Про эмоции

Oct 04, 2011 15:44

Я тут книжку прочитала, причём, от корки до корки (благо она короткая), что в последнее время у меня редко получается (только начну одну, а тут другая, ещё более интересная, отвлекает на себя, плюс работа, плюс жизнь...). Вот эту: Emotion. The Science of Sentiment. По-русски "Эмоции. Наука сентимента". Автор -- Дилан Эванс (Dilan Evans).

Пару слов про автора. Дилан Эванс выучился на психоаналитика, но разочаровался во фрейдизме и подался в эволюционные психологи. Эволюционный подход ощущается в его тексте, но он с ним не перебарщивает. Книгу эту он написал по материалам своей диссертации, в которой сделал сравнительный анализ современных и классических представлений об эмоциях. Очень интересно и даже драматично.

Если в двух словах, то главная его мысль наверное такая: эмоции являются неотъемлемой составляющей интеллекта. В каком-то смысле он адвокат эмоций, и это очень привлекает. Я ведь давно подозревала, что стереотипное противопоставление высокого интеллекта и низких чувств -- вещь неверная и искусственная. Всю книжку пересказывать не буду, но первую главу коротко перескажу -- уж очень она меня зацепила и хочется поделиться. По сути, в ней Эванс отвечает на вопрос: являются ли человеческие эмоции универсальными и врождёнными, или каждая культура вырабатывает свой набор эмоций, присущий ей в данный конкретный период времени?

Как выяснилось, ответ, даваемый наукой на этот вопрос, менялся со временем. В частности, в 20-м веке, вплоть до шестидесятых годов, среди антропологов превалировала идея, что у людей, родившихся в разных обществах, развиваются разные эмоции, и поэтому, например, белый западный человек не может до конца распознать и понять эмоций японца, и наоборот.

Конец этому заблуждению положил Пол Экман (Paul Ekman), тот самый знаменитый прообраз главного героя в сериале «Обмани меня» (Lie To Me). Тогда (в 60-е) он был молодым и начинающим, и начал очень удачно: сделал кросс-культурное исследование того, как люди воспринимают и расшифровывают выражения лиц незнакомых им людей, относящихся не к их культуре. Если в двух словах, то так. Он брал фотографии лиц "с выраженьем", ехал в разные тьму-таракани, показывал там эти фотографии и просил испытуемых описать, что чувствуют люди на картинках. Оказалось, в большинстве случаев все всё прекрасно понимали, несмотря на разные черты лица, цвет кожи, общий уровень цивилизации, язык и обычаи.

В результате Экман выделил набор базовых эмоций, присущих всем людям во всех культурах. Даже дети, слепые от рождения, выражают эти эмоции на своём лице, и взрослые люди из разных обществ трактуют их одинаково. К этим базовым эмоциям относятся:

* радость
* печаль
* гнев
* страх
* удивление
* отвращение.

Понятно, что на разных языках и в разных культурах они могут называться по-разному, но идея общая. Универсальность базовых эмоций указывает на их биологическую природу, и нейробиологи сейчас уже выяснили, что эмоции коренятся в лимбической системе мозга.

Разные культуры, однако, могут отличаться в правилах, регулирующих проявление эмоций. Те же японцы, например, с детства обучаются большой сдержанности. Но эксперименты, в которых производилась видеозапись, выявили, что в первые моменты эмоции написаны на лицах японцев точно так же, как у западных людей. Просто они быстро стираются, и лицо покрывается бесстрастной маской - как у опытных игроков в покер.

И всё же, кроме базовых универсальных эмоций, есть и культурно-обусловленные. Мы им обучаемся, впитываем их, вырастая в родной среде по схеме самоисполняющегося пророчества (self-fulfilling prophecy). Важно понимать, что они тоже вполне настоящие. Если по их поводу и есть обман, то это самообман. И как при любом настоящем самообмане, люди по-настоящему чувствуют, переживают, страдают (или наоборот), не могут ничего поделать и прочее в том же роде.

Одна из самых причудливых культурных эмоций была обнаружена и описана Экманом среди племён Новой Гвинеи. Она называется «быть дикой свиньёй» и представляет собой состояние, при котором человек ощущает и ведёт себя именно так - как дикая свинья. Интересно, что эту эмоцию переживают главным образом мужчины в возрасте от 25 до 35 лет, имеющие трудности материального порядка. Общество в лице родственников и соседей относится к ним с пониманием и терпеливо пережидает, когда это эмоциональное состояние рассосётся. И сдаётся мне, что эта эмоция и у нас вполне имеет место быть, причём, у того же контингента. Просто мы её никак специально не назвали (хотя вполне можем назвать свиньёй ведущего так себя человека) и не всегда терпим.

Вообще говоря, врождённость тех или иных человеческих свойств, включая эмоции - это скорее вопрос степени, а не дихотомия «или-или». Высочайшей степенью врождённости отличается, например, наличие ног и рук, чуть менее врождённой является способность к изучению языка (ребёнок не заговорит, если не будет расти среди людей), а способность выучить какой-то определённый язык, ну, скажем, английский -- ещё менее врождённое свойство (отсюда и большие трудности у многих взрослых в изучении иностранных языков).

Базовые эмоции более врождённые, чем культурно-специфические, но и они нуждаются в неких минимальных человеческих условиях для нормального развития. К тому же они зачастую бывают сплавлены с культурно-обусловленными эмоциями, так, что их и не различишь и не разделишь. Одним из ярких примеров эмоционального состояния, представляющего собой смесь из базовых и культурно-обусловленных эмоций, является (романтическая) любовь.

Философ Пол Гриффитс (Paul Griffiths) выделяет не два, а три класса эмоций: базовые, культурно-обусловленные и так называемые высокие когнитивные эмоции (higher cognitive emotions), находящиеся по шкале врождённости между базовыми и культурными. Идея тут такая: высокие когнитивные эмоции развились в процессе эволюции, чтобы мы, люди, могли лучше уживаться в сообществе себе подобных. Главными среди них являются

* любовь
* вина
* стыд
* смущение
* гордость
* зависть
* ревность

Они встречаются в любой человеческой культуре, а вот среди низших животных их бывает трудно распознать.

Как бы ни классифицировать эмоции, на сколько групп ни разбивать, ясно одно: они представляют собой континуум с не очень чёткими границами между классами, нежели отдельные ящички. Сейчас, когда эмоционально-психологическое единство человечества доказано, общепринято и кажется очевидным, нам трудно понять, как учёные могли так долго заблуждаться по этому поводу и не видеть универсальность многих эмоций. Особенно учитывая тот факт, что часть из них (базовые - так точно) присущи не только людям, но и высшим животным. Об этом ещё Дарвин писал. Возможно, причина связана с ещё одним общечеловеческим свойством - склонностью прувеличивать не очень большие различия между разными социальными группами. Это свойство помогает нам определить свою культурную идентичность. Поэтому мы выделяем и концентрируем своё внимание на деталях, отличающих нас от чужаков, и пренебрегаем деталями, которые являются общими для нас.

книги, люди, социальная психология, любовь, психология

Previous post Next post
Up