Непонятные и не очень интересные сюжеты

Feb 07, 2021 06:53



Случайно в букинистическом наткнулся на книгу О.Г.Чайковской "Против неба - на земле", о древнерусском искусстве вообще и об иконах в частности.
Полистал в магазине, купил. Вчитываться начал уже дома.
Книга 1966 года, и, мягко говоря, специфическая.

Из предисловия автора:
"Против неба - на земле". Я взяла эти слова из начального четверостишия ершовского "Конька-горбунка" - знаменитого четверостишия, написанного для автора, как гласит литературное предание, самим Пушкиным. Простодушная поэзия этих строк показалась мне созвучной тому миру, который я хотела представить моему читателю, - миру древнерусского искусства, поэзии, легенды.
Мы плохо его знаем, этот мир. Казалось бы, русскую мифологию нам следовало бы знать не хуже, чем, предположим, греческую. но если в детстве мы все же читали о богах и богинях Эллады и уж во всяком случае видели их в мраморе или в красках, то о русских мифах нам решительно ничего не известно. В лучшем случае мы знаем, кто такая баба-яга. Но кто такая Параскева Пятница, мы уже не знаем.
<...>
Древнерусская икона молчит очень долго, и это не удивительно. Мы слишком далеко ушли от мира, в котором она была создана. Нам трудно встревожиться его тревогами, опечалиться его печалями. Сюжеты, которые в ту пору волновали людей, большей частью останутся нам непонятными да и не очень интересными. Казалось бы, кому нужны сейчас все эти Иоанны Крестители и богородицы? Кого волнует нынче тема "Сретения" или "Преображения господня"? Великие произведения искусства кажутся нам на первый взгляд просто щербатыми раскрашенными досками. Они молчат.
Но во многом виноваты здесь и мы сами. Мы не только проходили равнодушно мимо этих картин - мы еще и отворачивались. Нам казалось, что древнерусское искусство принадлежит религии и умерло для нас вместе с ней.
Удивительная несправедливость!
Никому из нас в голову не придет умалять достоинства Венеры Милосской только потому, что она богиня и в свое время ей приносили жертвы и возносили молитвы. Вы скажете, что в виде Венеры скульптор изобразил прекрасную, живую, реальную женщину. Ну, а персонажи искусства древнего Египта, у которых, вопреки законам природы, головы всегда повернуты в профиль, а глаза смотрят анфас, ноги опять же идут в профиль, а плечи развернуты на зрителя, и к тому же на плечах соколиные и шакальи головы?
Мы ведь давно уже и прекрасно научились разделять искусство и церковность. Достаточно вспомнить, например, картины итальянского Ренессанса.
Прелестные и юные мадонны Возрождения давно уже вошли неотъемлемой частью в современную мировую культуру. Когда печальные, когда задумчивые, а когда и беспечные, как девчонки, они неслышно дышат благодатным воздухом Италии, и прозрачные вуали, мода современных им флорентиек и венецианок, вьются вкруг их нежных лиц. Рядом с ними наша русская богородица кажется угловатой и бедной, почти убогой.
Но так кажется только невнимательному взгляду. Духовный мир ее ничуть не менее богат и сложен.
Я берусь это доказать".

Достоинства Венеры для советского человека неоспоримы, а то, что Богородица - не убогая, так это еще доказывать нужно.
Удивительные дела...

черт-те что, интересно, книжная полка, домашнее чтение, по ходу чтения, библиофилия

Previous post Next post
Up