11 января 1758 года русская армия без боя заняла столицу Восточной Пруссии город Кёнигсберг. В результате по указу Елизаветы Петровны в составе Российской Империи было создано новое генерал-губернаторство, население которого присягнуло на верность Российской короне.
В 1762 году так же без боя эти земли были нами оставлены. Официально именоваться на кириллице Кёнигсберг снова начал только в 1945-м. Из северной части Восточной Пруссии тогда была образована Кёнигсбергская область. После смерти Калинина в 1946 город и область переименовали в его честь (при этом в стране тогда уже был город Калинин и город Калининград). Всё немецкое население за несколько лет депортировали в Восточную Германию, а область была заселена переселенцами из всего СССР. В 1991 году область превратилась в полуэксклав (отделена от остальной России, но имеет выход в морю).
В прошлой части рассказа про
автопробег Рига-Калининград-Рига я закончил повествование на подъезде к посёлку Большаково.
Братская могила советских воинов на главной улице.
Лютеранская кирха Гросс Скайсгиррена 17 века, в советское время дом культуры, сейчас православная церковь. На брусчатке проступает колея исторической прусской узкоколейки.
Удивительно сохранившийся немецкий дом на самой окраине. Пластиковые окна уже воткнули, скоро наверное сайдингом зашьют и в розовый покрасят.
Живописно. На самом деле лес - нехарактерный местный ландшафт.
Выезжаем на трассу Калиниград - Черняховск (третий город области) - Литва. Ремонт и навстречу глухая пробка.
Деревня Толпаки - знаменита руинами средневекового замка Тевтонского ордена, в которых до сих пор живут люди (
https://www.kaliningrad.kp.ru/daily/26570/3586242/).
При подъезде к столице региона наконец начинается хорошая дорога.
Вообще размеры Калининградской области составляют 100 на 200 километров - как Карельский перешеек. Особо не разъездишься.
Справа по ходу движения начали появляться нефтекачалки. Никогда их не видел так близко и даже не думал, что они тут есть.
И их тут прям много.
В Калининграде я был в третий раз. Первый раз приезжал на поезде, второй раз самолётом и вот доехал сюда на машине.
Неожиданно ярким пятном в довольно сером образе города сразу проявили себя местные футуристические троллейбусы АКСМ-420 "Вітаўт" производства Белкоммунмаш.
Ностальгический Опель.
Город встретил нас хаотичными пробками Московского проспекта.
Закхаймские городские ворота (сер. 19 века).
Улица Литовский вал.
Калиниград сходу показался обшарпанно-пыльным и неухоженным, но очень колоритным в своём немецком прошлом, проступающим сквозь давящую совковую застройку и аляповатую современность.
Заселяемся в гостиницу в историческом районе Кальтхоф (Ленинградский район). На сегодня из важных дел остался поход в Спар, ужин и отдых.
...
Утренний вид из окна радует глаз, но очень жарко. Весь день придётся ходить по нетипичной для Балтики погоде.
По ул. Юрия Гагарина (бывш. Герман Геринг штрассе) едем в центр смотреть Рыбную деревню и Собор.
Королевские ворота Кёнигсберга (сер. 19 века) и почтенные Мерседесы.
Улица Фрунзе (бывшая имени нацистских штурмовых отрядов, до того Königstraße). Аутентичные жилые дома 19 века впритык к современным. Впереди слева бывшее Здание финансового управления провинции (конец 19 в.) и правее бывший жилой дом того же времени, ныне районная администрация.
В 1944 году союзная авиация полностью разбомбила центр города. После войны что-то восстановили, но сейчас старые здания единичны и зачастую выглядят инородными вкраплениями.
Локальной доминантой торчит унылая многоэтажка, общее впечатление от которой подчёркивают чарующего вида балконы.
Уютный, в меру обшарпанный домик конца 1980-х. Интересно, что дома в Калининграде нумеруются по подъездам, поэтому этот дом имеет адрес ул. Фрунзе 37, 39, 41, 43.
Рядом находятся колоритные руины квартала зданий довоенной постройки, называемые в народе "Кройц-аптека" (к сожалению пролетели мимо быстро, сфотать не получилось).
Архитектора заклинило на лоджиях.
Много лет назад по телевизору во время прогноза погоды показывали главные достопримечательности городов. Когда сообщали температуру в Калининграде, на заднем плане показывали это - мумию недостроенного Дома Советов.
Дом Советов начали строить в 1970 году примерно на месте Замка Кёнигсберг, руины которого ещё стояли до того времени и ради этой стройки были взорваны. Планировалось построить две 28 этажные башни (потом урезали до 21) для Обкома и Облисполкома с фонтанами и клумбами, трибуной с Ильичём и площадью для парадов. За двадцать лет, как раз к развалу СССР, здание кое-как закончили практически полностью, после чего забросили. Дом Советов начал разрушаться временем и гопниками, его приватизировали, затем продали, перепродали, судились, в начале 2000-х частично отремонтировали, покрасили, застеклили и снова забросили. Сносить глупо - готовое огромное здание, а ввести в эксплуатацию дорого. Дом Советов Шрёдингера.
Теория разбитых окон на примере одного субъекта Федерации.
Переезжаем главную городскую речку Преголю по Деревянному мосту (1904).
Рыбная деревня.
Туристический новодельный центр города, который строят с 2006 года. Кафе-рестораны, офисы-магазины, гостиницы-развлечения.
Вагон Tatra KT4SU 1992 года выпуска с нарисованной колбасой на боку.
Калининградский трамвай пока ещё существует, хотя власти планомерно и успешно с ним борятся - из 10 маршрутов остался только один №5. Причём это самая старая трамвайная система на территории России - работает с 1895 года. Колея необычная, шириной 1 метр (в Питере и Риге - 1524 мм).
Дом Советов нависает на заднем плане.
Написано "Речной вокзал", но на самом деле бизнес-центр. Часы уже издохли. "Маяк" - смотровая площадка.
Мужик с обезьяной.
Тётка за дверью.
Прогулки по рекам и каналам - 400 руб.
Вид от "Речного вокзала" в сторону Музея мирового океана, выглядывающего из-под Эстакадного моста.
По ту сторону от Рыбной деревни открывается вид на исторический Кнайпхоф - ныне остров Канта. До войны плотно застроенный, а сейчас пустынный остров с парком и Кафедральным собором 14-го века.
Часы вроде идут, но что показывают - непонятно.
На остров к собору ведёт Медовый мост (1882). Когда-то был разводным.
Click to view
Мы с собором увидимся позже, пока пойдём гулять через речку в другую сторону.
Юбилейный мост - построен к 750-летнему юбилею города (в 2005) на опорах разрушенного Императорского моста. Разводной.
Мост увешан гроздьями ржавых замков, символизирующих нерушимость семейных уз (в Калининградской области по статистике на 100 браков 70 разводов).
Ещё один позитивный дом на фоне.
Вид с моста: Рыбная деревня, Дом Советов. Слева в 2010 году на самом видном месте исторического центра воткнули убогую элитную 16-тиэтажку. А чего прямо у собора не построили?
Растительность.
Вид от Эпроновской улицы (названа в честь некой Экспедиции Подводных Работ Особого Назначения). Только что построенный "маяк" уже облезает.
На Старопрегольской набережной. Её благоустройством похоже не занимались с советских (немецких?) времён.
Худая ворона.
Дворами идём к Ленинскому проспекту. Затейливо раскрашенная хрущёвка и стрёмный автопарк.
В Калининграде кстати собирают автомобили: 7 моделей BMW, 5 Hyundai + 4 Genesis, десяток моделей KIA (раньше там ещё строили Хаммеры, Шевроле, Кадиллаки и прочие Опели до бегства GM с российского рынка). Но раскупают те авто явно не местные жители.
Изначальный Talbot Arizona, который в связи с увяданием марки Talbot выпускался под именем Peugeot 309 в 1985-94 годах. Музейная редкость.
Из-за деревьев выглядывают готические башни Калининградского морского рыбопромышленного колледжа (бывший госпиталь Святого Георга, конец 19 века).
Приёмная комиссия.
Во всём Союзе знаменит ленинградский наш "Зенит".
Калининградские раритетные рейсовые автобусы:
Mercedes-Benz O307 (1987 г.в.).
Mercedes-Benz O307 (1979 г.в.). Почему его до сих пор не выкупил производитель на почётное место в музей?
Setra S215SL (1987 г.в.).
Mercedes-Benz O405 (1993 г.в.).
Ленинский проспект во всей красе своей нарочитой провинциальности. Но асфальт, замечу - ровный.
На той стороне едет Setra S215UL (1994 г.в.).
Улица Багратиона (бывш. Unterhaberberg исторического района Haberberg).
в другую сторону:
Shut up and take my money!
Ну хоть какой-то креатив.
Opel Rekord Berlina (1982-1985).
Фонтан и местный Ленин. Как-то слишком тепло одет. Был поставлен в 1958 году на бывшей площади Гитлера на месте памятника Сталину. Потом вместо него там забабхали Храм Христа Спасителя (Гитлер-Сталин-Ленин-Христос. Эпично то как), а памятник притащили сюда к Дому Искусств (на место снесённой Хабербергской кирхи).
Вот и почитатели искусств тут.
Улица Богдана Хмельницкого (Oberhaberberg). Они всё-таки умеют красить фасады!
Вообще проспект Ленина и окрестности визуально сливаются в одну большую унылую хрущёвку. Однако сейчас эти хрущёвки наконец начали реконструировать и облагораживать - спасибо Чемпионату мира 2018.
На заднем плане виднеется окончание проспекта - железнодорожный музей с паровозом на Южном вокзале.
Немного вызывает недоумение едущее по встречке авто, но там просто такая интересная односторонняя схема движения с двусторонними трамвайными путями посередине.
Tatra KT4D (1983 г.в.).
Множество домов, сгоревших при штурме Кёнигсберга до состояния обугленных фасадов, при восстановлении фактически строились заново. Так пафосные элементы сталинского ампира могли появиться на скромных немецких домиках.
Привокзальный квас.
Аутентично и недорого.
Троллейбус с рекламой конкурента - буржуйского кваса.
На заднем плане девушка-водитель крутит троллейбусу рога.
Pontiac Sunbird (1989-94). Коренной американец на просторах калининградщины.
Привокзальная площадь называется площадью Калинина и имеет соответствующий памятник.
Маркетинг.
Южный вокзал (1929).
Р.С.Ф.С.Р.
Оригинальный немецкий дебаркадер:
Посторонним В.
Электричка Эр2к-018 (бывшая ЭР2-918 1970-го года постройки). Приехала с моря.
Маневровый ТЭМ18Д-001 (2004). Первый в серии.
Интересное немецкое служебное здание над путями.
Прибывает фирменный московский поезд "Янтарь".
Тепловоз ТЭП70-0475 (2001).
Вокзал ненадолго оживает, но основное его состояние - быть пустынным. Строился он для много большего пассажиропотока.
Тёмная сторона Калинина.
Идём от вокзала по улице Железнодорожной. Красная машина на фоне старой кладбищенской стены с ректорами Кёнигсбергского университета.
Суперкар Ferrari F430 версии Scuderia (2007-2009). Стоит миллионов десять - десятилетний. Такие в Калининграде точно не собирали.
Мотор V8 4,3 литра мощностью 510 л.с. Сейчас он за 3,7 секунды разгонится до сотни, и прыгая по шпалам и ухабам полетит низенько набирая свои максимальные 318 км/ч.
Кстати о температуре воздуха. Нельзя сказать, что градусник на заправке показывает абсолютно точно, но привирает он несильно. Проще говоря - такая жара, что можно сдохнуть.
Раритетный немецкий гидрант мог бы помочь, но работать фонтаном в его функции не входит.
Зато в Кафедральном соборе отлично работают кондиционеры - пойдём в его сторону.
Продолжение следует...