В прошлую среду президент Бразилии Дилма Руссеф открыла Генеральную Ассамблею ООН. Не бог весть что, конечно, но всё же историческая веха -- впервые в истории это сделала женщина. Ещё совсем недавно не было особенно из кого выбирать, а в этом году из 20 женщин-глав государств на сессии присутствовали 12. Ну, а Бразилия ещё и страна, которая сейчас быстро развивается, несмотря на мировой кризис.
Дилма Руссеф работает президентом всего 9 месяцев (а про то, как она начинала, я писала год назад:
Про Бразилию и женщин-глав государств; к слову, получается, что всего за год прирост этих самых глав получился на 25%), и выбрали её на этот пост во многом благодаря тому, что её выдвинул и поддержал в качестве своей преемницы предыдущший бразильский президент, неимоверно популярный и харизматический Лула де Сильва. Вот тут он посвящает её в президенты:
Сама Дилма до сих пор славилась двумя вещами. Во-первых, по молодости лет, ещё при хунте, она была участницей лефтистской группировки, которая нападала на правительственные учреждения и не брезговала грабежами (Дилма говорит, что сама никогда не стреляла и не собиралась стрелять из-за близорукости, а оружие держала в руках, только когда чистила). Её арестовали и дали шесть лет тюрьмы, из которых она просидела почти три. На волю вышла в 25 лет, похудевшая на 10 килограммов и потрявшая много иллюзий. Говорит, что в тюрьме её пытали, но она никого не выдала. Вот её полицейский портрет:
А потом, когда в Бразилии установилась демократия, Дилма переродилась в настоящую капиталистическую бюрократку -- прагматичную, компетентную и эффективную. Лула сначала пригласил её в министры энергетики, а после коррупционного скандала в правительстве назначил главой своего "отдела кадров", фактически премьер-министром. Вот это и есть вторая вещь, которой она была знаменита.
Недавно корреспонденты журнала Newsweek съездили в Бразилию, чтобы взять у неё интервью, и заодно исследовать вопрос: получается ли у Дилмы Руссеф собственная политика, или она просто греет кресло перед вторым пришествием Лулы -- "как Медведев греет кресло для Путина". Заметьте, что это вовсе не моя отсебятина, а люди из Ньюсвика про Медведева так написали, причём ещё до того, как он фактически об этом сам всем рассказал. Вот статья:
Don’t Mess With Dilma.
Главный вывод -- что с одной стороны Дилма и впрямь продолжает курс Лулы в общем плане, но в деталях всё-таки пытается проводить свою политику. У неё нет харизмы Лулы, но нет и его, пугающего многих, популизма. Она давит на трезвость и практическую целесообразность.
Что за курс вёл Лула? Сейчас говорят, что он удачно сочетал консервативную экономику с агрессивной социальной политикой. Плоды налицо: начиная с 2003 года, сорок миллионов бразильцев поднялись из бедности в какой-никакой, а всё же средний класс. И Дилма Руссеф продолжает в том же духе, хотя ей сейчас и труднее. Она гордится тем, что при ней было создано уже полтора миллиона новых рабочих мест. Утверждает, что в Бразилии сейчас строительный бум, но нет пузыря.
Никто конечно не ожидает от Руссеф революции, тем более, что для серьёзных реформ пенсионной или налоговой системы нужно три пятых голосов в обеих палатах парламента. Но многое можно сделать и в имеющихся рамках, в частности, привести в соответствие с 21-м веком гос.службу - "публичный сервис".
Иностранные инвесторы стоят у Дилмы под дверью в очереди, несмотря на её репутацию экономического националиста. Бывший посол США в Бразилии говорит, что американские компании любят с ней работать, потому что она на самом деле хочет понять их проблемы, и принимает решения, исходя из технических и экономических критериев.
На работе она несентиментальна, немногословна и нетерпелива. Не переносит дураков и неудачников, бывает, что доводит чиновников до слёз. Иногда кокетничая, говорит о себе, как об одинокой крутой женщине, окружённой галантными, но слабыми мужчинами. И в этом она похожа на многих лидеров-женщин "старой школы", включая Тэтчер и Тимошенко. Но когда её министры замарались в коррупции (и это раскопали), она поменяла их на новых, из которых треть теперь женщины. И это уже совсем не как Тэтчер и не как Тимошенко, а скорее, как Клинтонша, которая уже давно опирается на женщин не менее, а может и более, чем на мужчин.
Вот это -- первый состав правительства Дилмы Руссеф, и уже в нём женщины заметны:
А это Дилма с главой своей администрации:
Для сравнения показываю тут же её фотку с Лулой, когда она была главой администрации при нём. Какая-то у них прямо традиция особой близости, хотя согласитесь, что Дилме ещё далеко до такой степени патернализма, какую Лула демонстрирует с ней:
С министром экологии:
Прав человека:
Планирования и бюджета:
После выборов Дилмы Лулу спросили, не пойдёт ли он к ней в кабинет, на что тот ответил, что не гоже президентам работать в правительстве другого президента. Вполне возможно, что он рассчитывал (и ещё рассчитывает) на возвращение в президентское кресло через четыре года (конституция Бразилии этого вроде бы не запрещает). Но глядя на то, как управляется Дилма, он уже не так уверен, что она его пустит. По крайней мере недавно он сказал что-то вроде того, что четыре года -- недостаточно для человека, который способен править восемь лет."
Получается, что Дилма, которая рассматривалась как "промежуточный президент", стала самостоятельным "альфа-политиком". По выражению одного из бразильских аналитиков, мы тут видим историю Пигмалиона в обратном направлении: "создание пожирает своего создателя". Он называет Дилму новым лицом Бразилии и описывает красиво: "Уверенная в себе, менее стремящаяся понравиться, щедрая, но не льстивая. Она знает себе цену".
Дилма дважды была замужем и дважды разведена. Со вторым мужем они нажили дочь, которая недавно сделала их бабушкой и дедушкой.
В президентском дворце вместе с Дилмой живут её мама-тёзка, (она называет себя "первой Дилмой"), тётушка (мамина сестра) и собака. Отец Дилмы, иммигрант из Болгарии, умер, когда ей было всего 15 лет. В 2009 году у "второй Дилмы" обнаружили рак, от которого она вроде бы вылечилась. Дело было перед выборами, и чтобы не пугать избирателей последствиями химиотерапии, она сделала пластику и стала носить линзы вместо очков. К слову, по мотивам предыдущего поста: узнав о её болезни, экс-муж номер два приехал к ней -- поддержать.