Нижний парк Петродворца: Эрмитаж

Aug 29, 2023 15:06





Павильон "Эрмитаж" в Нижнем парке Петергофа, южный фасад.

Во французском языке словом «эрмитаж» (l'ermitage) изначально обозначали скит (приют отшельника).  В XVIII веке в западной Европе распространилась мода на строительство особых павильонов называвшихся эрмитаж или место уединения, (l'endroit solitaire). Эти постройки представляли собой двухэтажные особняки, в нижнем этаже которых работали повара и слуги, готовившие и сервировавшие еду, которую на подъемниках доставляли на верхний этаж, где собирался особо приближенный круг гостей хозяина усадьбы. Подобные постройки приметил Петр I во время путешествий по странам Европы и повелел построить эрмитаж на берегу Финского залива в западной части Нижнего парка Петергофа рядом с Марлинским участком. Стрительство павильона началось в 1721 году и завершилось в 1725 году, уже после смерти императора. В годы Великой Отечественной войны павильон был значительно разрушен, при этом в 1952 году он стал первым восстановленным музеем Петергофа.



Петергофский Эрмитаж, построенный архитектором И.Браунштейном, представляет собой небольшое двухэтажное здание, возведенное на массивном подножии-стилобате и окруженное глубоким, широким рвом. Через ров, наполненный водой, был перекинут разводной мост. Место возведения и архитектурное решение подчеркивали предназначение павильона - места уединения и проведения встреч близкого круга владельцев Петергофа.



Северный фасад павильона "Эрмитаж"

Благодаря огромным стеклянным окнам-дверям Эрмитаж кажется прозрачным, благодаря, а фасады - легкими и воздушными. Глубокий и широкий, наполненный водой, ров подчеркивает уединённость павильона, расположенного на краю парка у самого залива.



Балкон над входом со стороны моста, ведущего в павильон.

Весь второй этаж павильона занимает единственный зал, в центре которого размещен большой овальный стол на 14 персон. На столе - роскошный сервиз и муляжи изысканных блюд -  торт-корабль, сахарные фонтаны, румяные кулебяки, блины...







С нижнего этажа павильона поднимается центральная часть стола и подставки для тарелок гостей.



Опущенная на первый этаж центральная часть стола (фото с монитора, на котором демонстрируется работа механизма подъема стола.

В середине XVIII века стены павильона украсили 124 картины, составившие шпалерную развеску - изюбленный приём любимого Екатериной II архитектора А.Растрелли, использовавшийся им при оформлении помещений дворцов усадьбы «Ораниенбаум».



Стены павильон ярким ковром покрывают 124 картины, разделенные золоченым багетом.

В коллекции картин представлены полотна мастеров голландской, фламандской, итальянской, немецкой и французской школ.



"Полтавская баталия" работы неизвестного русского художника - единственная картина в шпалерной развеске, посвященная русской теме.

Из его окон открываются виды на залив и аллеи парка.



Аллея, ведущая к Львиному каскаду.



Вид на Финский залив.

На протяжении всего XVIII столетия в петергофском Эрмитаже часто "забавлялись и изволили кушать". Здесь любили устраивать вечерние кушанья Екатерина I и  Елизавета Петровна. Часто посещала Эрмитаж и Екатерина II, которая обсуждала  в Эрмитаже важные государственные дела и устраивала литературные салоны. Бывал в петергофском павильоне и Павел I, при котором в 1797 году подъемное кресло (своеобразный лифт)  было заменено лестницей, существующей до сих пор.



Справа - кресло лифта, который заменила лестница, ведущая на второй этаж (слева).

На нижнем этаже  расположены два Чуланца, Кухня и Буфетная, где готовили и подогревали изысканные кушанья для застолий, организованных в верхнем Зале.

Центральное положение на первом этаже павильона занимает Буфетная, где проводилась раскладка готовых блюд и сервировка эрмитажного стола.



Справа - подъемник стола стол и подставки тарелок гостей подняты наверх).

В Буфетную через овальный проем опускалась со второго этажа центральная часть стола, после сервировки поднимавшаяся слугами наверх.



Подъёмный механизм, действующий при помощи ручной тяги, главный экспонат Буфетной.

Петергофский Эрмитаж, послужил прототипом всех русских эрмитажей, самый знаменитый из которых - петербургский Эрмитаж (ныне Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж»).  Спустя два года после своей коронации Екатерина II, не любившая слишком большого и неуютного Зимнего дворца, начала строительство рядом с ним камерного дворца, в большей степени отвечающего ее личным потребностям.

Постройка Малого Эрмитажа длилась одиннадцать лет. Здание состояло из  двух павильонов - Северного (выходящего на берег Невы) и Южного, связанных на уровне второго этажа «висячим садом» под открытым небом. По обе стороны сада были устроены галереи для картин. В новом сооружении, вмещавшем  в себя зимний сад c экзотическими растениями и птицами, а также несколько гостиных и залов. Екатерина II проводила увеселительные музыкальные или театральные вечера в компании немногочисленных приближенных. Эти встречи императрица именовала «малыми эрмитажами». Северный павильон Зимнего дворца, как и положено эрмитажу, был оснащен подъемным столом, который сервировался на первом этаже, а затем поднимался наверх, в залы.

В настоящее время петербургский Эрминаж - крупнейший музей мира, коллекция которого насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. Петербургский Эрмитаж никак не место уединения. Он входит в десятку наиболее посещаемых музеев - до нескольких миллионов человек! В то же время в первом российском Эрмитаже сохраняется иллюзия уединенности. Это связано не только с тем, что он несомненно уступает петербургскому по посещаемости, хотя антропогенная нагрузка на Нижний парк Петергофа колоссальна.



Мостик в павильон "Эрмитаж" - экскурсовод и группа посетителей.

Несомненно, небольшие размеры петергофского павильона и его расположение в парке способствуют ощущению камерности, однако весьма весомый вклад в ощущение удиненности вносит прекрасно организованное обслуживание посетителей - хороший экскурсовод и весьма приветливые опрятные смотрители. Может быть, что это связано и с тем, что обслуживающий персонал работает лишь с 1 июля 2023 года, после двухлетней реставрации павильона.  
Previous post Next post
Up