Вирус на самом деле не вирус, а одноклеточный паразит, спасибо френдам, не дадут ошибиться, и везде так и надо читать вместо вируса -- тот, который вызывает болезнь токсоплазмоз. На всякий случай. Я когда такое вижу-читаю, сразу пролистываю дальше. Не люблю про болезни читать всуе. Поэтому хочу предупредить: там дальше не про болезни, а про поведение и взгляды, т.е. про психологию. Я даже про вирус под таким углом зрения буду писать, да простят меня биологи.
Так вот, вирус паразит этот чаще всего поражает грызунов -- мышей, крыс и т.д. Они его подхватывают, когда едят сырое мясо или кошачьи какашки. Попав внутрь своего хозяина-жертвы, паразит ведёт себя вполне прилично, не принося особенного вреда -- пока не достигнет полной зрелости. А чтобы закончить свой жизненный цикл, как ему положено природой, паразиту этому позарез нужно попасть в кишки какой-нибудь кошки.
Чтобы добиться этого, паразит повышает уровень дофамина в миндалевидном теле (amygdale) своей жертвы-хозяина -- области мозга, регулирующей чувство страха (и не только его). У заражённой им мышки появляется дополнительный мощный ресурс для получения удовольствия - от переживания опасности. Вместо того, чтобы прятаться и убегать от кошки, ставший бесшабашным мышь лезет на рожон и в результате оказывается съеден, а паразит оказывается ровно там, куда ему было нужно.
Этот же самый паразит может поражать людей.
Если человек взрослый и его иммунитет не нарушен, то тоже особого вреда от паразита не заметно. В последнее время у исследователей дошли руки до того, чтобы посмотреть, насколько распространено заражение токсоплазмозом в разных обществах, странах и культурах. Оказалось, что в этом деле есть больше вариации, связанные с климатом и другими вещами. Если в двух словах, то в сухом климате токсоплазмоз встречается реже, чем во влажном, а в малонаселенных районах реже, чем в многолюдных.
Еще более интересным оказалось выяснить, влияет ли паразит на людей так же, как на мышей. Оказалось, что даже если он и пытается сделать нас более бесстрашными, то это у него плохо получается. Но рано радоваться, потому что паразит этот всё-таки вредит -- заметно снижает скорость реакции поражённых им людей, повышая их риск попадания в аварии, в частности, на дорогах. От дорожных аварий проку паразиту никакого, но возможно пониженная скорость реакции помогала ему оказаться в кишках больших кошек типа пантер и тигров, которые лакомились нашими предками.
А самое интересное вот что. Мужчины, заражённые этим паразитом, имеют тенденцию быть более догматичными, недоверчивыми, ревнивыми, подозрительными, скуповатыми и склонными нарушать договоренности и правила - по сравнению с незаражёнными людьми обоих полов. Эффект этот не так, чтобы очень силен, но вполне заметен. Как прокомментировал этот факт автор одного из исследований Кевин Лафферти (
Kevin Lafferty at the University of California, Santa Barbara; к слову, после просмотра его странички я впервые в жизни ощутила чувство лёгкой зависти к паразитологу): "Сказать, что вирус в ответе за превращение мужчины в мачо, было бы большим упрощением, но все эти черты безусловно связаны с невротическим поведением, характеризующимся сильной дифференциацией гендерных ролей". Что ещё называется
сексизмом (это уже добавка от меня).
Тоже совершенно непонятно, какой прок от этого паразиту. Наверное, это какой-нибудь побочный эффект. Но подумать только! Сюжет о том, что некое существо влазит в наш мозг и программирует наше поведение для достижения своих целей - это ж наверное самая страшная (и типичная) из всех возможных страшилок. А вот ведь, она оказывается имеет место в натуре, а мы и не чешемся. Ну, и про инфекционную природу мачизма я тоже уже давно догадывалась. Ну, а чем ещё можно объяснить эту вопиющую иррациональность, кроме как болезнью?
Вот, если кому интересно, первоисточники:
1)
Can the common brain parasite, Toxoplasma gondii, influence human culture? 2)
Zombie power: Harnessing parasite mind control3)
Increased incidence of traffic accidents in Toxoplasma-infected military drivers and protective effect RhD molecule revealed by a large-scale prospective cohort study.
4)
Toxoplasmosis and psychology. A game of cat and mouse. There is tantalising evidence that a common parasite may affect human behaviour