны, и не просто взаимосвязаны сейчас в данном моменте, здесь на этой планете - это тоже верно - мы связаны со всеми людьми, которые на ней жили, двести, триста лет тому назад. И это - очень важно, поскольку мы часть одного продолжающегося континуума. И мы отпускаем ограниченное чувство самости, начиная осознавать что я и вы - на самом деле МЫ. И мы часть этого разворачивающегося потока.
И вы отпускаете тревоги о маленьком "я", подходя к вопросу смерти совершенно иным образом. На самом деле вы осознаете, что эта дифференцированная жизнь, которую можно назвать телесной самостью - на самом деле связана с гораздо большим целым. И тогда интеграция - связь этих дифференцированных самостей с гораздо большим целым становиться частью того, о чем идет речь в транспирациональной интеграции - она об этой области. У людей возникает совершенно другое чувство смысла, буквально то, что греки называли "Eudemonia". Вы чувствуете смысл и связь, беспристрастие, и дело не в том, что вы знаете. Eudemonia - дает это глубокое чувство спокойствия, значения и связанности. Это то, что дает интеграция.