Китайский дворец усадьбы «Ораниенбаум»

Jul 26, 2022 11:30





Вид на южный фасад Китайского дворца со стороны пруда

Китайский дворец превосходно отражает  художественные пристрастия аристократии XVIII века. Своё название дворец получил потому, что ряд его интерьеров декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства. Убранство дворца, выполненое европейскими и русскими художниками с исключительным мастерством, не имеет аналогий в мире.

Дворец, расположенный в южной части Верхнего парка усадьбы « Ораниенбаум», проектировался как центральный объект участка собственная дача Екатерины II, т.е. предназначался исключительно для императрицы. В собственные владения членов царской семьи приглашались лишь избранные лица. Как публичный музей дворец был открыт в 1922 году.





Южный фасад Китайского дворца. Для публики вход в музей через стеклянную галерею, соединившую два ризалита - в левом (западном) были покои Екатерины II, в правом - покои её сына Великого князя Павла..

Китайский дворец построен в 1762-1768 годах по проекту А.Ринальди. В убранстве Китайского дворца наиболее полно выражен стиль рококо, который больше нигде в России не получил такого распространения как в Ораниенбауме. В середине XIX века по проекту архитекторов Л.Л.Бонштедта и А.И.Штакеншнейдера надстроили второй этаж с балконом и построили застекленную галерею, соединившую с южной стороны два ризалита. Помимо этого с востока и запада дворца пристроили небольшие помещения-антикамеры.

Передняя - помещение через которое в XYIII веке был вход во дворец со стороны южного фасада. В последующем это помещение использовалось как столовая. Помещение богато украшено живописью.



Передняя. Камин из искуственного мрамора. Слева - вход в Большой зал.



Интерьер Передней.

Между Передней и Розовой гостиной расположена Гардеробная. Это помещение связывает покои Великого князя Павла с парадным входом во дворец. Когда помещение использовалось как гардеробная, здесь пудрили парики. Затем комнату использовали как буфетную, потом как библиотечную.



Украшение Гардеробной - прекрасный паркет, секретер и камин.



Вид из дворца на восточный партерный садик

Среднюю часть дворца занимает парадная анфилада комнат - Зал муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, Большой зал, Штукатурный покой, Малый Китайский кабинет и Большой Китайский кабинет (Китайская галерея). В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар). Описанные выше Передняя и Гардеробная связывают интерьеры половины Павла (восточной ризалит) с Большим залом. Всего на первом этаже дворца 17 помещений, половина из которых доступна публике.



Общий вид Зала муз

Первоначально Зал муз назывался Живописной галереей и предназначался для музыкальных концертов.



Плафон "Триумф Венеры" Зала муз, написанный С.Торелли.



"Мальчик на дельфине" (1860 г.) - копия скульптуры Лоренцо Лоренцетто (Лоцци) 1490 - 1541 г.



Фрагмен декора Зала муз.

От Зала муз до Китайской галереи проходит парадная анфилада помещений Китайского дворца.



Анфилада парадных комнат Китайского дворца со сторны Зала муз

Голубая гостиная - вторая со стороны Зала муз комната парадной анфилады.



Дверь из Голубой гастиной в Зал муз.



Дверь из Голубой гастиной в Стеклярусный кабинет.



Стеклярусный кабинет

Стеклярусный кабинет - главная достопримечательность Китайского дворца. В кабинете сохранилась подлинная уникальная отделка 1760-х годов. Стены кабинета декорированы двенадцатью панно - холстами, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком - синелью. На панно изображены фантастические птицы, растения, порхающие бабочки. Панно помещены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.



Один из трех мозаичных столов, изготовленных в 1769-1771 годах специально для Стеклярусного кабинета мастерами Петергофской гранильной фабрики из смальты приготовленной по рецепту М.Ломоносова.

Большой зал - центральный в парадной анфиладе. В XYIII веке зал служил для проведения приемов и торжественных обедов.



Большой зал



Плафон Большого зала

Штукатурный покой открывает западную часть парадной анфилады. Стены комнаты выполнены в технике намазной лепки мастером А.Джани.



Штукатурный покой. Бюро розового дерева французской работы (1760-ые годы).



Штукатурный покой. Ломберный стол работы французского мастера Л.Будена (1768 г.)

Интерьер  Малого Китайского кабинета (Китайской комнаты)  воплощен в характере китайского искусства как он воспринимался европейскими дизайнерами XYIII века. На стенах кабинета - портреты вельмож, прибывших в Россию в свите будущего императора Петра III.



Малый Китайский кабинет.

Большой Китайский кабинет (Китайская галерея) завершает западную часть парадной анфилады дворца.



Большой Китайский кабинет. Бильярд английского мастера Р.Кларка - приобретение Великого князя Петра Федоровича.



Одно из деревянных панно Большого Китайского кабинета выполненное в технике маркетри с инкрустрацией пластинками моржовой кости.

В Кабинет Великого князя Петра Федоровича в настоящее время посетители  не могут попасть из дворца. Вход для экскурсантов возможен только со стороны парка.



Кабинет Великого князя Петра Федоровича. Камин.



Роспись плафона Кабинета Великого князя Петра Федоровича

С самого первого времени своего существования Китайский дворец постоянно страдал от сырости. Современное прекрасное состояние Китайского дворца результат работы инженеров и реставраторов, обслуживающих дворец с конца XYIII века по настоящее время.

Первые реставрационные работы во дворце начали проводиться сразу после его постройки - в 1770-х годах. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора, который был заменён на паркет с сохранением первоначального рисунка. В Ораниенбауме полюбоваться прекрасно отреставрированными полами из искуственного мрамора можно в Павильоне Катальной горки. В начале XIX века опять реставрируют уже паркетные полы. В 1870-1890-е гг. первоначальную отделку XVIII века частично теряют Гардеробная и Голубая гостиная. В это же время ремонтируется дренажная система, каменный настил вокруг дворца и балюстрада на крыше. В начале XX века интерьеры дворца снова реставрируют. В 1924 году начинается реставрация живописи, которая заканчивается в 1940 году. Реставрация и ремонт дворца постоянно происходили и в послевоенное время.

В 2007-2011 годах помимо косметической реставрации, проведены масштабные инженерно-дренажные работы с целью недопущения подтекания грунтовых вод в подвалы дворца. В 2011 году после реставрации были вновь открыты для посетителей Большая антикамера, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет и Зал муз, а в 2022 году - Китайская галерея. Однако до сих пор значительная часть парадных и бытовых помещений Китайского дворца находится на реставрации и недоступна для публичного осмотра.

Китайский дворец, в отличие от других пригородных дворцов Санкт-Петербурга, практически не пострадал в период Революции, Гражданской войны, Великой Отечественной войны и в послевоенное лихолетье. В годы войны Китайский дворец, расположенный на Ораниенбаумском плацдарме, был законсервирован, а музейные ценности были эвакуированы. Все  парадные интерьеры дворца не новоделы, а прекрасно отреставрированные подлинные произведения искусства, созданные архитекторами и дизайнерами XVIII - XIX веков.

Ораниенбаум, архитектура, музейное дело, Санкт-Петербург, история, сады и парки, дизайн

Previous post Next post
Up