Вид на южный фасад Китайского дворца со стороны пруда
Китайский дворец превосходно отражает художественные пристрастия аристократии XVIII века. Своё название дворец получил потому, что ряд его интерьеров декорирован в духе эстетики Китая или с использованием подлинных произведений китайского искусства. Убранство дворца, выполненое европейскими и русскими художниками с исключительным мастерством, не имеет аналогий в мире.
Дворец, расположенный в южной части Верхнего парка усадьбы «
Ораниенбаум», проектировался как центральный объект участка
собственная дача Екатерины II, т.е. предназначался исключительно для императрицы. В собственные владения членов царской семьи приглашались лишь избранные лица. Как публичный музей дворец был открыт в 1922 году.
Южный фасад Китайского дворца. Для публики вход в музей через стеклянную галерею, соединившую два ризалита - в левом (западном) были покои Екатерины II, в правом - покои её сына Великого князя Павла..
Китайский дворец построен в 1762-1768 годах по проекту А.Ринальди. В убранстве Китайского дворца наиболее полно выражен стиль рококо, который больше нигде в России не получил такого распространения как в Ораниенбауме. В середине XIX века по проекту архитекторов Л.Л.Бонштедта и А.И.Штакеншнейдера надстроили второй этаж с балконом и построили застекленную галерею, соединившую с южной стороны два ризалита. Помимо этого с востока и запада дворца пристроили небольшие помещения-антикамеры.
Передняя - помещение через которое в XYIII веке был вход во дворец со стороны южного фасада. В последующем это помещение использовалось как столовая. Помещение богато украшено живописью.
Передняя. Камин из искуственного мрамора. Слева - вход в Большой зал.
Интерьер Передней.
Между Передней и Розовой гостиной расположена Гардеробная. Это помещение связывает покои Великого князя Павла с парадным входом во дворец. Когда помещение использовалось как гардеробная, здесь пудрили парики. Затем комнату использовали как буфетную, потом как библиотечную.
Украшение Гардеробной - прекрасный паркет, секретер и камин.
Вид из дворца на восточный партерный садик
Среднюю часть дворца занимает парадная анфилада комнат - Зал муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, Большой зал, Штукатурный покой, Малый Китайский кабинет и Большой Китайский кабинет (Китайская галерея). В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар). Описанные выше Передняя и Гардеробная связывают интерьеры половины Павла (восточной ризалит) с Большим залом. Всего на первом этаже дворца 17 помещений, половина из которых доступна публике.
Общий вид Зала муз
Первоначально Зал муз назывался Живописной галереей и предназначался для музыкальных концертов.
Плафон "Триумф Венеры" Зала муз, написанный С.Торелли.
"Мальчик на дельфине" (1860 г.) - копия скульптуры Лоренцо Лоренцетто (Лоцци) 1490 - 1541 г.
Фрагмен декора Зала муз.
От Зала муз до Китайской галереи проходит парадная анфилада помещений Китайского дворца.
Анфилада парадных комнат Китайского дворца со сторны Зала муз
Голубая гостиная - вторая со стороны Зала муз комната парадной анфилады.
Дверь из Голубой гастиной в Зал муз.
Дверь из Голубой гастиной в Стеклярусный кабинет.
Стеклярусный кабинет
Стеклярусный кабинет - главная достопримечательность Китайского дворца. В кабинете сохранилась подлинная уникальная отделка 1760-х годов. Стены кабинета декорированы двенадцатью панно - холстами, на основе которых сделана вышивка стеклярусом (трубочками молочного стекла) и разноцветным ворсистым шелком - синелью. На панно изображены фантастические птицы, растения, порхающие бабочки. Панно помещены в рамы с золоченой резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздьями винограда.
Один из трех мозаичных столов, изготовленных в 1769-1771 годах специально для Стеклярусного кабинета мастерами Петергофской гранильной фабрики из смальты приготовленной по рецепту М.Ломоносова.
Большой зал - центральный в парадной анфиладе. В XYIII веке зал служил для проведения приемов и торжественных обедов.
Большой зал
Плафон Большого зала
Штукатурный покой открывает западную часть парадной анфилады. Стены комнаты выполнены в технике намазной лепки мастером А.Джани.
Штукатурный покой. Бюро розового дерева французской работы (1760-ые годы).
Штукатурный покой. Ломберный стол работы французского мастера Л.Будена (1768 г.)
Интерьер Малого Китайского кабинета (Китайской комнаты) воплощен в характере китайского искусства как он воспринимался европейскими дизайнерами XYIII века. На стенах кабинета - портреты вельмож, прибывших в Россию в свите будущего
императора Петра III.
Малый Китайский кабинет.
Большой Китайский кабинет (Китайская галерея) завершает западную часть парадной анфилады дворца.
Большой Китайский кабинет. Бильярд английского мастера Р.Кларка - приобретение Великого князя Петра Федоровича.
Одно из деревянных панно Большого Китайского кабинета выполненное в технике маркетри с инкрустрацией пластинками моржовой кости.
В Кабинет Великого князя Петра Федоровича в настоящее время посетители не могут попасть из дворца. Вход для экскурсантов возможен только со стороны парка.
Кабинет Великого князя Петра Федоровича. Камин.
Роспись плафона Кабинета Великого князя Петра Федоровича
С самого первого времени своего существования Китайский дворец постоянно страдал от сырости. Современное прекрасное состояние Китайского дворца результат работы инженеров и реставраторов, обслуживающих дворец с конца XYIII века по настоящее время.
Первые реставрационные работы во дворце начали проводиться сразу после его постройки - в 1770-х годах. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора, который был заменён на паркет с сохранением первоначального рисунка. В Ораниенбауме полюбоваться прекрасно отреставрированными полами из искуственного мрамора можно в
Павильоне Катальной горки. В начале XIX века опять реставрируют уже паркетные полы. В 1870-1890-е гг. первоначальную отделку XVIII века частично теряют Гардеробная и Голубая гостиная. В это же время ремонтируется дренажная система, каменный настил вокруг дворца и балюстрада на крыше. В начале XX века интерьеры дворца снова реставрируют. В 1924 году начинается реставрация живописи, которая заканчивается в 1940 году. Реставрация и ремонт дворца постоянно происходили и в послевоенное время.
В 2007-2011 годах помимо косметической реставрации, проведены масштабные инженерно-дренажные работы с целью недопущения подтекания грунтовых вод в подвалы дворца. В 2011 году после реставрации были вновь открыты для посетителей Большая антикамера, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет и Зал муз, а в 2022 году - Китайская галерея. Однако до сих пор значительная часть парадных и бытовых помещений Китайского дворца находится на реставрации и недоступна для публичного осмотра.
Китайский дворец, в отличие от других пригородных дворцов Санкт-Петербурга, практически не пострадал в период Революции, Гражданской войны, Великой Отечественной войны и в послевоенное лихолетье. В годы войны Китайский дворец, расположенный на Ораниенбаумском плацдарме, был законсервирован, а музейные ценности были эвакуированы. Все парадные интерьеры дворца не новоделы, а прекрасно отреставрированные подлинные произведения искусства, созданные архитекторами и дизайнерами XVIII - XIX веков.