Берлин. Начало. Берлин. Продолжение. Позитивный электровоз.
В первый день нашего пребывания в Берлине был жуткий дубак, во второй день повалил снег, а на третий с самого утра вместе со снегом зарядил дождь. Мы планировали много гулять, но пришлось снова придумывать альтернативные варианты.
Накануне из-за невыносимой погоды мы разом посетили Пергамский музей, Старый музей, Новый музей и Старую национальную галерею и чуть с ума не сошли от переизбытка мировой культуры. На этот раз для борьбы с погодой мы выбрали Музей естествознания.
В этом музее собраны уникальные зоологические, палеонтологические и минералогические коллекции.
И самое интересное - это конечно динозавры.
При входе всех встречает белый медведь Кнут. Точнее его чучело. Он был звездой берлинского зоопарка и наверное самым известным белым медведем вообще. Умер в 2011 году.
Насекомые. Текст выложен комарами.
Из главного зала через стекло выглядывает аллозавр. Причём голова по эту сторону стекла, а скелет внутри.
То место, где реально можно прочувствовать их размеры (Палеонтологический музей в Москве кстати в этом плане не менее крут).
Слева небольшой кентрозавр с шипами на хвосте, перед ним огромный диплодок, справа дикреозавр.
В центре - главная музейная звезда:
150-миллионолетний гигант брахиозавр. Имеет рост 13,27 метра и более 20 метров в длину. При жизни весил за 30 тонн.
Это самый высокий смонтированный скелет динозавра в мире (диплом книги рекордов прилагается). Найден музейной экспедицией сто лет назад в Танзании.
Диплодок во всей красе. В детстве я был уверен, что диплодоки были самые крупные звери за всю историю Земли. Сейчас уже появились другие варианты, наука не стоит на месте.
С помощью современных технологий динозавры ненадолго оживают.
видео:
Click to view
Археоптерикс, ровесник брахиозавра. Переходное звено от динозавров к ныне живущим птицам. Найден в 1877 году в Баварии.
Чучела. В музее огромная и впечатляющая экспозиция.
Птица додо. Вымерла в конце 17 века.
Карбид кремния. Слева вверху сделанный из него автомобильный дисковый тормоз.
Космос.
Музей на самом деле очень интересный, познавательный, интерактивный и посещаемый. Хотя некоторые вещи особо чувствительных граждан могут шокировать. И он достаточно большой - даже для поверхностного осмотра нам понадобилось 2,5 часа.
Станция метро Naturkundemuseum оформлена в прямой связи с самим музеем:
Скелет аллозавра в масштабе 1 к 1.
По стенам станции развешены картинки из музейной жизни.
Вагон метро серии F84.
Интерьер.
На метро доезжаем до Фридрихштрассе, где пересаживаемся на электричку.
Вокзал.
Свежепостроенный торгово-офисный центр.
С платформы вокзала Berlin Friedrichstraße открывается замечательный вид на окрестности:
Перспектива улицы Фридрихштрассе. Трамвай ADtranz GT6N по мосту переезжает Шпрее.
Шпрее и тот же мост сбоку.
Дом на набережной.
Вся история современной Германии в одном плакате. Через денацификацию к мультикультурности - от нацистского KdF-Wagen к американскому Volkswagen New Beetle.
Приезжаем на вокзал Александерплац на одноимённую центральную площадь Берлина, названную в честь нашего императора Александра I.
Крутой берлинский трамвай Flexity Berlin от Бомбардье. Жёлтая гусеница.
Наконец погода даёт нам шанс: немного потеплело, осадки заменил туман. Поедем гулять в Тиргартен.
Мы уже использовали в качестве обзорной экскурсии автобус 100-го маршрута, в этот раз поедем на 200-м. Вот как раз до этой золотой женщины в наушниках:
Получилось много фотографий общественного транспорта, но ничего не могу с собой поделать.
Едем по Карл-Либкнехт-штрассе, а затем петляем по центру города на ходу осматривая достопримечательности.
Лютеранская церковь святого Матфея (St. Matthäuskirche, 1846). Единственное сохранившееся довоенное здание в районе.
Выходим у парка Большой Тиргартен - это один из самых больших парков мира, при этом он находится в самом центре Берлина. На карте мы красная точка в самом низу.
Хофегераллее, ведущая к площади Большая Звезда.
Колонна Победы. Поставлена в 1873 году в честь военных побед Пруссии 1860-1870-х годов перед Рейхстагом, затем перенесена сюда в 1939. 67 метров высотой.
По подземному переходу попадаем в центр площади к колонне.
Вид на Бранденбургские ворота - до них отсюда пара километров. Всего от площади расходятся пять улиц и три пешеходные аллеи.
Тут 7 сентября 1945 года проходил парад Победы союзных войск во Второй мировой войне.
Парковые скульптуры на тему охоты.
Говорят, тут водятся стаи диких кабанов.
Барельефы на основании колонны рассказывают о героических битвах пруссов с датчанами, австрийцами и французами.
Виктория. 8,3 метра высотой и 35 тонн весом.
Колоннада со стеклянной мозаикой. Характерные осколочно-пулевые следы.
Можно зайти во внутрь и подняться на обзорную площадку к самым золотым ногам. Подозреваю, что кроме леса вокруг оттуда мало что можно разглядеть.
Идём дальше через парк.
Католическая церковь святого Ансгара (1957).
"Стекляшка" во дворе жилого дома - станция метро Hansaplatz (1957). На заднем плане колокольня Мемориальной церкви кайзера Фридриха (1957). Видимо в 1957 году проводилось глобальное послевоенное восстановление района.
Спускаемся в метро:
Реклама женских строительных касок.
Вагон серии H.
На станции Зоопарк делаем пересадку с линии U9 на U2.
Кохштрассе. Характерный берлинский выход из метро посередине дороги.
Отсюда мы начнём раскрывать тему Берлинской стены.
Пересечение Kochstraße унд Friedrichstraße. Тут расположен знаменитый Checkpoint Charlie Museum, посвящённый тоталитаризму в ГДР и Стене, а точнее главным образом побегам через неё в Западный Берлин. При попытке бежать через Стену были убито много людей (о точном количестве все врут), тысячи посажены в тюрьму.
Советский флаг, авиазапчасти, герб ГДР.
Пограничный столб. На заднем плане разрисованная секция Стены.
Крылья и винт самолёта Вильга (D-EDDG), на котором в 1982 году был совершён побег из ГДР. Немного фетишизм.
После Второй мировой войны Германия была разделена на 4 зоны оккупации - по зоне каждой стане-победительнице (и даже Франции, ага). С 1949 года три западные зоны объединились в ФРГ, а в советской образовалась ГДР. При этом Берлин, находившийся в самом центре советской зоны, аналогичным образом был разделён на 4 части. Советская зона оккупации Берлина (Восточный Берлин) стала столицей ГДР, а три западные зоны стали островком капитализма в глубоком тылу соцлагеря. Западный Берлин имел хитрый статус - он не был частью ФРГ и управлялся Межсоюзнической комендатурой. При этом граница между двумя Берлинами изначально была открытой.
В 1961 году в связи с кризисом в отношениях между странами НАТО и странами Варшавского договора, а так же в связи с массовым бегством людей на Запад по экономическим мотивам, властями ГДР граница с американским, французским и британским секторами оккупации Берлина была закрыта. Вокруг этих секторов сначала была натянута колючая проволока, а затем построена бетонная стена. На этом участке Фридрихштрассе был организован контрольно-пропускной пункт "С" или "Чарли", ставший одним из символов Холодной войны.
Checkpoint Charlie в 1963 году:
отсюда:
wiki Будка пункта пропуска сохранилась до сих пор, и из неё сделали туристический аттракцион с ряжеными солдатами. Тут же Макдак. Наглядная демонстрация победивших западных ценностей.
Надпись "Вы въезжаете в некоммерческий сектор" над ларьками с недешёвым фаст-фудом и лотками с китчевыми сувенирами.
Хорошее место чтобы подумать о прошлом, настоящем и будущем. Антураж и энергетика располагает.
We’re all living in Amerika
Amerika ist wunderbar.
Небольшой открытый музей про историю этого места. В хронологическом порядке висят фотографии, рассказывается о людях и событиях.
19.08.1961, неделя после закрытия границы: строятся заграждения, вышки, рвы, контрольно-следовые полосы, расселяются примыкающие к заграждениям дома. Войска с обеих сторон в полной боевой готовности.
27.10.1961, через два месяца американцы под прикрытием танков решили снести заграждения, а мы навстречу им выкатили свои танки. Мир на грани атомной войны. Так и простояли до утра целясь друг в друга, пока шли переговоры, а утром разошлись (но недалеко). К тому моменту американские ракеты в Турции уже были, а наших на Кубе ещё не было - если бы в Берлине тогда начался вооружённый конфликт, у нас было бы мало шансов удержать США от полномасштабной атаки на СССР.
Аутентичный кусок стены:
Табличка. Not for sale.
Выставка бетонных плит с нехорошими правителями, которые строят стены сейчас.
Никто не любит Башара Асада.
Под призывом рушить стены продают всякую такую лабуду. Типа ненавидишь совок? Молодец! давай, купи матрёшку с рожей Горбачёва и флажок СССР с противогазом.
Просто бизнес, ничего личного.
Площадь Вифлеемской кирхи рядом с бывшим КПП. В 1735 чехи-религиозные беженцы построили тут кирху, которая была повреждена в войну и окончательно снесена при разделении города. В 2012 году была сооружена скульптура в виде контуров той кирхи. Огромный разноцветный шар символизирует домашнее хозяйство в виде узелка. Всё вместе это памятник свободе совести, толерантности и иммиграции. Как никогда актуально для нынешнего Берлина.
Остался последний пункт нашей культурной программы - едем искать East Side Gallery.
Станция Халлишес Тор линии U1. Она была открыта в 1902 году вместе с самой первой веткой берлинского метро, которая тогда полностью шла по эстакадам. Первые исторические линии (U1-U4) узкопрофильные, поэтому на них при той же ширине колеи (1435 мм) используют более маленькие вагоны серий A3L (ретро) и HK (современные). Они на 35 см уже и на 30 ниже вагонов серии F и H.
Дом у платформы.
Протестантская церковь Святого Креста (Heilig-Kreuz-Kirche, 1888).
Станция Шлезишес Тор (1902). Тор - это по-немецки ворота. В Берлине несколько старейших станций метро названы в честь исторических городских ворот, из которых до наших дней сохранились только Бранденбургские.
Вечереет, фонари включили.
Очень колоритное место.
Идём дворами в сторону Шпрее. Крутой Citroën 2CV (1949-1990). Годы выпуска кстати точно совпадают с годами существования ГДР. А за ним стоит культовый одно время в России Пассат Б3 Вариант (1988-1993).
Мост Обербаумбрюкке (1895). Как видно, мост двухуровневый - сверху по нему ходит метро (слева видна станция Варшауер Штрассе - конечная на U1).
Граффити в Берлине - везде.
Позитивно.
Переходим по мосту.
Вдоль того берега Шпрее сохранился большой отрезок Стены, который после открытия границы в 1989 году превратился в место художественного воплощения эмоций и впечатлений от объединения Берлина. В 1990 году это всё официально оформилось как галерея с более чем сотней произведений на бетоне.
Чекпоинт Чарли, бегущий из ГДР солдат, Трабант, поцелуй Брежнева и Хонеккера.
Это сувенирный магазин.
Михаил Сергеевич рулит.
В 1989 году он отдал восточную Германию Западу безо всяких условий, и ГДР вошла в состав ФРГ. Это стало началом конца существовавшей биполярной мировой системы: дальше было упразднение ОВД, развал СССР, голод, нищета и война в России. США добились полного мирового господства.
За это Горбачёву дали Нобелевскую премию мира.
Д. Врубель. "Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви" (1990). Слева снизу подпись автора с ссылкой на жж-шечку.
Стена тянется более километра, одно произведение переходит в другое. Стоят таблички с описанием. Художественный уровень иногда очень сомнительный, но иногда прям круто. При этом поверху все художества ровным слоем замалёваны более поздними наскальными рисунками. Поэтому те же целующиеся генсеки были заново нарисованы в 2009 году. А так создаётся впечатление, что лет через 5 тут не останется ничего кроме ровного слоя бессмысленного граффити в стиле "бытовой вандализм".
А. Таранин. Про разные стены.
Спортивно-концертный комплекс O2-World. И медведь.
Через пролом, устроенный в стене напротив спорткомплекса, можно насладиться видом на речку и посмотреть на стену сзади (но там ничего интересного).
Снова Д. Врубель. "Спасибо, Андрей Сахаров" (1990, 2009).
Лёгкая наркомания от Шамиля Джимаева.
Мы внезапно осознали, что у нас скоро кончаются проездные, а мы только примерно знаем, где тут ближайшая станция электрички. Надо бы поторопиться.
Любовь к Берлину.
Станция Berlin Warschauer Straße. Такая брутальная платформа в мрачной промзоне с раритетным тепловозиком.
Одновременно с окончанием срока действия проездных билетов мы добрались до нашей остановки. Как раз в этот момент впервые за три дня в вагоне появились контролёры - турецкого-бандитского вида граждане. Мы были очень близки к провалу, но обошлось.
С рассветом летим домой. Небо Берлина так и оставалось свинцово-мрачным, но это никак не испортило общего позитивного впечатления от города.
Жаль, что Air Berlin больше к нам не летает.
Здравствуй, город Ленинград.