Часть 3. Из мира во Внутреннюю Монголию. Изгой.
Итак, мы остановились на том, что Хранитель препоясал чресла и отправился в путь - Искать новых карт о мире, неизвестных ему и годных для сохранения, развития и преумножения вверенных ему в опеку территорий.
А это пока, у вчерашнего Воина и позавчерашнего Сироты, только его собственная жизнь - сколько отпущено, его тело, его таланты и внутренняя Монголия. Всё, если по чесноку и без идей величия. Всё остальное - не его территория, разве что самолепные малые дети и совсем отходящие свои же старики составляют исключение, но опекать Искатель уже умеет, не сливая.
Искатель идет и ищет - философского камня, индейских тайных троп, ответа на все тайны вселенной и вообще - по большому счету ищет он ответа на вопрос как сделать «хорошо», которое он помнит всем своим организмом - опыт трансцендентных переживаний, нуминозных ощущений, которые всем нам знакомы из состояния транса - ощущения во время оргазма с тем, кого горячо любишь впервые всем существом, молитвенный или медитационный транс, или ощущения, которые наполняют тебя, когда приходит рисунок или стих, и ты удивленно замечаешь, что он именно приходит, а не ты рисуешь или сочиняешь, то, что мы порой чувствуем, глядя на закат на море ну или детский восторг от ощущения биения жизни в каждой частичке себя, когда бежишь изо всех сил по дороге после дождя, просто чтобы бежать, просто чтобы не лопнуть от счастья, и ты - это весь мир, и весь мир - это ты. Их много, вариантов, на всех хватает разнообразия.
Собственно, простая хорошая жизнь - это жизнь, в которой такие штуки присутствуют более-менее регулярно, а призвание - это деятельность, в которой такие штуки есть. Жизнь, в которой нет этих переживаний, грустна, но жизнь, в которой нет по ним тоски - воистину беспросветна.
И собственно, эта тоска и ведет нас в Путь, толкает в Искателя, в существо, которое «знает, что он чего-то не знает».
Это точка, в которой может начаться трансформация - «чтобы иметь то, чего мы по дефолту не имеем, придется делать то, что мы по дефолту не делаем».
И мы ищем - сначала ищем схем и правил, потом ищем учителей и передачи, потом ищем практики, потом ищем своих, чтобы вместе было результативнее практиковать (Сирота тоже ищет своих, но по другому, он ищет своих, как маму, а Искатель ищет своих как Сангху, верных спутников на Пути).
И так же, как в предыдущем квадранте мы не отдупляли, что снаружи нет мамы, которая сделает нам хорошо, просто потому что мы есть, в этом квадранте мы не отдупляем, что снаружи нет папы - порядка, который мы можем познать, правил, которые мы можем соблюсти, законов, которым мы можем радостно подчиниться, чтобы в нашей жизни гарантированно стало хорошо, ведь мы же сделали все правильно и были умны, настойчивы и законопослушны.
То есть порядок и закон, конечно снаружи есть, называется реальность - но он непознаваем нашими несовершенными анализаторами, карта никогда не равна территории. Про территорию можно написать элегию, составить карту залегания грунтовых вод или геодезическую съемку. Вещи полезные, но неуниверсальные.
А Искатель ищет философский камень, правильную карту, окончательную бумажку, не от глупости, а просто потому что он архетип, кто ж его посадит.
По глупости Искатель может качаться на качельках - неофитский восторг и очарование от найденной рабочей карты, объявление ее философским камнем и главным ответом на вопросы жизни, вселенной и вообще в одной точке, потом практика и неизбежное столкновение с ограничениями карты, разочарование, отрицание и злость в противоположной точке.
Искатель так может найти и побросать несколько или много качелек, и это хорошо, это в рамках квеста.
Плохо - если Искатель найдет какие-то одни качельки и единомышленников вокруг, и самолично объявит конец квеста, по причине достигнутой цели.
Поскольку с реальностью найденная карта будет неизбежно конфликтовать - придется объявить реальность неправильной и начать ее дорабатывать напильником и сокрушаться о том, что мир такой неправильный, вынести его несовершенство можно, только найдя истину и сообщество познавших ее, вместе оно потеплее на этом экзистенциальном сквозняке.
Как и Сирота на прошлом этапе может сойти с круга парадоксальным решением «выживать, но не выжить», так и Искатель может «искать, но не найти» - либо вот так, выбрав самые правильные правила, либо бесконечно бегая от качелек к качелькам, очаровываясь и разочаровываясь, бросая и обесценивая - не присваивая тот опыт и знания, которые реально работают для него, и ища совершенный закон, который можно соблюсти, и сорвать полный гарантированный куш.
Если этого не случится, то рано или поздно Искатель подберется к следующему архетипу, Изгою. Он, как и Воин, очень дорогой по входным билетам и совершенно необязательный. Снова левел-ап, переход в следующий квадрант.
Опять быстро, больно и без возможности симуляции.
Взять все нахапанные за отчетный период рабочие карты, сказать - «мое, не отдам!», сказать собравшимся вокруг качелей познавшим истину - «я не с вами, но и не против вас!» и сказать в небо - «я знаю, что я чего-то не знаю, но другие знают еще меньше…» и сказать себе - похоже, правил нет, есть что-то внутри меня, и звездное небо надо мной, и придется мне лепить мою карту из того, что у меня есть, а есть у меня пока только собственная жизнь - сколько отпущено, тело, таланты и внутренняя Монголия, и вот теперь несколько обрывков карт, который сработали для меня, я по ним находил, как сделать себе хорошо, которое я всем своим существом помню и не перепутаю.
И уйти. В себя, во внутреннюю Монголию. Постоять на экзистенциальном сквозняке как есть - один, совсем один.
Родился один и умрешь один.
И между этими точками - ты один, и иллюзия понимания на уровне концепций, и иллюзия близости на уровне эмоций, и истинная Сангха - это те, с кем слегка соприкасаешься рукавами, встречаешься глазами с теми, кто был там, где только звездное небо над, внутренняя Монголия внутри и ветер вечности за спиной.
И на практике они знают, что реальность дана нам в ощущениях (возьмем такую карту например), что это то, чем заведует амигдала, мозг млекопитающего, лимбическая система, а концепции, карты и качели - это игры разума, нового мозга, неокортекса. Он здесь для того, чтобы позаботиться о том, чтобы амигдала была довольна, и трансцендентные ощущения - единственный критерий истины, у каждого своей, они очень похожи, и нет одинаковых.
Вот такой Бунтарь, Изгой - наивысшая точка выделенности из мира, экзистенциальный сирота, утративший и мать - мир-утробу, и отца - мир - порядок. Примерно так ощущается индивидуация в первый момент.
В целом, это же и причина, почему Искателю может не очень хотеться туда, когда тут такие хорошие качели, и столько единомышленников. Променять это на ту ледяную вершину? а что потом?
А что потом - узнают только те, кто выбрал отказ от поисков снаружи, прижал к груди обрывки найденных Искателем карт, и шагнул внутрь.
Там, после нижней точки, как и положено в теории катастроф, происходит квантовый скачок, левел ап, точка покоя, после которой начинается истинное творчество, спонтанный, но необязательный процесс развития человеческого потенциала. Приходит Любящий.
«Делай как я - это значит не надо за мной, колея эта только моя, выбирайся своей колеей» - это все, что он может сказать на вопрос, как тебе это удалось. И это не отмазка вредного жадного чувака, а добрый дружеский совет Любящего существа =)
Пы.Сы.
Бунтарь, который вечный антилидер, бесконечная баба-яга против, шумим, браток, шумим - это не Бунтарь, а пока не отчаявшийся Искатель - тот, кто надеется, что можно сменить карту на более правильную, правительство на более годное, мир на более подходящий.
Тоже способ не ходить туда, где стоишь только ты, и видишь то, что только ты можешь видеть, по сродству с собственной сутью.
(c) Горина Анна Андреевна
Ekaterina Kostenko В таком толковании вернее назвать архетип "Отшельник". Ибо Бунтарь - выходит вариация Искателя. Да и Изгой непонятно. Это вынужденный отшельник, видимо. Выпихнутый уже не совсем по своей воле
Anna Gorina Который The Hermit в старших арканах? Да, похоже.
Не вижу возможности выпихнуть в это состояние против воли.
Изгой не ищет больше, в этой точке процесс анализа останавливается и сменяется процессом синтеза. Конечно, это происходит не дискретно, но динамика такая. Можно сказать, меняется основная характеристика деятельности и точка зрения - карочи, архетип.
Значение слова Изгой по Ефремовой:
Изгой - 1. устар. Тот, кто вышел из своего прежнего социального состояния (в Древней Руси - выкупившийся на свободу холоп, разорившийся купец и т.п.).
2. перен. Тот, кто отвергнут общественной средой или порвал с нею. // Тот, кто по каким-л. качествам или свойствам не подходит кому-л., не соответствует чему-л.
Изгоя, конечно, только ленивый не пинает, он же лояльность свою не продаёт за принадлежность, а значит обостряет внутренние противоречия лояльных к концепции, а значит, часто вызывает желание пнуть 🙂 - но уходит он сам, поскольку уходит не просто нахуй, а в свой внутренний мир. То есть плевки и тычки, конечно, неприятны - но не имеют решающего значения, это экзистенциальное одиночество, а не формальное.
Можно вообще с места не сдвинуться, и пережить это состояние, можно не менять область приложения усилий, и пройти архетип насквозь - вот психологи точно проходят этот этап, чтобы остаться в профессии - когда отходят от "чистоты метода" и используют все инструменты, которые по руке, и берут полную ответственность за работу, вплотную подходя к теме "инструментом психотерапии является личность психотерапевта" а на прикрываются табличкой "я психоаналитик" или "я гештальтист", или любой другой, и штампуя клиентов, столь же непригодных к жизни в реальности, как он сам.
Думаю, в любой деятельности этот момент есть - когда либо своей колеёй, на свой страх и риск, или ИБД.
Anna Gorina Матери, полные гуманистических идей - тоже проходят эту точку, в которой надо сохранить все полезное, но перестать полагаться на теории, оставаясь матерями, полными гуманистических идей 🙂