Istanbul. Транспорт для туриста.

Apr 12, 2012 18:18

Стамбул - идеальный город для поездки на несколько дней. Посмотреть руины Константинополя, Босфор, кругом красота-история-архитектура. Да и вообще - город контрастов же и без визы. И совсем не дорого. Мы были в начале марта - погода была не фонтан, но загорать мы там и не собирались.



Турки упорно делают из своей страны Европу, и в этом они довольно ощутимо преуспели. Транспортная система страны бурно развивается. В Стамбуле это развитие заточено в первую очередь на интересы туризма (я буду говорить конечно только об исторической части города - что там творится в остальном 13 миллионном мегаполисе вне туристических троп мне за первый краткосрочный визит естественно узнать не удалось).

Первое впечатление о городе - конечно аэропорт. Международный аэропорт им. Ататюрка после Пулково просто шикарен.
Большой, чистый, удобный - с мягкими скамейками, траволаторами и понятными указателями. Единственное, что вызвало недоумение - огромная куча багажа, наваленная вдоль стены:


может так и должно быть, не знаю.

Турки сделали одну вещь, которая сразу делает Стамбул одним из самых удобных городов мира - они прорыли в аэропорт метро! Единственное, что эта ветка метро (М1) никуда особо не ведёт, но функцию вывоза туристов из аэропорта она выполняет. Дальше включается азиатский фактор - в Стамбуле бессистемно понамешана куча видов общественного транспорта, и без пересадок тут куда-либо добраться сложно. Радует, что транспортная сеть в городе находится в состоянии неспешного, но постоянного развития.

В метро предусмотрительно отведены места для чемоданов и непредусмотрительно неудобные поручни (кто придумал эти идиотские резинки?):


Главный вид транспорта в центре - трамвай (линия Т1). Но это не тот трамвай, который у нас, это нормальный вместительный и скоростной трамвай. Чтобы на него пересесть, едем до станции Зейтинбурну.

Переходим с платформы метро на трамвайную платформу через турникет-вертушку:


Мы прилетели в десять вечера - времени как раз чтобы успеть взять багаж, поменять деньги и добраться до отеля. Выяснять личным примером когда идёт последний поезд не хочется.

Платить за проезд надо жетонами, которые покупаются в автоматах у входа на станцию (главное не забыть деньги в аэропорту поменять). На трамвай и метро жетоны одинаковые, стоят 2 лиры. Есть система проездных, но мы ими не заморачивались.



Все сидячие места заняты. Днём так вообще давка. При этом трамвайчик очень шустрый и держаться в нём нужно крепко.
За окном мелькали подсвеченные минареты, витрины кафе и прогуливающиеся люди. Через час после приземления мы были уже на Султанахмет.

Трамвайная линия шла прямо мимо нашего отеля, так что пролетающие трамваи было удобно наблюдать с крыши:


Вагоны Бомбардье и Альстом, новьё. Колея 1435 мм. Состав из двух сочленённых вагонов, интервал движения минимальный. В пробках не стоит, едет быстро.
Какие то чуваки прямо под нами гонялись за трамваями с фото-видео аппаратурой.

image Click to view





В затейливой расцветочке.

Трамвай конечно не бесшумный, но стаканы от него по столу не пляшут. Он только чуть побряцивает на стыках, позвякивает на прохожих и поскрипывает в кривых. Короче спать не мешает.



Гонится за велосипедистом.

На фоне Софийского собора:


Чуть левее кабины на заднем плане виднеется такой серый огрызок столбика - это всё что осталось от арки, служившей нулевым километром Византийской империи. Отсюда начиналась Меса - главная улица Константинополя. Трамвайная линия проложена чётко по ней. Сейчас она называется проспектом Дивана.



Колонна Константина Великого (Чемберлиташ), установленная в 330 году в центре городского Форума, сейчас стоит практически на одноимённой трамвайной остановке.

Поездка на трамвае лучше любой экскурсии. Из окна можно увидеть немногочисленное напоминания о столице Восточной Римской империи и многочисленные напоминания о столице империи Османской. Можно развлечься считая мечети на пути следования. Это будет увлекательно, потому что их действительно очень много.



У стамбульского трамвая есть главный минус - он не везде огорожен от пешеходов, а из-за угла выскакивает достаточно внезапно - надо быть настороже. Повторюсь - в трамвае надо крепко держаться, тормоза у него хорошие и пассажиры при резком торможении из-за зазевавшегося пешехода летают только так. Чуть руку мне не оторвали, блин.



Остановки огорожены низким стеклянным заборчиком, который несложно обойти по рельсам. Но положено идти через турникет - специальный человек это как бы контролирует.



Эминёню дуракак. Объявляют на двух языках что-то типа: "Вагон дальше не идёт, просьба освободить вагоны, до станции Кабаташ пойдёт следующий поезд."
Мне к языку пришлось привыкать несколько дней, чтоб не смеяться. Остановки пишут на табло и объявляют, но с непривычки иногда даже не понять, что написано и произнесено одно и то же.

вот и следующий поезд:




Трамвай переезжает Золотой рог по Галатскому мосту и едет дальше вдоль Босфора ещё несколько остановок вдоль исторических районов и паромных причалов.

Кроме метро и трамвая в самом центре Старого города есть ещё и ж/д вокзал (Стамбул - просто раздолье для ферроэквинолога). Железную дорогу тут построили в конце 19 века, в рамках европеизации страны, снося для этого направо и налево архитектурные памятники. По этой дороге в Константинополь стал ходить поезд из самого Парижу ("Восточный экспресс").



Электропоезда.

Вокзал называется Сиркеджи. Он напоминает наш Финляндский вокзал, только поменьше размером. Как и у Финбана от былой славы остались пара дальних поездов и пригородные электрички, шикарный главный вход стал боковым, и фасад теперь безликий квадратно-угловой.



Из тупика на приезжающих мрачно поглядывает голова отца всех туркмен турок.



Зал ожидания.



Здание вокзала 1890 года, красивое. Справа модный ресторан, дальше есть небольшой ж/д музей.



Электровоз. Восьмиглазый. Электричка старого образца.

Электричка нового образца производства Хёндай:




Маневровый тепловоз подаёт состав под посадку. Слева дыра в платформе - хранилище путейского инвентаря (там лежат лопаты).



Скучный главный вход украшен паровозом.

а вся красота сбоку:


На азиатской стороне Стамбула тоже есть вокзал, называется Хайдарпаша. Его вроде как закрывают: под Босфором прорыли ж/д тоннель, и с пуском этого тоннеля старые вокзалы на двух берегах потеряют своё значение. Новым железнодорожным узлом станет Еникапи, а Сиркеджи будет просто станцией.

Вокзал Сиркеджи является частью транспортного узла Эминёню. Мимо вокзала проходит трамвайная линия Т1, несколько автобусных маршрутов и главное - паромы.

Паромы - главная стамбульская транспортная фишка. Взглянув на Босфор в любой момент времени, их можно увидеть одновременно не менее десятка: большие и маленькие, пассажирские, автомобильные и железнодорожные, круизные, какие угодно разнообразные. С учётом плотного движения грузовых судов по Босфору, перемещение на паромах на первый взгляд кажется немного стрёмным.



Паромы соединяют кучу пристаней по всему городу, являясь полноценным видом транспорта. В час пик на автопароме пересечь Босфор быстрее, чем по мосту. Сеть паромов очень разнообразна, и издаются специальные бесплатные книжечки с расписанием всех маршрутов. Чтобы разобраться во всех этих Каракёй-Кадыкёй-Кабаташ-Бешикташ, надо поднапрячься.



Эминёню, бухта Золотой рог. Маршрутки и такси, дальше автобусная станция, слева трамвай, вокзал за спиной. На заднем плане Галатский мост.



Принцип пользование паромом аналогичен всем остальным видам транспорта Стамбула - купил жетон, прошел турникет, стой и жди когда приплывёт. Паром подоходит, все пассажиры с него быстренько сходят, потом заходят новые, и уплыл. Практически сразу же подходит следующий.



Автомобильные паромы.

людей тоже пускают, но отдельно - с другой стороны:




Небольшие паромы жмутся в бухте Золотой рог между мостами. Похожи на наши прогулочные теплоходы типа "Москва" или "Нева". Плоские, чтобы под мостами пролезать.



Большой паром уходит в Азию. Прямо напротив в дымке виден Босфорский мост.
Паромы всегда сопровождает огромная стая буйных чаек. Винтами он им что-ли рыбу рубит?



Изящный кораблик.
Паромы оборудованы подсветкой - ночью смотрятся очень красиво. Все паромы пожилые, но ухоженные: покрашены и помыты.

На пароме мы покатаемся позже, а сейчас перейдём на ту сторону Золотого рога пешком. Сразу за мостом, слева от трамвайной остановки "Каракёй" расположена нижняя станция подземного фуникулёра "Тюнель". На нём можно быстро подняться на высокий северный берег бухты.



Это очень раритетная штука - построена аж в 1875 году (о чём напоминает надпись на лбу вагона, на информационном стенде внутри вагона и на баннере на станции со схемой и историей).



Принцип оплаты тот же.
На стенах виды Стамбула 19 века.



Уехал. В качестве бонуса играет живая музыка.
На станции явно заметен недавний ремонт.



Тоннель Тюнеля прорыт под самой Галатской башней и имеет в длину более 500 метров. Высота подъёма больше пятидесяти. Ходят два вагончика навстречу друг-другу. Посередине разъезд.



Верхняя станция. Всё очень цивильно.

От площади Тюнель, куда выходит верхняя станция, начинается главная улица Стамбула Истикляль. По этой улице до площади Таксим ходит ретро-трамвай:




Местные едут бесплатно, но снаружи.

Улица пешеходная и всегда заполнена народом. Поэтому трамваю приходится пробиваться сквозь толпу:

image Click to view





Накатавшись на различных трамваях и фуникулёрах, наконец-то мы решили попробовать паром. Специально для этого была подобрана идеальная погода - плюс пять, ветер и дождь. В последний момент решили не мучать себя круизами по Босфору, а просто поплыли в Азию.



Отплываем.



Наперегонки на фоне соборов Св. Софии и Св. Ирины.



Азиатский берег. Навстречу идёт двухсотметровый итальянский паром "Audacia".

В сторону Чёрного моря под Босфорский мост идёт танкер "Handytankers Marvel":




На верхнй палубе играет оркестр и пары танцуют фокстрот почти никого - холодно.



Причалили в Ускударе.



Затейливо так корабль называется.
За ожидающими посадку выглядывает европейский берег. Во всех смыслах европейский.



Проблем с такси в Стамбуле нет. Только авто по нашим меркам излишне скромные.

Побродив по Азии, возвращаемся в Европу. Напротив Ускудара располагается причал Кабаташ. Туда ходит паром поменьше.



После прогулок на морозном ветру в пароме удобно и тепло.

За окном мелькают океанские грузовые суда:




Через несколько минут утыкаемся носом в причальные покрышки. Пассажиры соскакивают на берег.



Городские автобусы в пробке.

В Стамбуле кроме скоростного трамвая есть и скоростной автобус (Метробус). Это автобусная линия, для которой сделана обособленная полоса. Автобусы по ней едут один за другим (как у нас когда-то номер 80 ходил на размыве). Мы до метробаса не добрались.

У причала Кабаташ конечная точка трамвайной линии Т1. А ещё тут расположена ещё одна ветка фуникулёра, ведущая тоже к улице Истикляль, но с другого её торца - на площадь Таксим.
Спускаемся к станции фуникулёра:




Ждём поезд. Эта линия в отличии от Тюнеля совсем новая.



Картинки на стенах.

Кстати общая схема городского рельсового транспорта:


Мы сейчас находимся почти в самом геометрическом центре, где короткая рыжая линия (фуникулёр) соединяет синюю (скоростой трамвай) и зелёную. Эта зелёная ветка - линия полноценного метро, как у нас. Она соединяет центр с северными районами.
По карте видно, что если много ездить - точно нужен проездной, с ним неизбежные пересадки будут дешевле.



Наглядное изображение Старого города со всеми достопримечательностями.



Состав фуникулёра на верхней станции. Зачем ему дворник?

На Таксиме есть автобусная станция, и, как я уже говорил, метро. Ну и ретро-трамвай до Тюнеля.

Едем в аэропорт:


Интересно, что первоначально эти составы использовались на трамвайной линии Т1, а потом уже перекочевали в лёгкое метро.



Живописное полотно в здании аэропорта, на котором мужик в чалме сигает с Галатской башни с крыльями и парит над Босфором. Такой первый турецкий авиатор.
Фото самолётов из аэропорта Ататюрка можно посмотреть в этом посте.

турция, жд, фото, метро, босфор, путешествия, стамбул, трамвай, корабли, видео

Previous post Next post
Up