Павильон Катальной горки усадьбы «Ораниенбаум»

Jul 25, 2022 13:15





Вид на южный фасад павильона Катальной горки

Павильон Катальной горки - часть некогда огромного увеселительного сооружения, летних Катальных гор, прообразом которым послужили ледяные горы, создаваемые к дням масленичных гуляний. Комплекс Катальной горки использовали по назначению до тех пор, пока он не начал разрушаться в 1801 году. Колоннады комплекса рухнули в 1813 году, а руины некогда грандиозного сооружения  разобрали в конце 1850-х годов. От всего  комплекса Катальной горки остался лишь каменный павильон. В годы Великой Отечественной войны павильон Катальной горки, возвышающийся, подобно маяку, на высоком береговом уступе, значительно пострадал от вражеских обстрелов.





Вид на павильон Катальной горки со стороны луга, где некогда были скаты и крытые галереи-колоннады протяженностью 532 метра грандиозного. сооружения Катальных гор.

Комплекс Катальной горы состоял из павильона, скатов и крытых прогулочных галерей-колоннад протяженностью более полукилометра. Павильон, оставшийся от комплекса Катальной горы, производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, это прекрасное произведение высокой архитектуры, а, с другой, являясь незначительной частью некогда грандиозного комплекса, в настоящее время он выглядит довольно нелепо. Однако, побывав внутри павильона, начинаешь по-новому воспринимать это здание.



Вид на павильон с парадной (восточной) стороны.

Основное предназначение павильона заключалось в том, чтобы попасть на спусковую площадку катальной горы, расположенную на высоте 20 метров. Время спуска по катальной горе было весьма коротким, а подготовка к нему занимала весьма значительное время - развлекающихся посетителей Собственной дачи Её Императорского Величества надо было чем-то занять. В связи с этим в павильоне были устроены великолепные площадки для любования окрестностями Ораниенбаума и обустроены залы для отдыха.



Лестница, ведущая на балюстраду второго этажа павильона



Фрагмент балюстрады второго этажа опоясывающие павильон. Вид в сторону Финского залива.



Фрагмент балюстрады второго этажа павильона. Вид в сторону луга Катальной горы и Китайского дворца.

На балюстраду второго этажа выходит главный вход в парадный вестибюль павильона из которого парадная лестница ведет на третий этаж павильона.  В вестибюль выходят двери служебных помещений - Буфетной и Кухни, в которых подогревали и подготавливали блюда перед подачей их наверх в парадные помещения Павильона.



Буфетная (Кофешенкерская).



Дровяная плита на Кухне



Внутренняя лестница павильона ведёт на третий, парадный, этаж.



Лестничная площадка парадной лестницы на третьем этаже павильона.



Круглый зал треьего этажа.

После завершения строительства "Катальной горки", Екатерина II проводила здесь торжественные обеды и приёмы, в том числе и для иностранных послов. Для этих целей предназначался Круглый зал и примыкающие к нему кабинеты.

Зал декорирован росписью, лепкой и позолотой работы русских и итальянских мастеров. Пол облицован искусственным мрамором нежно-синего, розовато-голубого, желтоватого и зеленоватого тонов. единственным в нашей стране дворцовым уникальными полам из искусственного мрамора. Орнамент  пола Круглого зала перекликается с росписью его стен и купола. Уникальный пол из искуственного мрамора Круглого зала и всех других парадных помещений павильона защищен толстым стеклом, по которому не повреждая искуственный мрамор ходят посетители музея.

Полы из искуственного мрамора были когда-то и в главном здании Собственной дачи - Китайском дворце, но из-за постоянной сырости в нём они испортились и были заменены на паркетные.



Декор стен и потолка круглого зала

Из груглого зала двери ведут в Фарфоровый кабинет и Штукатурный кабинет. Фарфоровым один из кабинетов назван потому, что в нём выставлена великолепная  коллекция форфора, а второй Штукатурным потому, что главный элемент его декора выполнен в технике намазной лепки - изображениях связок оружия и музыкальных инструментов в обрамлении растительного орнамента.



Резные плетеные кресла французской работы 1740-х годов и ломберные столики ручной работы в Штукатурном кабинете

В Фарфоровом кабинете размещены уникальные фарфоровые группы, выполненные в 1772-1774 годах на Мейсенской мануфактуре специально для этого интерьера по моделям скульптора И.И.Кендлера. Фарфоровые изделия представляют собой аллегорическое повествование о жизни России в XVIII веке, её славных морских победах, о бурном развитии экономики, торговли, наук и искусств.



На стенах Фарфорого кабинета размещена великолепная коллекция Мейсенского фарфора.

Балюстрада третьего этажа - прекрасный элемент Павильона Катальной горки. С  открытого балкона, опоясывающего парадные залы павильона открываются чудестные виды на парк, Финский залив и Кронштадт.



На лестничную площадку парадной лестницы выходит дверь, ведущая на балюстраду третьего этажа павильона.



Фрагмент западной части балюстрады



Померанцевое деревце в кадке - традиционное украшение всех дворцовых построек Ораниенбаума.



В хорошую погоду открывается прекрасный вид на Финский залив и Кронштадт.



Фрагмент восточной части баллюстрады

Экскурсия по Павильону Катальной горки начинается на первом, цокольном, его этаже. Здесь помимо служебных помещений музея расположена экспозиция, посвященная истории этого сооружения.



Первый, цокольный, этаж павильона Катальной горки



Макет комплекса Катальной горы, справа - экран компьютерной инсталляции Катальной горы

Инженерно-техническое сооружение комплекса имело один прямой и три волнообразных деревянных ската, высота которых последовательно уменьшалась и преодолевалась за счет инерции, а также три колеи: центральная - для катания, и боковые - для подъема колясочек. Скат Катальной горы начинался на  террасе третьего этажа, от которой шел подъем на спусковую площадку первой горки, расположенную на высоте примерно 20 метров. Остальные три горки, высота которых последовательно уменьшалась, преодолевались за счет инерции движения. Катание осуществлялось на специально сконструированных механиком А.К.Нартовым резных золоченых колясочках в виде "триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей".

По обеим сторонам ската были расположены крытые каменные колоннады-галереи протяженностью 532 метра. Их плоские крыши являлись верхними галереями для прогулок, огражденными балюстрадой; их украшали сотни декоративных ваз и скульптур.



Одна их колясочек сконструированных А.К.Нартовым

Экскурсия по павильону Катальной горки продолжается на втором этаже.



Винтовая лестница, по которой экскурсанты попадают на второй этаж павильона Катальной горки.



Выход с винтовой лестницы на второй этаж павильона Катальной горки

Со второго этажа экскурсия через вестибюль и парадную лестницу переходит на третий этаж. Оканчивается осмотр Павильона Катальной горки в вестибюле воторого этажа - экскурсанты выходят на балюстраду второго этажа.

После Великой Отечественной войны павильон Катальной горки был отремонтирован, воссозданы утраченные архитектурные детали и декор помещений. Как историко-художественный музей павильон был открыт в 1959 году. После капитального ремонта и реставрации павильон был вновь открыт для посетителей летом 2022 года.

музейное дело, Санкт-Петербург, сады и парки, дизайн, путешествия, Ораниенбаум, архитектура, история

Previous post Next post
Up