Дневник старшего лейтенанта А. А. Муравьева. Балтика. 1941 год

May 01, 2023 16:34

Начинаются особые дни, дни памяти, гордости и скорби одновременно, во всяком случае для моего народа и моей страны... Поэтому будет несколько постов на тему Великой Отечественной войны.



Буксир типа "Ижорец", переоборудованный в годы войны в тральщик

Публикация, подготовка текста, вступительная заметка и примечания Сергея Попова (Муравьева).

Вступительная заметка

Дневники моего дедушки, капитана дальнего плавания, капитана 3-го ранга Аркадия Александровича Муравьева (Муравьева-Апостола) представляют собой живой документ эпохи. Как у него хватало времени при постоянных походах, беспредельной ответственности за выполнение боевых заданий и личный состав, при налетах вражеских самолетов, бессонных ночах, гибели боевых товарищей, фактически каждый день делать записи? Ведь приходилось вести еще и бортжурнал. Вероятно, это была определенная отдушина в сумасшествии войны. Дневник начат 1 сентября 1941 года, заканчивается записью 25-26-27-28 августа (28-го - уже в Кронштадте) и двумя краткими записями 15 и 20 сентября 1941 года.

Тральщики всегда шли впереди конвоя, протраливая от мин коридор для прохода транспортов и боевых кораблей. Они рисковали во многом больше других кораблей. А мин начиная с 1939 года в Финском заливе были поставлены тысячи! Трал Шульца, змейковый и параванный тралы подрезали мины. Дед настоял на установке на его тральщике электромагнитного трала нового образца для уничтожения мин с бесконтактными взрывателями.

Географию боевых походов тральщика «Ударник» можно понять, посмотрев на подробную карту Финского залива. Сейчас раскрываются новые архивные данные, много написано в последние десятилетия книг о боях в Финском заливе, в ряде случаев публикуемые материалы оказываются противоречивыми.

Возможно, некоторые строки дневника покажутся новым поколениям патетическими, но они наполнены любовью к Родине, к близким, постоянной тревогой за них. Надо просто ощущать то время, что уже не многим дано. В дневниках нет никакого панегирика Сталину, но есть дань времени и консолидации народа… Зато много крамольных слов, за которые можно было тогда получить срок. Дед, правда, не избежал штрафбата, очевидно, после того как его тральщик №57 подорвался на мине близ острова Сескар - на сескарском плесе (сентябрь или октябрь 1941 года). По другим данным, тральщик «Ударник» был ранее жестоко обстрелян 10 самолетами, треть экипажа погибла, и лишь спустя месяц он подорвался на мине. Около суток Аркадий Александрович в спасжилете продержался на воде, пока его не спасли.

В мае 2012 года у острова Сескар с глубины 42 метра поднят телеграфный аппарат для передачи команд из ходовой рубки в машинное отделение, предположительно, с тральщика ТЩ-57 «Ударник». Он хранится в военно-морском музее школы №5 г. Кингисеппа.

Итак, штрафбат на берегу… Не факт, что это было связано с подрывом тральщика на мине. Статья была «За превышение полномочий» (см. приложение), осужден на 10 лет. Судя по документам домашнего архива (боевым характеристикам, решению трибунала о снятии судимости), из штрафбата его вытащили боевые товарищи-командиры 587-го отдельного штрафного взвода КБФ, 3-й отдельной роты 4-го батальона КБФ. В документах много хронологических рассогласований, с чем предстоит разбираться.

Но это было все позже описываемых в дневнике событий. В дневнике мало внимания уделено чудовищному Таллинскому переходу, лишь кратко описан переход конвоя 24-26 августа, которым командовал А. А. Муравьев. Этот переход с ранеными на транспортах, осуществленный еще до официального приказа об эвакуации Таллинской базы, подробно описан на стр. 118-121 книги А. В. Платонова. Некоторые военные историки сравнивают его по трагичности событий с поражением русского флота под Цусимой (см.: Платонов А. В. Трагедии Финского залива. М., 2005). За все конвои из 225 кораблей и судов до Кронштадта дошли только 163.

А. А. Муравьев-Апостол (так фамилию пишут в документах с середины 1940-х)награжден орденом Отечественной войны II степени за взятие Эзеля, орденом Красного Знамени за прорыв блокады, орденом Красной Звезды, медалями и памятными знаками, в частности за оборону полуострова Ханко (Гангут), за эвакуацию гарнизона его ВМБ, почетными грамотами.

Дневник написан каллиграфическим почерком. Дед почти окончил гимназию им. АлександраI в Новгороде, на Торговой стороне у Федоровского ручья, но помешала революция (на месте гимназии в советское время построен завод, а Федоровский ручей засыпан). Тем не менее он получил фундаментальное классическое образование. Книги, которые он мне давал читать, воспитали во мне дух путешественника, исследователя. Недаром я стал археологом. В тексте ежедневных записок где-то отсутствуют знаки препинания, где-то при современном прочтении видятся ошибки. Но надо понимать, что эти строки писались в редкие свободные от боевых походов минуты. Во-вторых, и орфография изменилась. Один пример: у деда - «форватер» (англ.), а сейчас принято писать по-голландски «фарватер».

Дед в Гражданскую войну с 1918 года служил в Каспийской флотилии, потом в партизанских отрядах, в частности в 1920 году участвовал в боях на фронте по линии Таганрог-Мариуполь-Бердянск-Перекоп. Еще в начале 1930-х годов прошел кругостветку (старпомом шхун «Темп» и «Нажим»), служил в торговом флоте, обошел весь мир, ходил и Севморпутем. Окончил с отличием в 1928 году Морской техникум (курсы и практика судоводительского отделения). 25 декабря 1933 года получил диплом капитана дальнего плавания. В 1936 году окончил заочный факультет Ленинградского института инженеров водного транспорта со званием «инженер по эксплуатации морского торгового флота и портов». В 1940 году окончил трехмесячные курсы командиров БТЩ при КУНСЗ КБФ. Зачислен в КБФ 19 апреля 1940 года на должность дублера командира БТЩ «Гафель» с присвоением звания старшего лейтенанта. Приказом НКВМФ СССР зачислен в кадры РКВМФ с назначением командиром ТЩ «Ударник» (приказ №03909 от 3 декабря 1940 года).

Аркадий Александрович швартовался в портах всего мира, только в Австралии не был. Сохранилась его мореходная книжка - послужной список занимает 20 страниц. До войны ходил на 29 кораблях и судах в должностях от матроса 1-го класса до капитана. После войны был капитаном ряда теплоходов и шхун (15). Перед выходом на пенсию преподавал курсантам морское дело в Ораниенбауме, руководил их практикой на паруснике «Чайка» в 1957 году. За Ораниенбаумский пятачок дед сражался в войну. Помимо морских татуировок на его груди красовались две затянувшиеся дырки от пуль, полученных в Отечественную войну. Был он также контужен на Балтике. Я жалею, что мало расспрашивал деда о войне, да и он сам мало о ней говорил.

После тральщика «Ударник» Аркадий Александрович командовал СОН «Иртыш», ТЩ-323, пароходом «Юку». Войну он закончил капитаном 3-го ранга, командиром Краснознаменного заградителя «Вятка», на котором прослужил до сентября 1946 года.

Дедушка обладал и незаурядным литературным талантом. Ряд его романтических рассказов о тропиках вышли в журнале «Нева», а ранее в газетах «Советская Балтика» («Аргентина», 6 января 1940 года), «Балтийская верность» («Последний рейс капитана Дель-Кампо» и др.). В 1968 году в издательстве «Детская литература» вышла его книга рассказов (Муравьев-Апостол А. А. Балтийцы. Л., 1968). По иронии судьбы она напечатана в Таллине, на улице Пикк (50 000 экз.!). Последний его труд - воспоминания о капитане Лухманове (Капитан Лухманов. Воспоминания // Океан. Лит.-худож. мор. сб. М., 1979. С. 266-276). Он был знаком с такими писателями, как Всеволод Азаров, Виктор Конецкий, подводник П. Грищенко. Их книги с теплыми подписями деду сохранились в домашней библиотеке.

Дед и бабушка многое мне дали в жизни. Дед передал мне ряд морских навыков, например не «крутить мельницу» - правильно грести на шлюпке. В ЛЭТИ, который я окончил, была военно-морская кафедра. На сборах в Севастополе мы каждый день выходили из Северной бухты на маневры на БПК «Сметливый», а затем на БПК «Керчь». Капитан шхуны «Ольвия» доверял мне, лейтенанту запаса, не раз стоять все 25 морских миль за штурвалом, когда мы эвакуировались с острова Березань в Очаков, закончив экспедицию.

На день рождения дедушки и бабушки у нас собирались моряки, друзья деда, прошедшие войну: капитан 1-го ранга В. Ф. Тамман - командир подводной лодки, мичман Иван Максимихин, Дмитрий Бушен, потерявший ногу на море, Виктор Муев. Мне, школьнику, было крайне интересно слушать их разговоры и песни. Дед переписывался со многими моряками. В частности, сохранились поздравительные открытки ему от адмирала В. Ф. Трибуца, командующего КБФ в те тяжелые времена.

В День Победы, когда были в городе, мы всегда приходили с женой к памятнику катерам-тральщикам 8-го дивизиона на Елагином острове - поклониться отважным морякам…

Аркадий Александрович умер 19 марта 1974 года и похоронен на Серафимовском кладбище. Я храню память о моем предке-герое, о подвигах моряков Балтфлота.

Сергей Попов (Муравьев)

Продолжение следует...
#литературныйпонедельник

XX век, история, судьбы, войны, память, #литературныйпонедельник

Previous post Next post
Up