Шедевр архитектора А.Ринальди - Дворец Петра III

Oct 15, 2021 11:00





А.Ринальди (1709 - 1794). Копия барельефа работы Ф. И. Шубина размещена в вестибюле Дворца Петра III

Истории Дворца Петра III в Ломоносове был посвящен один из постов об усадьбе «Ораниенбаум». Этот же текст в основном посвящен интерьеру этого уникального дворца - первой самостоятельной работе в России выдающегося архитектора Антонио Ринальди. Дворец не столь большой и роскошный, как Китайский дворец, расположенный в этом же Верхнем парке, но художественные пристрастия архитектора, проявленные при проектировании и строительстве дворца для Петра III, явно просматриваются и в архитектурном решении дворца, построенного для Екатерины II. Кроме того, восстановленный Дворец Петра III представляет собой яркий пример музеефикации архитектурного памятника далекого прошлого, проведенной на высоком профессиональном уровне.



Дворец Петра III, находившийся на не захваченными фашистами Ораниенбаумском плацдарме, практически не пострадал в годы Великой Отечественной войны, что значительно облегчило работу реставраторов. Единственный снаряд, попавший во дворец в военные годы, угодил в дымоход и разорвался на уровне второго этажа. В результате в спальне был уничтожен лепной камин и повреждены лаковые росписи, расположенные на панелях стен. После войны, как самостоятельный историко-бытовой музей, дворец был открыт в 1962 году после восстановления отделки XVIII века в Картинном зале.



Прихожая для посетителей музея. Над коробом с одноразовыми матерчатыми бахилами - коллаж, посвященный работе реставраторов Дворца.

Ораниенбаумский дворец Петра III - небольшое спроектированное в стиле рококо, почти кубической формы двухэтажное каменное здание, увенчанное балюстрадой. Этот дворец не предназначался для постоянного жилья - для этих целей служил Большой Меншиковский дворец. Эта же роскошная постройка была местом, в котором Наследник престола мог уединиться или отдохнуть после любимых занятий - музицирования и участия в потешных баталиях.



Вид на Дворец со стороны реки Корасты, слева просматриваются парадные ворота в Петерштадт.



Парадный вход во дворце. Над дверью балкон, с которого Наследник российского престола, будучи комендантом крепости, любил приветствовать своих подчиненных в мундире полковника голштинского пехотного полка.



Дворец для публики начинается с вешалки.

Музейная экспозиция расположена в 6-ти комнатах (передняя, буфетная, картинный зал, кабинет, спальня и будуар), занимающих второй этаж.



Лестница, ведущая на второй этаж



Вход в переднюю



Передняя: портрет Петра III и его любимые игрушки - фигурки солдатиков





Камин в передней

Во всех залах второго этажа полностью сохранилось лепное убранство середины XVIII века, выполненное в технике намазной лепки.

Лепка является главным элементом отделки Буфетной - на 22 двух лепных посеребренных полочках, объединенных растительным орнаментом в единую композицию, размещаются китайские фарфоровые вазочки XVIII века



.Коллекция китайского фарфора



Вход в Картинный зал

Шпалерная развеска Картинного зала была осуществлена академиком Якобом Штелиным и художником Лукасом Пфандцельтом. После дворцового переворота 1762 года и смерти Петра III картины были вывезены из дворца в Императорский Эрмитаж. В 1960-1962 гг. были проведены работы по восстановлению шпалерной развески. В основу были положены архивные документы и чертежи развески Якобы Штелина, обнаруженные в архиве Академии Наук.



Камин в Картинном зале



Окна Картинного зала с видом на реку Караста

Стены, двери и откосы окон и дверей в Картинном зале, Кабинете и Спальне украшают лаковые панно в стиле шинуазри работы русского художника Федора Власова. Панно представляют собой живописные фантазии в стиле китайского искусства.



Кабинет



Фрагмент интерьера спальни с белым бюро-кабинетом, являющимся уникальным примером стиля шинуазри в мебели (1759 год)



Дверь из спальни в будуар



Камин в будуаре



Секретер в будуаре



Личные вещи Петра III - треуголка, шарф, мундир полковника голштинского пехотного полка. Будучи комендантом крепости, он не раз появлялся в этом наряде на балконе дворца, чтобы поприветствовать своих подчиненных.



Потайной вход в будуар



Потайная лестница в будуар очень узкая и крутая

Дворец Петра III представлял собой лишь одну из построек крепости Петерштадт, из которых сохранились кроме самого дворца только парадные ворота.



Макет крепости Петерштадт. Справа на макете - Дворец Петра III, слева среди построек просматривается шпиль парадных крепостных ворот.



Парадные крепостные ворота в никуда



Холмики - это всё, что осталось от земляных укреплений крепости Петерштадт.



Вид со стороны Дворца Петра III на долину реки Караста

Последняя реставрация Дворца Петра III, на которую было затрачено почти 160 млн руб, закончилась в 2018 году. И эта работа несомненно стоила таких громадных денег. Или Вы не согласны?
Previous post Next post
Up