Преступления

Feb 07, 2021 16:36


Когда Петровские реформы ломали старую Русь, вместе с ней распадался и старый боярский быт, уходили в прошлое маленькие горницы с низкими потолками, резными скамьями и изразцовыми печами. Их сменили высокие светлые залы дворянских особняков, где было много блеска, много бронзы и зеркал, а потолки и стены украшены лепкой и росписями. То были веселые картины нежных тонов, где лучезарные боги и богини античности венчали лаврами вельмож, одетых в доспехи и туники греческих героев; среди пестрых гирлянд отдыхали жемчужные нимфы и забавлялись амуры. Такова была мода , пришедшая с Запада.
Старые иконы, которых так много скопилось в домах древней Руси, кзались немыслимыми в особняках XVIII века. Их выносили в чуланы и на чердаки. Никому  не приходило в голову, что вместе с ними из жизни русского дворянства уходил целый мир народной поэзии.

Икона в те времена перестала быть произведением искусства, она стала лишь предметом религиозного культа и попала в полную власть духовенства.
Может показаться, что это не так уж худо для судьбы древней живописи, ведь именно церковь, благоговейно почитающаясови святыни, должна была бы сохранить их лучше всего. Однако духовенство оказалось весьма скверным хранителем древностей.
От рук духовенства они нередко и погибали. Достаточно сказать, что церковь Покрова на Нерли, величайший памятник мировой культуры, была обречена на гибель именно местной церковной администрацией, которая просила у епискома разрешения разобрать это здание и употребить его камни для монастырских построек <...> А сколько церквей было действительно разрушено!
<...>
Не многим счастливее сложилась судьба и древнерусской живописи.
Нелепо было бы утверждать, что духовенство не почиатало икон и не заботлось о них. Древние иконы являлись предметом глубокого и страстного поклонения, но вся беда заключалась в том, что, чем больше им поклонялись, тем хуже им приходилось. В них видели идолов и с ними обращались как с идолами.
Когда-то славянские племена, желая умилостивить своих божков, кормили их, засовывая пищу в их деревянные рты. Новых христианских идолов - святых и богов, нарисованных на досках, - разумеется, никто уже не кормил, зато их одевали и украшали, что было по отношению к искусству не меньшим варварством.
<...>
C XVIII века иконы стали "одевать" в дорогие ризы из золота или серебра, в которых были сделаны прорези для головы да еще для кистей рук. Нетрудно понять, что живописи, таким образом, уже просто никто не видал. Скволь прорези в металле можно было разглядеть только куски закопченого дерева.
"Что бы вы сказали, - писал один русский историк культуры, - если бы увидели закованную в золото и сверкающую драгоценными камнями мадонну Ботичелли или Рафаэля?! А между тем над великими произведениями русской иконописи совершили преступления не меньше"

Ольга Чайковская «Против неба - на земле»

Интересно, кстати, что Чайковская упоминает историка культуры, не называя его по имени, и понятно почему )

интересно, по ходу чтения, антирелигиозное

Previous post Next post
Up