Как правильно отправлять претензии/жалобы/заявления

May 14, 2015 23:45

Во многих текстах на юридическую тематику встречаются выражения типа «направьте продавцу претензию» или «напишите жалобу в прокуратуру». При этом мне доводилось общаться с людьми, которые не имеют ни малейшего понятия о том, каким образом и зачем это делать. Поэтому я и решил подробно написать про эту процедуру, чтобы снять все возникшие вопросы. Если знающие люди могут что-то дополнить или исправить - пишите в комментах.

Зачем отправлять претензию

Итак, потребитель при общении с организациями и предпринимателями часто сталкивается с необходимостью направлять им разного рода претензии и заявления. Наиболее распространённая ситуация - вам по закону нужно направить претензию в компанию, нарушившую ваши права, прежде чем идти в суд. Таким образом, государство пытается разгрузить суды: мол, пусть потребитель сперва попробует уладить дело миром, а потом, если ничего не вышло, мы так уж быть защитим его в суде. Разумеется, суду нужно предоставить доказательства, что вы пытались уладить дело миром, а у вас не получилось. Поэтому особенно важно соблюсти процедуру подачи претензии, чтобы по этому поводу потом не возникало никаких вопросов.

Также у вас может возникнуть необходимость подать жалобу или заявление в различные государственные органы - полицию, прокуратуру, Роспотребнадзор, суд и т. д. Здесь тоже очень важно всё делать правильно. Ведь если ваше обращение проигнорируют, то у вас на руках должно быть доказательство того, что вы его подавали. Тогда чиновники не смогут сказать, что ничего про вас не знают и вы к ним никогда не обращались, и вам будет уже легче обжаловать их действия или бездействие в вышестоящей инстанции или в суде.

Хотя на дворе уже XXI век, и у нас есть электронная почта, телефон и Skype, однако главным способом передачи информации в этой сфере до сих пор остаётся старая добрая бумага. Дело в том, что наши суды до сих пор не наладили процедуру исследования электронных сообщений. Распечатка вашей претензии и ответа на неё из электронного ящика не поможет - откуда суду знать, что оно настоящее, а не написано вами? То же самое с телефонным разговором. Вы можете поговорить с каким-то менеджером, рассказать о своих требованиях, а тот ответит вам отказом - но как доказать, что этот разговор имел место? Положим, вы запишете его на диктофон. Как доказать суду, что вы звонили именно на телефон компании, а с вами разговаривал уполномоченный компанией человек? К сожалению, никак.

Разумеется, в ряде случаев ситуацию можно начать решать по телефону или электронной почте. Если вы имеете дело с добросовестными предпринимателями, они, вероятно, пойдут вам навстречу и без претензии в бумажном виде. Например, если вы хотите отказаться от авиабилета и вернуть за него деньги (что возможно в ряде случаев), то можете вначале позвонить или написать в авиакомпанию по электронной почте. Может быть, они выполнят требования сразу, снимут вас с рейса и перечислят нужную сумму вам обратно на счёт. Но если работники авиакомпании не отвечают, хитрят, не выполняют обещаний в нужные сроки и явно не хотят решать ваши проблемы без суда, тогда уже нужно отправлять им претензию «официально». То же самое касается возврата или обмена товара в каком-нибудь интернет-магазине - можете сперва связаться с ним по мэйлу или телефону или даже приехать в офис и поговорить. И только если не находите общего языка, тогда уже излагайте всё на бумаге и направляйте им одним из описанных ниже способов.

Ну а в случае с банками, страховыми и строительными компаниями этап телефонных переговоров и электронных писем лучше пропустить - они точно никогда не пойдут вам навстречу, если не увидят вашей готовности идти в суд. А эту готовность они увидят, только получив от вас претензию на бумаге.

Итак, несмотря на все новомодные изобретения, самый надёжный и верный способ донести что-то до адресата и потом доказать это - обычная бумага.

Как узнать данные о продавце

Для начала нужно выяснить, кому и куда направлять претензию. Вопрос этот не такой простой, как кажется на первый взгляд. Например, вы можете оформить страховой полис, заказать кредитную карту или приобрести билет на самолёт, не побывав в офисе страховой компании, банка или авиакомпании и не зная, где они находятся. Или вы можете приобрести в магазине товар, не зная, как на самом деле называется организация - владелец магазина.

В общем, вам для начала нужно точно установить юридическое лицо (юрлицо) или индивидуального предпринимателя (ИП), к которым вы будете предъявлять претензию.

Проще всего, если у организации есть сайт и там указаны её название, реквизиты, адрес и другие данные (в разделе «Реквизиты», «Контакты» или «О нас»). Если сайт есть, но адрес не указан, либо сайта вообще нет, то можно исследовать чеки, квитанции, договоры и другие документы, которые поступили вам от этой организации. Например, недавно я покупал смартфон в интернет-магазине Pleer.Ru и обнаружил, что на его сайте нет никакой информации о том, какая организация им владеет и отвечает за него. И только изучив чек, я узнал, что эта организация называется ООО «Рассвет», а её ИНН - 7724923302.

Имейте в виду, что многие коммерческие организации часто действует не под своим именем и на самом деле называется совсем не так, как указано на вывеске или как выглядит название сайта. Например, настоящее название компании «Билайн» - ОАО «ВымпелКом», интернет-магазина Ozon.Ru - ООО «Интернет решения», сети магазинов «Техносила» - ООО «СервисТрейд». И даже если организация действует под своим именем, она в названии обычно не указывает свою организационно правовую форму (т.е. "ООО", "ЗАО" или "ОАО") и эту форму тоже лучше выяснить.

То бишь если вы купили товар в каком-нибудь магазине «Бытовая химия» или в интернет-магазине Vsedlyadoma.ru, то не нужно писать письмо «в магазин «Бытовая химия» или «в интернет-магазин Vsedlyadome.ru». Нужно сперва установить, какое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель стоят за этими названиями, и обращаться непосредственно к ним. Ведь потом, если возникнет такая необходимость, вы будете подавать иск в суд именно против конкретного юрлица или ИП.

Главное, что вам нужно найти - это название юрлица или ИП (например, ООО «Рога и копыта» или ИП Лопахин Ермолай Алексеевич) и номер ОГРН (основной государственный регистрационный номер) или ИНН (идентификационный номер налогоплательщика).

Эта информация будет вам нужна при использовании сайта Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) egrul.nalog.ru. Дело в том, что все коммерческие организации и индивидуальные предприниматели должны регистрироваться в налоговой службе, которая вносит информацию о них в этот реестр. Так что, имея соответствующие данные, вы сможете зайти на сайт и в соответствующей строке ввести название юрлица или ИП, номер его ОГРН (состоит из 13 цифр) или ИНН (состоит из 10 цифр). После этого сайт сформирует для вас pdf-файл с полными данными этого юрлица или ИП, включая его адрес с почтовым индексом. По этому адресу и нужно отсылать претензию.

Как оформлять претензию

Претензию нужно оформлять по общим правилам делопроизводства. В правом верхнем углу пишете, кому оно адресовано (название юридического лица или индивидуального предпринимателя и его почтовый адрес с индексом) и от кого оно пришло (свои ФИО, адрес с индексом и телефон). Адрес пишите фактический, даже если вы по нему не прописаны - чтобы если вам направят ответ, вы смогли его получить.

Далее - сам текст претензии, а в конце - подпись (ручкой) и дату.

В зависимости от ситуации, к претензии нужно приложить копии чеков, квитанций, договоров, отчётов об оценке и других документов, подтверждающих ваши требования. Все это нужно перечислить в конце письма после подзаголовка «Приложения». У названия каждого документа, по общему правилу, должно быть указано количество листов и экземпляров.

Например, вот так:

«Приложения
Копия чека о покупке автомикрогидрографомобиля, на 1 л., в 1 экз.
Копия гарантийного талона на 1 л., в 1 экз.
Копия отчёта об оценке качества товара, произведенная ООО «Эксперт-Оценка» на 10 л., в 1 экз.»

Внимание! Не прикладывайте к заявлению оригиналы документов, только копии!

Как отправить претензию

Есть два основным способа отправки претензии.

Способ первый - лично. Напишите вашу претензию (либо от руки, либо наберите на компьютере и распечатайте на принтере) в двух экземплярах. В конце каждого экземпляра поставьте подпись и дату. Далее направляйтесь в офис организации или индивидуального предпринимателя. Если там есть отдел по работе с клиентами, можно пойти туда. Если нет, то поспрашивайте приёмную, канцелярию или другой подобный отдел. В крайнем случае, спросите любого сотрудника, есть ли у него печать организации и может ли он принять от вас претензию. Этому сотруднику нужно отдать один экземпляр претензии (вместе с приложениями, если они есть) и попросить его поставить печать, дату и расписаться на втором экземпляре. Таким образом, у вас останется доказательство, что вы в определённую дату направили в компанию этот документ. Организация в этом случае не сможет потом сказать, что ничего от вас не получала.

В ряде случаев этот этап можно совместить с попыткой решить проблему без претензии. Вы можете, распечатав претензию, прийти в офис организации и устно изложить свои требования. Скажем, это магазин, и вы хотите вернуть товар надлежащего качества в течение 14 дней после покупки (если он не входит в перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату). Может быть, менеджер магазина сразу согласится выполнить ваши условия. Но если он начнёт доказывать, что вы не правы, то с ним даже не нужно спорить. Просто скажите: «В таком случае, пожалуйста, примите от меня претензию». Подайте претензию и ждите ответа, а там уже, если магазин не идёт вам навстречу, можно идти в суд.

Способ второй - по почте. Для этого опять же нужно написать или напечатать претензию (можно в одном экземпляре), после чего зайти в любое отделение «Почты России» и отправить претензию ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Опись вложения - это маленькая бумажка, где в соответствующих графах нужно будет перечислить всё, что вы отправляете (например, «претензия в ООО «Рога и копыта» на 2 л., копия чека на 1 л.» и т. д.). Уведомление о вручении - это тоже маленькая, но более плотная бумажка, на которой нужно будет написать свой адрес и другие данные - после доставки письма адресату вам эту бумажку вышлют обратно. Обязательно возьмите квитанцию об оплате, которую вам выдадут на почте, и опись вложения. А спустя несколько дней вам придёт уведомления о том, что письмо вручено адресату. Таким образом, у вас опять же останется доказательство, что вы в определённую дату направили в организацию претензию.

Как я уже написал, в случае отправки по почте претензию можно сделать в одном экземпляре. Но если вы потом пойдёте с иском в суд, к исковому заявлению нужно будет приложить экземпляр претензии. Так что сохраните её текст и потом в случае необходимости напечатайте или напишите снова.

Подавать документы лично или по почте - выбирать вам. По общему правилу, личная подача претензии лучше: не нужно будет ждать, пока почта доставит ваше письмо, вы получите неоспоримые доказательства, что организация получила вашу претензию, и весь процесс, скорее всего, займет меньше времени, чем посещение отделения «Почты России» с её очередями и медлительными и хамоватыми сотрудниками.

Недостатки личного способа подачи претензии: нужно ехать в офис организации, который может быть расположен весьма далеко, плюс вам могут отказать в приёме претензии или принять, но отказаться поставить печать на вашем экземпляре (что, впрочем, происходит довольно редко). В последних двух случаях не нужно спорить - просто идите с этой претензией в ближайшее отделение «Почты России» и отправляйте всё по почте.

А если вы не любите «Почту России», боитесь очередей и можете заплатить чуть больше, то обращайтесь в одну из служб доставки: DHL, PonyExpress, CityExpress и др. Стоить это будет дороже, но письмо придёт быстрее и не потеряется по дороге.

Госорганы и полиция

Примерно по той же схеме можно отправлять жалобы и заявления в любые государственные органы - прокуратуру, полицию, Роспотребнадзор, суд и т. д. Найти их уже будет легче - у них у всех есть официальные сайты, где и выложена вся контактная информация, а в здании госоргана должна быть приёмная или канцелярия, где и должны принимать такие заявления. В госорган вы тоже можете как подать заявление лично, так и направить его по почте.

Несколько отличается порядок подачи заявления в полицию. Если вы будете подавать туда заявление о преступлении, то вам должны выдать специальный талон-уведомление о приёме и регистрации заявления. Выглядит он так - http://base.garant.ru/70791976/#block_1500 (правая половинка). Обязательно возьмите этот талон! Потом, если полиция ничего не будет делать и вам нужно будет обжаловать её бездействие в суде или прокуратуре, эта бумажка подтвердит факт вашего обращения, а полицейские уже не смогут сказать, что вы никогда к ним не обращались.

Если в отделении полиции отказываются принимать заявление или выдавать талон-уведомление, то стоит прямо из отделения в присутствии человека, отказавшегося принять заявление, позвонить по тел. 112 и сообщить, что в таком-то отделении полиции отказываются принимать ваше заявление. Если не удалось дозвониться или звонок не помогает, тогда можно просто сходить в любое отделение «Почты России» и отправить заявление в это же ОВД по почте ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Previous post Next post
Up