[Spoiler (click to open)] Управление обществом связанно с формированием реферативных образцов, закрепляющихся в культуре. Их комбинации образуют "коллективную память", или совокупность воспоминаний, которые являются слепками общества в данный исторический период. Какие же события закрепляются как системообразующие элементы коллективной памяти? Те, которые символизируют собой образец поведения, ориентир для подражания. В данных образцах выражена общая позиция группы; они не только воспроизводят её прошлое, но и формируют её настоящее, определяя представление членов группы о себе и отношение к другим группам. Коллективная память формализуется в текстах, образах и символах, отвечающих на вопросы "кто мы?" и "кто другие?".
Представление об общем прошлом, уводящем в глубину веков, имеет фундаментальное значение для сплочения социальных групп: чем древнее история сообщества, тем многочисленнее его внутренние связи, и тем, следовательно, оно сплочённее.
В отличие от непрерывно меняющейся социальной реальности, образцы прошлого, которые хранятся и воспроизводятся в коллективной памяти, неизменны, по крайней мере, до очередного этапа переосмысления истории, и передают ценности, определяющие поведенческие нормы. Но это не воспоминания о реальных исторических событиях, а симулякры, поэтому Ян Ассман относит их к "культурной памяти", которую описывает как одну из областей "внешнего измерения" человеческой памяти. Всего же он различает четыре вида памяти: миметическую (сфера поступков), предметную, коммуникативную и культурную [1].
Культурная память "может осуществляться лишь искусственно, в рамках институций" [1, с. 45]. Искусственный характер культурной памяти связан с тем, что она существует только на основе кодирования, в результате чего материализуются "пункты фиксации", к которым Ассман относит тексты, изображения, монументальные постройки. Данное кодирование осуществляется не самопроизвольно, а в ходе деятельности определённых социальных институтов, таких как церковь, СМИ, институты культуры и образования, и в их рамках реализуется группами, которые выполняют функцию хранителей и носителей традиции, - "жрецами" [1].
Один из модусов культурной памяти - историческая память. Её функция - создание идеального образа прошлого таким, каким оно должно было бы быть, чтобы оправдать легитимность существующего институционального порядка и пробудить чувство гордости за принадлежность к данной "мы-группе", ощущающей своё единство. Особенность исторической памяти заключается в том, что для неё не имеет значения, истинные или ложные представления лежат в основе идеального образа.
С точки зрения науки, созданный в культурной памяти образ представляет собой результат некритического восприятия умозрительных псевдоисторических теорий и мифологем. При этом историческую мифологию, лежащую в основе исторического модуса культурной памяти, следует отличать от собственно исторической науки, которая призвана представлять знание, основанное на фактах и в силу этого "нейтральное по отношению к идентичности" [1].
Роль мифа в культурной памяти заключается в том, что он формирует идеалы и ценности, на основе которых индивид относит себя к тому или иному воображаемому сообществу. При этом неважно, насколько миф соответствует реальности. Важны мотивы и эмоции, которые он порождает в индивидуальном сознании.