Памятная стела „Город воинской славы“ в Великом Новгороде
После присвоения городу Великому Новгороду почётного звания Российской Федерации „Город воинской славы“ (Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 2008 года) в центре города была установлена единая для всех награжденных городов стела - 10-ти метровая гранитная колонна, выполненную в дорическом ордере, увенчанная двуглавым орлом из позолоченной бронзы. По углам гранитной площадки, в центре которых возвышается стела, - четыре тумбы с барельефами с описанием памятных героических событий и ратных подвигов, на основании которых каждому из городов присвоено это почётное звание. Содержание барельефов памятного знака в Великом Новгороде заставляет задуматься над тем, чем в воинском отношении прославился Великий Новгород, на протяжении веков бывший фактической столицей Древнерусского государства.
Великий Новгород обычно нанимал для своей защиты чужеземцев или платил дань сильному противнику. Такая политика обеспечивала безопасность торговли с соседними странами, способствовала развитию ремесел в городах, процветанию крестьянства и развитию общей культуры в землях, подвластных Великому Новгороду. В такой политике Великий Новгород следовал тактике Ганзейского союза, крупнейшим торговым контрагеном которого в Восточной Европе он оставался на протяжении всего периода существования Ганзы.
«Все мое», - сказало злато; «Все мое», - сказал булат. «Все куплю», - сказало злато; «Все возьму», - сказал булат. А.Пушкин, 1827 г.
Долгое время новгородцы для защиты коммуникаций в своих обширных землях использовали укшуйников (викингов), а от нашествия Батыя и его потомков отделывались выплатой дани. Такая политика потерпела крах после бесславной для новгородцев Битвы на Шелони (1471 г.), в результате которой Новгородская республика окончательно утратила свою независимость от Московского царства.
Находясь в составе Московского царства, Великий Новгород также никаким образом не приобрел воинскую славу - укоренившийся в сознании новгородцев принцип «всё куплю» всё же не так плох, а принцип «всё возьму» глубоко безнравственен и не обеспечивает всестороннего развития тех, кто ему следует. Что фактически и отражено в сюжетах 16-ти барельефов на тумбах вокруг памятной стелы.
Барельефы по тематике разбиты на четыре исторических периода воинской славы Великого Новгорода: Древняя Русь (до 1478 г.). Московское царство (1492-1721), Российская империя(1721−1917), Новейшая история (события с 1917 г.). Большая часть сюжетов этих барельефов посвящена жителям города, участвовавшим в сражениях, которые проходили далеко за пределами новгородской земли - от Псков и Полтавы до берегов морей Тихого океана и африканских Анголы и Эфиопии. Один из барельефов посвящен пребыванию в Новгороде Петра I, другой - А.Суворова. Период Великой Отечественной войны отражен в барельефе, посвященном подвигу вологдчанина А.К.Панкратова, который на окраине Великого Новгорода первым в истории Великой Отечественной войны закрыл своим телом вражеский пулемёт. Другой барельеф посвящен партизанам новгородчины. Отдельный барельеф посвящен дню освобождения Великого Новгорода - 20 января 1944 г.
Историческому курьёзу посвящены два барельефа - один напоминает о том, что московский воевода князь М.В.Скопин-Шуйский организовал из Новгорода освободительный поход на Москву, осаждённую войсками Лжедмитрия II. В войско М.В.Скопин-Шуйского входил большой отряд шведов во главе с Якобом Делагарди. Однако вскоре воинство Делагарди отказалось продолжать поход на Москву, требуя внеочередной выплаты жалования. «Сам Делагарди не пылал желанием продолжать поход на Москву, а предпочитал ограничиться обороной Новгородской земли». Однако обороняться от шведов пришлось самим новгородцам, чему посвящен другой барельеф. Если наёмникам мало злата, то они его вероломно изымают.
На барельефе слева - "1608-1610 гг. Поход ополчения под началом М.В.Скопин-Шуйского на помощь осажденной Москве", справа - "1611 г. Оборона Новгорода от шведов. Подвиг протопопа Амоса, "детей его и людей""
В настоящее время в Российской Федерации почетное звание «Город воинской славы» присвоено более чем 40-ка городам от севера (Полярный) до юга (Владикавказ), от запада (Псков) до востока (Петропаловск-Камчатский). Большинство из этих городов оказали решающее сопротивление нашествию вражеских войск, многие были захвачены врагом и практически полностью были разрушены, некоторые города мужественно оборонялись и не были оккупированы, другие внесли решающий вклад в победу над врагом. По большому счету Великий Новгород ни чем из этого не выделяется из среди других городов России не имеющих высокого звания «Город воинской славы». Принижает ли это воинскую славу
Ломоносова,
Луги,
Кронштадта,
Великих Лук или не удостоенных этого звания
Невеля или
Со льцов? Никак нет. Однако сам статус «Город воинской славы» несомненно принижает. При этом, самое главное, принижает значение вековой политики ганзейского Великого Новгорода, успешно проводившего политику взаимовыгодного добрососедства с соседними государствами.
В 1917 году немецкий писатель-пацифист Л.Франк издал антивоенный манифест - сборник рассказов «Человек добр». Считается, что «первая задача, которую ставит и разрешает Франк в этом манифесте, - показать читателю всю лживость лозунгов буржуазной пропаганды, призванных освятить войну». Из пяти связанных между собою рассказов пожалуй самый сильный - рассказ «Отец». Единственная мечтой Роберта, более чем заурядного отца, было будущее счастье сына. Для сына всё: учителя, уроки, игрушки, и среди игрушек, конечно, солдатики и ружья… «Летом 1916 года Роберт получил известие, что сын его убит. Пал на поле чести. Весь мир обрушился». Героиня рассказа «Солдатская вдова» размышляет над смыслом слов «алтарь отечества»: «Мы принесли наших мужей в жертву отечеству, в жертву на алтарь отечества. Ал… тарь оте… чества…» - Она повторила эти слова, словно пробуя их на вкус, и, глядя вдаль, попыталась представить себе алтарь отечества. Не смогла». Другой герой Л.Франка убитый горем отец «вновь и вновь перечитывал: «Пал на поле чести»… Честь! Это слово, состоявшее из пяти букв, таило в себе ложь такой адской силы, что целый народ позволил этому слову взнуздать себя и сам же на себя взвалил бремя невероятных страданий»». Предупреждение великого писателя между двумя Мировыми войнами не было услышано. Более того, в 1934 году Л.Франк, как автор сборника рассказов-манифеста против войны, был лишён нацистами немецкого гражданства.
Несомненно, патриотическое воспитание имеет большое значение. Но и формирование добрососедского отношения к другим государствам на основе взаимовыгодного сотрудничества и взаимного уважения традиций необходимо. Многовековая история Великого Новгорода - прекрасный пример именно такого добрососедства.
Славу и величие Великий Новгород добыл не на полях зачастую бессмысленных битв, а на поприще развития ремесел, сельскохозяйственного производства и торговли с зарубежными партнерами, с которыми Республика предпочитала не мериться воинской силой, а вступать в добрососедские отношения.