Дневник старшего лейтенанта А. А. Муравьева. Балтика. 1941 год - 2

May 08, 2023 18:38

Публикация, подготовка текста, вступительная заметка и примечания Сергея Попова (Муравьева).



Эскадра КБФ на Таллинском рейде.

Вступительная заметка

Записи того, что остановило мое внимание в 1941 году в период Великой Отечественной Войны за Родину, за Честь, за Свободу.

ВМФлота Старший Лейтенант Аркадий Муравьев

22-го июня, Ладожское озеро, порт Лахденпохья.
В 4 часа утра Ленинградский поезд подошел к ст. Якимаа и я, окрыленный надеждами на скорый отпуск, быстро добрался до корабля. Судьба решила иначе. В 12 часов по телефону позвонили из Штаба Флотилии и отдали приказание произвести три холостых орудийных выстрела, а через полчаса после этого я уже был в кабинете Командующего.

Вот наш краткий разговор:

Он: «Германия сегодня в 4 часа предательски напала на Советский Союз и фашистские самолеты уже бомбили Севастополь, Киев, Житомир, Каунас и ряд других городов. Ясно?»

Я: «Ясно, товарищ Командующий!»

Он: «Ваш корабль сегодня-же идет в Кронштадт в ряды Краснознаменного флота. Срочно приготовиться к походу и доложить мне».

Я: «Есть! Разрешите быть свободным?»

Он: «Да!»

Возвратившись на корабль, я приказал сыграть большой сбор и перед фронтом личного состава объявил о случившемся. Что я говорил? Я сказал, что с этой минуты наша жизнь целиком принадлежит Республике. Я напомнил старое, славное прошлое Русской Армии и Русского Флота; ключи Берлина, взятого русскими солдатами в 1760 году; Грюнвальд и Чудское озеро; Ливонских рыцарей, стремившихся на Восток и периодически разбивавшихся о гранит Новгородских и Псковских дружин. Я предупредил, что враг силен и коварен; что его армия оснащена техникой современного боя и что тем славнее будет наша победа над фашизмом - врагом культуры, цивилизации и свободы. Я сказал, что из далекого прошлого наши деды и прадеды строго смотрят на нас, словно спрашивая: «Мы их били всегда. А вы, внуки? Устоите? Защитите Родину?»

И конец моих слов был покрыт троекратным «Ура» в честь Родины, в честь наших полководцев и флотоводцев, в честь нашего друга и вождя Сталина. В горах, замыкавших фиорд со всех сторон, далеко разнеслось эхо громкого клича советских моряков. Информация была закончена. Корабль срочно готовили к походу.

23-го Июня.
Что писать о переходе до Шлиссельбурга? Он казался длинным до невозможности. Это и понятно, т. к. каждый из нас рвался поскорее соединиться с дивизионом, чтобы принять участие наравне с другими кораблями в защите Родины. И только поэтому перед самым Шлиссельбургом, когда запасы топ­лива иссякли (в Лахденпохья топлива, нужного нашему кораблю, не было и мы шли на его остатках), когда из его систерн вычерпали вручную ковшами и кружками все наличие, я решил действовать, как некий флибустьер XVII века: орудийным холостым залпом задержал буксирный пароход «Молот», приказал его капитану подойти к борту и, взяв нас на буксир, довести до Шлиссельбурга. Маленькое препирательство со стороны капитана, мой «грозный» окрик и все было сделано.

24-ое Июня.
Говорят, что пройти в одну ночь все мосты над Невой невозможно. Не буду оспаривать этого, но нам, очевидно, повезло. В ночь с 24-го на 25-ое мосты были нами пройдены. Впереди последний этап перехода от Ленинграда до Кронштадта. Из Шлиссельбурга звонил домой по телефону, но Галинька была на даче у детишек. Разговаривал с Наташей. Кажется успокоил ее в отношении войны и нашей безусловной победы.

25-го Июня.
Ранним утром, пока принимали топливо у 22-ой линии Вас. острова, забежал домой. Галинька еще спала. Какая радость появилась у нее при виде меня! Особенно ее порадовал мой бодрый и цветущий вид. Поговорили очень тепло, очень любовно. Я даже осмелился спеть: «А вернусь я домой, мы напьемся с тобой, гордая любовь моя!» За эту перефразировку мне попало малость, но я тут-же заявил, что до окончания этой Священной войны я не выпью ни капли вина.

Галиньку проводил до моста Л-нта Шмидта на работу и сам пошел на корабль. После приемки топлива и продуктов, по телефону сказал своему Солнышку последнее «прости».

Прощай, Ленинград, мой чудесный город. Прощай, Галинька! Мы идем на Вест; туда, откуда движется орда современных гуннов.

26-го Июня.
Присоединились к своему дивизиону и приступили к контрольному бое­вому тралению Кронштадских форватеров. Работа, безусловно, нужная и важная, но хочется большего. Хочется быть ближе к передовой линии кораблей.

27-го, 28-го, 29-го Июня.
То-же самое. В 4 часа утра съемка с якоря и выход в море. До 13-14 часов траление форватера № 2; после траления возвращение в Ораниенбаум, случайные налеты одиночных самолетов врага, огонь из орудий и все.

29-го Июня вечером.
Наконец-то! «Ударнику» и «Крабу» поручили конвоирование спасательного корабля «Нептун» до Таллина. Старшим командиром конвоя назначен я. Получив инструкции, не медля снялись с якоря и с поставленными змейковыми тралами вышли в залив. Правда, капитан «Нептуна» (мой старый знакомый по Совторгфлоту Могула) пытался требовать, чтобы его вели за тралом Шульца, но мне удалось доказать несообразность подобного желания. Во первых змейковый трал обеспечивал его безопасность, а во вторых, идя с тралом Шульца, наша маневренность свелась-бы к нулю и вместо конвоиров мы превратились-бы в беспомощные тральщики. Появись подлодка или самолеты противника куда мы делись-бы! Пока рубили-бы трал, нас сумели бы сотню раз разбомбить. А при змейковом трале при вариациях с машинами маневренность можно мгновенно увеличить. Могула согласился и 220 морских миль мы прошли со змейковым тралом. Переход солидный, как для тралов, так и для наших корабельных минеров.

30-го Июня.
Идем в Таллин. Море спокойно. Встреч с врагом не было.

1 Июля, порт Таллинн.
Не успели придти - новое задание. Прикрыть постановку минного поля минзагом «Суроп». Вышли поздно вечером. Туман, дождь, облачность полностью обеспечили скрытность операции. Хорошие «гостинцы» поставлены для фашистов! Вход в таллинскую гавань с моря от Веста загражден. И я горжусь тем, что немалую пользу в этом деле принес наш «Ударник».

2-го Июля.
В Таллин пришел «Клюз». Т. о. из нашего дивизиона здесь уже три корабля.

3-го Июля.
В 14 часов за мной пришел катер с крейсера «Киров» с вызовом к командиру ОЛС-а контр-адмиралу Дрозд. Новое задание, получение инструкций и прочее заняло часа два. Приказано возглавить группу из трех кораблей (Ударник, Клюз, Краб) и протралив форватеры до Рохукюля, провести туда-же миноносцы. Вышли в море около 16 часов. Подойдя к назначенному пункту, приступили к тралению. Особо-опасный район у поворотного буя Вормси. Клюз и Краб протралили тралом Шульца. Я пробомбил этот район глубинными бомбами, чтобы отпугнуть возможные подлодки противника. После этого спустил шлюпку и приказал снять флаги с трех погибших в этом районе кораблей. Сняли кормовые флаги с торгового парохода, с гидрографического корабля и брейд-вымпел комдива 2-го дивизиона БТЩ капитан-лейтенанта Сидорова, погибшего со своим флагманским судном «Шкив». На «Шкиве»-же погибли капитан 2 ранга Милешкин, старлейт Билименко, старлейт Виноградов - все прекрасные моряки и товарищи. Вечная память вам, мои дорогие друзья! Вы честно исполнили свой долг перед Родиной.

4-го Июля.
Получили приказание по радио идти в порт Рохукюля в распоряжение контр-адмирала Трайнина

5-го Июля.
Пришли в Рохукюля и стали лагом к внутренней стенке гавани. Начинают надоедать самолеты. Ровно в 6, 11, 18 часов. Один или два фашиста летали над головами, присматриваясь на какой объект удобнее сбросить бомбы. Отгоняем их орудийным огнем.

6-го Июля.
Один из очередных самолетов врага сбили. Возможно дадут теперь спокойно проводить день и заниматься судовыми работами.

6-го, 7-го, 8-го, 9-го, 10-го, 11-го Июля.
За эти дни накопилось много горечи и обид. Еще-бы! Немцы еще неизвестно где, а т. н. «чемоданная» публика уже сидит на своих «чемоданах» и торопится эвакуироваться. «Чемоданная» публика это интенданты, штабисты, флаг-специалисты и прочие «исты», для которых дороже собственная шкура, чем честь и Родина. Это те, которых тов. Сталин назвал паникерами и трусами. И вот они сидят на своих чемоданах, с глубокой тоской и скорбью смотрят на небо, вздрагивают от гула своих советских самолетов и всем своим видом говорят: «Скорее, скорее! Прочь отсюда! Надо спасать государственное имущество! Надо срочно эвакуироваться!» Вместо того, чтобы создать взводы и роты из «энного» и ничего неделающего интендантского и штабного коллектива, вместо защиты нашей Земли они бегут, прикрываясь лозунгом «Спасай государственное имущество!». Но недалек тот час, когда им вправят мозги и заставят забыть «чемоданные» настроения.

А пока!…

12-го Июля.
По приказу контр-адмирала Трайнина эвакуируем Рохукюля и идем в гавань Трииги на о-в Эзель.

Стоим без пресной воды, экономим топливо. Получили приказание конвоировать транспорта в Таллин. Вышли.

13-го Июля.
В проливе Воси-Курк на рассвете обнаружили четыре самолета типа МБР, сидящие на воде. Я приказал Кмозу вести конвой дальше, а сам пошел узнать в чем дело. Оказалось - горючее вышло, вынужденная посадка и ожидание помощи со стороны проходящих судов. Шифровкой запросил Таллин о присылке горючего, а два самолета, имевшие повреждения, взял на буксир. 80 морских миль до Таллина проделал, имея на буксире самолеты. Конечно, это не моя заслуга. На наше счастье погода штилевая, иначе буксировка не удалась-бы.

14-го Июля.
Получили разрешение встать на щелочение котлов в Беккеровскую гавань. Начфина Иванова отправил в Ленинград отвезти деньги семьям. Наконец-то получу весточку из дома. Как-то поживают мои дорогие? Любят ли меня попрежднему? Вспоминают-ли? Солнышко, Галинька моя родная, как-то ты живешь? Истомился я без тебя, без твоих ласковых слов, но долг перед Родиной заставляет перебороть личные чувства. Знай только одно, моя радость, долг я свой выполню с честью, как и подобает правнуку Муравьевых-декабристов. А тебя, моя любимая, люблю, люблю и люблю.

15-го, 16-го 17-го Июля.

Щелочим котлы, производим легкий ремонт и даже отдыхаем. Сменили 75 мм пушку (старую, негодную) на более боеспособную 45 мм.

Таллин живет нормальной жизнью. Читал сегодня 17-го приказ Комитета Обороны о предании Военному Трибуналу некоторых высших «чемоданных» героев. Правильно, тов. Сталин! Прочь с дороги этих людишек, которые мешают истинным воинам Армии и Флота громить врага! Гитлер просит у Муссолини помощи войсками. Погоди! Это еще не все. Это только первые удары Клима. За ними последуют другие. Ягодки еще впереди. Да здравствует Родина!

18-го Июля.
Вчера указом Президиума Верховного Совета СССР введен Институт военных комиссаров. Мера, безусловно, правильная и нужная. Период гражданской войны показал на деле, какую огромную роль сыграли комиссары в разгроме интервенческих армий. Сейчас, когда угроза со стороны фашистских армий еще представляет немалую опасность для Родины, такой Институт просто необходим. Комиссар, настоящий, бесстрашный большевик, представитель в армии от партии и правительства. Своим личным примером, своей работой и энергией позволит ускорить разгром врагов. Положение на сухопутных фронтах стабилизируется. Наши части местами перешли в наступление.

Со вчерашнего дня погода резко ухудшилась. Подул холодный Норд-ост, солнца мало, на море ходят «барашки». Гавань Беккера, где мы продолжаем стоять, вернее пляж, опустел. Купающихся уже нет. Но зато такая погода облегчит действия наших бойцов на сухопутье. Последние дни стояла большая жара и красноармейским частям в сапогах и с полной выкладкой приходилось нелегко, когда термометр в тени показывал до 30°. Сегодня ожидаю из Ленинграда начфина Иванова. Что-то он привезет от Галиньки? Как-то дела там далеко дома? Как здоровье моих дорогих и любимых? Вопросы, волнующие глубоко, потому-что 13 лет длится наша любовь и не только не ослабевает, но увеличивается с каждым днем.

В течении дня появлялся один фашистский самолет. Открывали огонь, но сразу-же его и прекратили, чтобы не портить даром снаряды - самолет летел на слишком большой высоте.

Вечером отработали вновь прокорректированное боевое расписание.

Надежда на получение весточек из Ленинграда не оправдалась - начфин не вернулся; что-то, очевидно, его задержало. Завтра закончим щелочение и ремонт и пойдем в море.

Лег в госпиталь на двухдневное испытание по нервам командир БЧ-V Яковлев. О нем нисколько не пожалею, если его оставят в госпитале и на более долгое время. Крикун, недалекий человек, очковтиратель, балласт для корабля.

(Вставка карандашом: «„На страже Родины“ заметка». Очевидно, абзацы, отчеркнутые красным карандашом во всем дневнике, легли в основу статьи? - Примеч. С. П.)

19 Июля.
Погода улучшилась: не жарко и не холодно. Работы по ремонту и щелочению котлов подвигаются быстро. Надо отдать должное личному составу БЧ-V: когда это нужно, они охотно без принуждений отдают все свои силы кораблю. Утром завтра пойдем в поход. Что он сулит нам? Шальную бомбу с вражеского самолета, коварную мину, подброшенную вражеской подлодкой, или обстрел береговых батарей противника? Во всяком случае задание будем выполнять до конца и так, чтобы наши отцы, матери и жены и дети не бросили нам упрека. Родина - вот великий фактор, который двигает нашими чувствами. Родина ждет, чтобы каждый из нас выполнил свой долг до конца. И этот долг мы выполним в любых условиях и при любых обстоятельствах. Дела на сухопутном фронте улучшились значительно и это радует меня до глубины души. Странное явление - за последнее время при одном упоминании о нашей Родине у меня подкатывается какой-то шар к горлу и чувствуется, что на глаза вот-вот набегут слезы. Думаю, это от того, что фашистский сапог топчет часть нашей западной территории, еще не отброшен за пределы Советского Союза. Скорее бы настал этот счастливый час! Скорее бы погнать всю эту гитлеровскую орду и погнать так, как не снилось в 1812 году самому Бонапарту. Вот будет радость в стране!

Около 11 часов над городом появился самолет противника (бомбардировщик). Наши истребители немедленно пустились в погоню, но фашист, пользуясь облачностью, успел скрыться. Могу констатировать факт: фашистские самолеты не выдерживают воздушного боя с нашими «Ястребками» и спешно при виде их удирают обратно. Такие картины я лично наблюдал неоднократно. В 18 30 корабль изготовили к походу и я поехал в штаб флота с докладом о готовности. Доложив капитану 1-го ранга Кливенскому, получил от него распоряжение ждать дальнейших приказаний и находиться в 15-минутной готовности. Вечер удивительно хорош. Солнце, на море штиль, легкий ветерок делает жару нечувствительной. Сегодня или быть может завтра получим приказ идти на выполнение новых заданий. В час добрый!

20 Июля.
Наш вопрос решен в Штабе флота. Наш дивизион идет на боевое траление в Рижский залив. Работы - край непочатый. Сегодня к вечеру приехал из Ленинграда мой начфин Иванов. Привез письма от Галиньки, лежавшие в Ораниенбауме. Галиньку-же не видел т. к. она уехала за детьми в Валдай. Сейчас прибавилось еще одно беспокойство о самой Галиньке: как она доберется обратно до Ленинграда. Вот уж это несносное паникерство - заслать куда-то детей, а потом возвращать их обратно с большим трудом. Беспокоюсь за моих любимых и очень обидно, что начфин не застал Галиньку дома. Ведь это такая редкая возможность получить весточку от любимой. Грустно и больно на душе. И за детей больно! Послушаться глупых советов и отправить их, маленьких, неизвестно куда, неизвестно с кем. От Галиньки этого не ожидал. Очень страдаю и за нее и за них.

Сегодня списал с корабля, как ненужный балласт старлейта Рудой, главстаршину Яковлева и краснофлотца Савельева. Помощником вместо Рудой назначил л-нта Гоффеншефер - достойного молодого командира. Думаю, работа будет лучше и точнее, а то ленивый Рудой и крикун Яковлев порядочно подзапустили свои участки. Вечером получил приказание идти в конвое на Эзель. Командиром конвоя назначен ст. л-нт Гиллерман - командир БТЩ «Фугас»; в 22 30 вышли из Таллина. Занял головное место в строю.

21 Июля.
Под утро на переходе от Суурони до Пакри произошел трагический случай: взлетел, подорвавшись на мине, танкер «ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК», шедший под нашим конвоем четвертым мателотом. Обстоятельства этого печального случая таковы. Определившись по м-ку Сууруни и бую около него и имея указания относительно запретного для плавания квадрата № 15, я просигнализировал БТЩ «Фугасу», что мы идем на минное поле и взял левее. «Фугас» продолжал идти старым курсом. В ответ на мой вторичный запрос (вернее предупреждение) я получил семафор: «НЕ СВОЕВОЛЬНИЧАТЬ. Занять свое место в строю». Я выполнил приказание, а минут через пять после этого транспорт подорвался на мине. Картина не из приятных: шум, крики погибающих, гул моторов морских-охотников-катеров конвоя. При дальнейшем следовании на нас сбросил бомбу фашистский самолет, но к счастью неудачно. В Трииги пришли около 20 00, а в 21 00 уже получил приказание идти обратно в Таллин и конвоировать подлодки и миноносец «Грозящий» (подлодки «С-7» и «С-9»; на одной из них командиром мой приятель Сергей Рогачевский, из торговых моряков). Во время короткой стоянки в Трииги совершил налет один самолет противника, но мы его отпугнули орудийным огнем. Стрельба была довольно удачная и пике хищнику не удалось. А он так и метил на спасательный корабль «Сатурн».

22 Июля.
Конвой в составе М. «Грозящий», ПЛ ПЛ «С-7» и «С-9», тр. «Колывань» провел до Таллина вполне хорошо и без осложнений. Правда, несколько беспокоился, проходя германскую минную балку на квадрате № 15, но и ее прошли благополучно. Придя в Таллин, приступил к пополнению топлива, воды и продуктов. Поздно вечером лег спать; устал страшно; ведь двое суток был на мостике без сна.

23 Июля.
В 07 00 посетил самолет фашистов, но был отогнан огнем артиллерии с кораблей. Наш 5 ДТЩ собрался в Таллине полностью. Сейчас в Штабе Флота идет переформирование кораблей по отрядам и дивизионам траления. Сумел добиться установки кабеля - защиты от магнитных мин. За ночь хорошо отдохнул и готов снова идти на задания. На корабле все в порядке. Во время бритья обнаружил, что седина на висках неумолимо и незаметно подкралась и ко мне. 39 лет жизни осталось, как говорят моряки позади «за кормой». Из этих 39 лет 24 года с небольшими перерывами отдано Морю. Оглянешься назад и перед глазами встают почти позабытые картины: Гражданская война, годы плавания на торговых судах, знойные тропики, Аргентинское небо, а на фоне всей этой экзотики моя любовь к дорогой Галиньке и наша почти четырнадцатая весна. Галинька, Галинька, вспоминаешь-ли ты меня? Любишь-ли меня, как и прежде? Это не сентиментализм. Это моя горячая к тебе любовь, - Солнышку моему дорогому.

Вечером получил задание провести конвой до м-ка Ристна (о-в Даго). Командиром конвоя назначен я. Конвой очень ответственный, но я постараюсь приложить все усилия, чтобы с честью его выполнить. В 4 часа утра выхожу в море. В моем распоряжении «Ударник», «Змей», «Буек»; в конвое «Суурон», П.Л. П.Л. «Щ-307», «Щ-324»; катера МО 208 и 209, транспорт «Калпакс», буксир «ПК-1» и баржа. Длина конвоя до 1,5 морских миль. Галиньке, моей дорогой, отправил через командира ГС «Рулевой» письмо. Он опустит его в Ораниенбауме. Настроение у меня, как и всегда хорошее. Опасное задание бодрит и вселяет уверенность в свои силы. И в самом деле я уже проделал до десяти ответственных переходов. Оказывается и торговые моряки умеют приносить пользу боевому флоту. Риск, совершенный во славу Родины и при этом риск, оправдывающий себя результатами, необходим. Утром поход, спать и спать. Уже 24 часа.

24 Июля.
Вышли на рассвете из гавани. Шли со змейковыми тралами. В районе Крассгрунд (около Пакри-Оденсгольм) нас атаковал самолет противника, сбросил бомбы, но безрезультатно. У поворотного буя Вормси встречного конвоя с о-ва Эзель, конечно, не оказалось. Пришлось принять решение разделиться: сам повел транспорта в Трииги (о-в Эзель), а «Змею» и «Буйку» поручил довести подлодки до позиции. Странная неслаженность в работе этих ОВР-ов! Посылают, договариваются о конвое, а на деле ни конвоя, ничего нет; предоставляют тебя самому себе и делай, что хочешь. Хороши порядки, - вернее руководители, - нечего сказать! Недаром этот ОВР расшифровывают так: «общество веселых ребят». Действительно, не только веселых, но и зловредно-глупых.

По приходе в Таллин (если, конечно, вернусь туда вообще невредимым!) буду докладывать об этих порядках Начштаба Флота.

25 Июля.
Ночь провел довольно беспокойно. Проводив свою группу кораблей до м-ка Вормси, сдал их подошедшему катеру с о-ва Эзель; сам вернулся к поворотному бую Вормси и стал на якорь в ожидании «Змея» и «Буйка». С 02 00 усиленно вызывал по радио радистов со «Змея», но эти беспечные люди вероятно спали т. к. наши усилия оставались тщетными. Не знаю, что и думать. Всякие мысли лезли в голову: и их гибель на минах и от бомбежки с фашистских самолетов и т. д. В 06 00 пролетел вражеский самолет; сыграли боевую тревогу. Самолет очевидно пролетел близко от Змея и Буйка т. к. сразу-же, после его появления, заговорила и их рация. В 07 00 встретился с кораблями у буя Вормси. Л-нт Могильный (командир со «Змея») доложил о благополучном выполнении задачи. Я отпустил катера №№ 208-209 обратно в Таллинн, вздохнул облегченно и пошел со своей группой Трииги. Очередное задание выполнено!

26 Июля.
Сегодняшнюю ночь провел удивительно спокойно. Ни одного фашистского самолета! Секрет этот объясняется очень просто. В район нашей стоянки прибыли наши новые истребители новой марки. Их скорость превышает скорость германских бомбардировщиков, а Мужество и отвага Летчиков стоит на непревзойденной высоте. Фашистские «гости» почуяли, вернее испытали это, на фактах. Вчера днем наши истребители посадили один и расстреляли второй немецкий бомбардировщик. Поэтому и ночь прошла спокойно. Впервые за много ночей с начала войны я спал раздевшись и под простыней с одеялом. Зато и спал, как убитый до 7 часов утра. Утро выдалось на редкость чудесное: солнце, легкий ветерок и влажный воздух после вчерашней вечерней грозы. Вчера вечером нас посетили командир местного ОВР-а капитан 3 ранга Егоров, его флагштурман старлейт Кудинов (б. моряк БГМП) и мой старый приятель по «Гафелю» старлейт Гагуа. Первые два сидят на берегу на пустом супе и каше, - явились специально поесть (у нас еще настоящий морской стол); старлейт Гагуа, чтобы навестить меня. Гагуа по прежднему слегка хвастун, много рисуется, еще больше сумасбродит, - очевидно почти двухлетнее изгнание его из флота его еще не научило быть достойным носителем формы советского командира. Гости съели пару-другую банок шпрот, много блинов и киселя, покурили «Фестиваль» (папиросы эти дал мне старлейт Орлов теперь важная персона - командир яхты «Пиккер», на которой держит свой флаг вице-адмирал Трибуц), посудачили немного и мирно сошли в катер и на берег. На рейде Три­иги, кроме нас, еще несколько транспортов, сторожевик, «Вирсайтис» под командованием Гагуа, подлодки «малютки» и ряд катеров. Ночью зашел 1-ый дивизион БТЩ и под утро ушел дальше. Корабли моей группы вчера, после прихода, отправлены на траление пролива у о-ва Виртсу. Сегодня они должны закончить траление и открыть пролив для прохода кораблей. Старшим командиром я назначил л-та Могильного - командира со «Змея». На сегодняшний день ТЩ «Ударник» выполнил (считая с 22-го Июня) девять боевых заданий командования. Из них восемь заданий выполнено под моим командованием и одно под командованием командира БТЩ «Фугас» стар-лейта Гиллерман. Задания, в которых флагманом был «Ударник», выполнены успешно и без инцидентов; задание во главе с Гиллерманом имело место - гибель «Железнодорожника» - случай, о котором я писал выше в своем дневнике.

Приятно сознавать, что какую-то долю пользы внесли и мы «Ударниковцы» в дело обороны Родины от гитлеровских армий. Приятно, что личный состав «Ударника» состоит из людей, сплоченных вокруг партии Ленина- Сталина, готовых отдать свою жизнь за Родину, честь и свободу. Людей я берегу и забочусь об них. После каждого похода даю возможность отдохнуть и набраться свежих сил. Думаю и они меня любят.

В общем день прошел-бы вполне удовлетворительно, если-бы не налет самолетов противника. В 18 30 изза облаков внезапно с выключенными моторами пошли в пике три фашистских самолета. Ряд бомб (точнее 12 штук) посыпались с неба. Видимость была настолько хорошей, что каждую бомбу было отчетливо видно простым глазом. Столбы воды поднимались отовсюду, но бомбежка оказалась неудачной. Ни одна бомба в цель не попала. Я в это время переходил на другое место к барже с питьевой водой. Конечно, открыли стрельбу, но высота (потолок) самолетов была настолько велика, что наши снаряды 45 мм пушек не долетали до них. Самолеты пикировали на большой высоте, низко не опускались и скрылись на SO.

В течении 15-20 минут принял свежий запас питьевой воды и отошел в сторону на старое место стоянки. Пользуясь сегодня относительным отдыхом написал моей любимой длинное письмо. Не знаю только, когда его отправлю в Ленинград. Вспоминаю тебя, моя любимая, моя Галинька, очень часто вспоминаю и думаю о тебе и наших детях. Как-то вы живете-можете? Помните-ли вы своего Аркадия, который так любит вас? Хотел на этом закончить сегоднешнюю запись, но в 21 00 два самолета противника вновь совершили налет. Сбросили 4 бомбы и опять неудачно. Командир к/о Навоев (наводчик к/ф Новосельцев) ловко ударили одним снарядом в хвост. Фашист дал полный газ и пошел дальше с креном и сильной струей дыма.

27 Июля.
Ночь совсем не спал. Ходил на катере по кораблям дивизиона, инструктируя командиров о предстоящем задании. В 4 часа утра задание было изменено. Ударник, Краб, Барометр и Буек под моей командой пошли в Рохукюля; Змей и № 298 (б. Латвийский) остались в распоряжении капитана 3 ранга Мамонтова. Комдива нашего все еще нет, а мне уже несколько утомительно его замещать т. к. помимо работы в дивизионном масштабе нужно еще и управлять кораблем. Лейтенант Гоффеншефер еще молод и довериться ему вполне т. е. передать судно в его управление я не могу. Вот и приходится вертеться, как белке в колесе. Всю ночь в разъездах, а ранним утром на командирский мостик. Сегодня в 6 утра передали по радио из Москвы (утренней сводки Информбюро) почему-то не было. В 6 часов утра получил приказание идти в Рохукюля. Моя группа - Ударник, Краб, Буек и Барометр. Змей с № 298. (Последние три предложения зачеркнуты. - Примеч. С. П.)

В Рохукюля, - по приходе туда, - день провели вполне спокойно: ни одного самолета противника! Я пополнил запасы топлива (мазута) для «Ударника». К ужину (к 18 00) подошли Буек и Барометр, которые задержались в Трииги, допринимая уголь. Барометр поломал одну лопасть винта и его очевидно придется отправлять в Таллинн для постановки нового винта. На «Буек» пришел капитан 3-го ранга Радкевич; в воздухе пахнет операцией и в ней прямое участие, очевидно, примем и мы. В 22 30 по приказанию Радкевича поднял на «Ударнике» брейд-вымпел комдива, как заменяющий его старший командир дивизиона. Ночь прошла удивительно спокойно.

28 Июля.
День принес некоторое разочарование. Операция откладывается, пока что до завтра. Весь день прошел в совещаниях и приготовлениях к походу. Операция чрезвычайно интересна и чревата большими положительными для нас последствиями. На фронте дела без перемен, но за этой официальной фразой скрываются мощные удары наших армий, которые уже испытывает на себе враг. Германские танковые части в Северо-Западном направлении, сжатые нами в треугольник, сидят без топлива (точнее без горючего). Водители фашистских машин закапывают их в землю, превращая их т. о. в огневые точки, а наша авиация методично и неторопливо ежедневно уничтожает зарвавшегося врага.

В целом создается картина того, что примерно было 120 слишком лет тому назад. Наполеон Бонапарт (конечно, не чета Гитлеру!), сумевший создать многоязычную и миллионную армию, пытался свой последний бой Северному народу-Исполину и потерпел фиаско. «Наполеон» XX века Гитлер Адольф бросил свои т. н. «железные» армии на народы Советского Союза. Но железо оказалось менее прочным, чем твердость людей, носящих в своем сердце стального Сталина! Гитлер уже бросает свой хвастливый тон, Гитлер уже пытается доказывать, что войну ему навязали его буржуазно-банкирские круги. И постепенно, день за днем, меркнет слава стального молниеносного удара, слабеет сила бронированного кулака фашизма! Планы гитлеровцев рухнули. Смоленская дорога, - дорога Наполеона, - явится могилой и Гитлера.

29 Июля.
В 4 часа утра разбудили и приказали всему дивизиону кораблей принять десант морской пехоты. В 5 часов десант был принят на борт кораблей и мы отправились по назначению на о-в Виртсу. На 4 корабля приняли 2 роты с полной выкладкой и станковыми пулеметами. Переход совершили благополучно, высадили десант (91-й батальон) и сами отошли в Куйвасте (Эзель).

Таким образом выполнили десятое по счету задание командования К.Б.Ф. Остаток дня и ночь прошли спокойно, если не считать самолета фашистов, пролетевшего на большой высоте - настолько большой, что не имело смысла открывать огня. День был настолько жаркий, что разрешил перед ужином выкупаться личному составу в порядке очередности по три человека и по пяти минут каждый.

30 Июля.
В 6 часов пролетел германский бомбардировщик. Летел высоко и в стороне от нас. Огня не открывали, чтобы не тратить даром боезапас. Продолжаем стоять у Куйвастэ в ожидании дальнейших приказаний командира отряда особого назначения капитана 1-го ранга Хорошкина, которому подчинен на данный отрезок времени 5 ДТЩ. По слухам комдив капитан 3 ранга Момоги уже в Таллине и, следовательно, должен с минуты на минуту появиться здесь и принять от меня дивизион. В 15 00 был на берегу в деревушке Куйвасте у капитана 3 ранга Радкевича по вопросам, связанным с кораблями. Одновременно получил приказание по радио вновь поступить в распоряжение БоРА о-ва Эзель. Вечером проведу на позиции подлодку типа «Малютка» и уйду с «Крабом» в Трииги. Буек и Барометр отправил бункероваться в Рохукюля. Rendez-vous назначено в Трииги. У т. Радкевича узнал крайне неприятное известие: тральщик «Змей» подорвался на мине в Соэлозунде. Подробностей еще не знаю. Судя по телефонному разговору с Трииги, вся команда спасена. Крайне, крайне неприятно переживать гибель корабля своего дивизиона, но ничего не поделаешь! Война не бывает без жертв. Вот и сегодня вечером: Мы пойдем на проводку подлодки. Будет-ли все благополучно и успешно - разве кто знает! Такова суровая логика войн. Дни последние стоят чрезвычайно жаркие - настоящее лето, солнце и нестерпимая даль голубого горизонта. Приходится одевать цветные очки.

31 Июля.
В 2 00 провели совместно с «Крабом» подлодку типа «М» на позицию в Рижский залив. Прощаясь, пожелали друг другу всего наилучшего, счастливого плавания и разошлись - она на «S», мы на «N». Заночевали в Куйвасте т. к. кругом сплошная мгла и идти узким проливом, ничего перед собою не видя и не доверяя компасу, после ежедневных артстрелов, не хотелось. В 6 час. утра посетил самолет фашистов, но бомб не сбросил. Огня не открывали, - он летел на слишком большой высоте. В 7 часов снялись и пошли в Трииги. Прийдя в Трииги, узнал подробности гибели «Змея». Подорвался он на магнитной мине в проливе Соэлозунд. Погибло 23 человека; спасено 17 чел. Здоровых и раненых. Боевые товарищи! Друзья по совместной работе. Очень тяжело на душе. Жаль друзей.

Продолжение следует...
#литературныйпонедельник

XX век, история, судьбы, войны, память, #литературныйпонедельник

Previous post Next post
Up