Москали vs украинцы: история и современность

Jul 22, 2021 21:52





Скульптура "Новгородская земля" в Кремлевском парке Великого Новгорода

В истории имеется множество примеров укрепления и развития государств за счет присоединения приграничных или даже далеко расположенных территорий. Однако увеличение размера государственного образования введёт к возникновению трудностей в управления, что проявляется в возникновении различных конфликтов между центром и периферией. В той или иной форме подобные конфликты неоднократно возникали и в Древней Руси, и в Великом княжестве Литовском, и в Речи Посполитой, и в Московском царстве, и в Российской империи, и в Советском Союзе. Возникают они и в современной России, и в ряде государств-новоделов, возникших на развалинах СССР. В настоящее время особенно драматично это происходит в затянувшемся становлении государственности на южной окраине бывшей Российской Империи, причем острота этого процесса обусловлена конфликтом, возникшим еще в средневековье.



Понятие «украина» («окраина») в различные периоды формирования государственности на территории Русской равнины менялось в зависимости от того, где находилась столица государства. Официальная история современных России и Украины связывает первый центр формировавшегося русского государства с Киевом, что по мнению политической элиты современной Украины даёт ей историческое право на особую роль во взаимоотношениях с другими государствами, образовавшимися на обломках Империи. Однако такое мнение совершенно не очевидно.

Киев, столица современной Украины, географически находится на окраине земель, которые объединялись в единое государство. В экономическом отношении киевская окраина Руси была слабой по сравнению с Великим Новгородом, под протекторатом которого находилась вся северо-восточная Русь. Более того, он не случайно был крупнейшим торговым контрагентом средневековой Ганзы в Восточной Европе на протяжении всего периода его существования.  Великий Новгород был одним из важнейших центров формирования современной европейской цивилизации. По отношению к Великому Новгороду (его предшественникам - вероятно Старой Ладоге и  Руссе) остальные земли Руси были окраиной.  Причем окраиной не только в географическом, но и культурном отношении.

Единственное преимущество Киева состояло в том, что он был расположен ближе всех русских городов к Константинополю, от которого Русь, приняла христианство (согласно официальной версии Русской православной церкви Московского патриархата). В Киеве православными болгарами и греками был основан монастырь, ставший важнейшим центром христианизации Руси. Однако это преимущество оказалось для периферийного Киева фатальным недостатком - он был практически полностью уничтожен при первом же набеге полчищ монголо-татар на Русь. Примечательно, что и при Советской власти, когда Киев был на границе с Польшей, столица Советской  Украины находилась в  Харькове - город на периферии не может быть столицей большой страны.

Будучи одним из центров центров христианизации Руси, Киев приобрел большое политическое значение при формировании клерикального государства при Иване IV (Грозном), внуке Великой княгини Московской Софьи Палеолог (племянницы последнего императора Византии), провозгласившем Москву Третьим Римом. Важно отметить, что Киев никогда в русском православии не отождествлялся с Римом.

После неудачной для новгородцев битвы на Шелони и, особенно, после жестокого подавления Иваном IV сепаратистски настроенной новгородской боярской элиты, северо-запад Руси стал окраиной Московского царства, подобной его южной окраине.

В Новгородских землях надолго сохранилось "настороженное" отношение к москалям, хотя не столь радикальное, как на других окраинах Великой России. Например, в период немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны партизанское движение в этих местах было значительно меньшим по сравнению с соседними ленинградской и псковской областях, Белоруссией. Более того, спустя более полувека после окончания войны местное население сетовало на партизан, из-за которых немцы выселяли крестьян из деревень, расположенных рядом с лесными массивами, где базировались партизанские отряды.

В парке Кремля Великого Новгорода относительно недавно установили небольшую скульптуру "Новгородская земля". По сути это отлитая в бронзе карта владений Новгородской республики во время её расцвета. Однажды проходя мимо этого памятника, невольно услышал, как женщина рассказывала ребенку (по-видимому своему внуку) о том, что московиты захватили Великий Новгород и принесли неимоверные страдания населению, после чего все земли Республики отошли к Московскому княжеству. После этих событий XVI века сменилось 15-20 поколений россиян, но обида у новгородцев осталась...

Падение Новгородской республики было связано с тем, что её политическая элита к моменту присоединения к Московскому царству выродилась и не смогла стать ни центром формирования единого русского государства, ни организовать отпор посягательствам на свою независимость. С одной стороны, она не использовала имеющийся в государстве потенциал для экономического и социального развития колоссальных территорий, находившихся под её управлением. С другой, оказавшись между двумя полюсами развития европейской цивилизации - католическим и православном мiрами - не смогла дипломатическими способами избежать кровавый  конфликт в пределах одного этноса. Более того, элита Новгородской республики отдала функцию охраны границ Республики в руки иностранных наемников, полностью потеряла пассионарность, а её представители оказались не способными отстаивать независимость, невзирая на возможность собственной гибели.

Москва стала политическим центром Руси. При дальнейшем расширении Московского царства его окраины увеличивались - на востоке вплоть до берегов северных и западных морей Тихого океана, на юге до значительной части побережья Черного моря, на западе до границы с Германией. Однако название «украина» («окраина») в Российской Империи осталось только за южным регионам на Русской равнине.

Элиты Украины (историческое название южной окраины Польши времен расцвета этого католитического славянского государства - геополитического соперника православного Московского царства), в отличие от большинства других периферийных по отношению к Московии земель, со времен воцарения династии Романовых имели сильнейшее влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны. Это связано, в первую очередь, с развитием России как клирикального государства  - как-никак основателем трёхсотлетней династии был патриарх Филарет, отец первого царя династии. Помимо этого решающее слово на Соборе, избравшем на царствование малолетнего Михаила Романова, оказалось за запорожскими казаками, которые в Смутное время в составе банд лисовчиков грабили Великую Русь.

При Романовых, точнее при Гольштейн-Готторп-Романовых, произошло расширение Московского государства за счет присоединения к ней других земель. Территория государства стала во много раз больше размеров Новгородской республики и, тем более, Московского царства, с которых началось формирование современной России. Это, несомненно, имело позитивное влияние на развитие государства, но и несло в себе зерно будущих конфликтов в отношениях центр-окраина.

Политика московского правительства по отношению к национальным окраинам была весьма разумной - опора на национальные элиты и полный отказ от насильственной руссификации. Однако избегать руссификации народных масс и национальных элит не получалось - московский диалект русского языка стал языком межнационального общения, а овладение высокоразвитой культурой русского народа, постоянно обогащаемой за счет культуры присоединившихся этносов, способствовало развитию населения земель, присоединившихся к Москве. Национальная политика руководства Российской империи привела к инкорпорации в ее руководство представителей национальных элит, прежде всего татарской, польско-литовской и кавказских.

Показательна судьба Касимовского ханства. Как национальная автономия оно прекратило свое существование из-за того, что вся его элита приняла православие. Однако еще в начале прошлого века в Касимове сохранялась диаспора касимовских татар, автономно живших среди русского населения и бережно хранивших свои язык и культуру.

После распада в 1917-1918 гг Российской империи, столица России - Петроград - оказалась на окраине страны, на границе с недружественными государствами-новоделами, поэтому её перенесли в центр страны - в Москву. Руководство Советского государства, образовавшегося после падения в России клерикального самодержавного государства, продолжило проводить национальную политику своих предшественников.  Более того, московские власти способствовали формированию национальных культур и националистических взглядов даже у жителей тех окраин, которые ощущали себя частью единого надэтноса, к этому времени уже сформированного на территории России от берегов  до берегов Тихого океана, от берегов Ледовитого океана до горных массивов Азии.  При этом идеологи построения коммунистического общества считали, что национальные и религиозные предрассудки у народов, совместно строящих справедливое общество, пропадут сами собой в процессе совместного строительства социализма и коммунизма.

Однако идеи «национального освобождения» во все времена постоянно возникали в сознании элит окраин России. Очень часто это инициировалось геополитическими противниками Москвы, как столицы единого государства. При этом, в случае искусственно раздутых на бытовом уровне национальных конфликтов на окраинах России, прежде всего уничтожались носители имперской культуры и лояльное к центру местное население. Так было в Польше во время Польского восстания, так было в Княжестве Финляндском после получения им независимости в 1917 году. Так случилось в бывших союзных (и даже в некоторых автономных) республиках после распада СССР в 1991 году.

В настоящее время особенно драматично развязываются события на юге Великой России. Политика руководства современной “незалежной Украины” основана на том, что москали, согласно «научным изысканиям ученых» из Українського інститута національної пам'яті украли у «щирых украинцев» их тысячелетнюю историю и право управления Великой Россией. На этом основании «национально-свидомые» представители правящей элиты Украины разделяют единый народ своей страны, “москалей” противопоставляют “украинцам”. Причем первые всячески унижаются, а достоинства вторых безгранично превышаются. Несомненно, «щирым украинцам» это льстит - до сих пор при любом поводе толпы «славных потомков шумер» с энтузиазмом скандируют: «Москаляку на гиляку», «Кто не скачит - тот москаль» и, как апофеоз подобной глупости, - «Путин ху@ло». При этом продолжается многолетняя деградирадация экономики «неньки-України», сохраняется напряженность в обществе и вот уже почти десятилетие тлеет Гражданская война на востоке страны.

Подобные антимосковские настроения наблюдается и в Польше, и в Литве.  И даже в Белоруссии, как бы союзной России. В этом государстве-новоделе пока ещё не запрещён современный русский язык, но населению навязывается особая трактовка истории, в которой Белоруссия - центр формирования первого государства на просторах Русской равнины, а белорусский язык является прарусским. Исходя из этого именно Белоруссия (Беларусь, согласно белоруссой трактовке норм русской грамматики) - единственная наследница Великой Империи! В отличие от украинских националистов их белорусские единомышленники еще не призывают к покаранию и покорению Москвы, но тенденция налицо.

Во всех государствах, сформировавшихся из обломков СССР, к власти пришли  антисоциалистические силы. Их борьба между собой за наследие Советского государства проходит под лозунгами сепаратизма и национализма. При этом элиты бывших республик СССР назначили главным врагом этнических русских, русскую культуру и власть современной России, столь же антисоветскую и антисоциалистическую, как и власти других образовавшихся на развалинах великой страны государств-новоделов.

политология, национализм, СССР, Украина, этногенез, история, Россия, сепаратизм

Previous post Next post
Up