Пеласги, фалиски, филистимляне

Mar 10, 2023 16:47

home [↗]

В «Илиаде» Гомера, где пеласги упоминаются впервые, о них идёт речь в трёх контекстах. Они представлены как союзники Трои. В каталоге троянских союзников их главным городом названа Ларисса (в Греции, Мизии и соседних странах известен ряд городов такого названия), а вождями - Гиппофоой (Ἱππόθοος) и Пилей (Πύλαιος), сыновья Лефа (Λῆθος), сына Тевтама (Τεύταμος). Пеласгов в составе троянской армии упоминает также при допросе пленённый ахейцами троянский лазутчик Долон]. Предводитель пеласгов Гиппофоой гибнет во время боя за тело Патрокла, причём повторно сообщается, что его родным городом является Ларисса.


Ларисса - главный город Пеласгов и имеет четкую латинскую этимологию:

Ларисса ~ лат. lār, laris ‘лар, дух-хранитель; домашний очаг, жилище, дом; поэт. гнездо’.

В эпосе также упоминается при описании владений Ахилла «пеласгический Аргос» (отличный от Аргоса на Пелопоннесе), расположенный в южной Фессалии, и эпитет «Зевса Пеласгийского», чей культ существовал в Додоне в Эпире.

В «Одиссее» пеласги упоминаются среди народов, населявших Крит наряду с этеокритянами, ахейцами, кидонами и дорийцами. При этом Гомер, как и другие греческие авторы, проводит различие между пеласгами и «воинственными критянами».

Равнина Фессалии, к западу от классической Пеласгиотиды, однако входившая в область распространения пеласгов. На заднем плане видны Пиндские горы, на переднем - река Пеней.




В название Пиндских (Πίνδος Пинд (горная цепь, отделяющая Фессалию от Эпира, ныне Граммос) или Сосновых гор явно прослеживается латинский, а не греческий корень: лат. pinus ‘сосна или пихта, сосновый лес’, др.-греч. πεύκη ‘сосна; сосновая дощечка (для письма)’. Противники «Велесовой книги» утверждают, что в древности не использовались доски для письма, потому что они якобы раскалывались со временем. Но греки их использовали.

Гесиод (в изложении Страбона) упоминает, что Додонский оракул находился в пеласгийской области. Он также упоминает, что мифический Пеласг (Πελασγός), эпонимный предок народа пеласгов, был рождён из Земли в Аркадии и был отцом Ликаона, царя Аркадии.

Асий Самосский (около 700 года до н. э.) упоминает Пеласга как первого человека, рождённого на земле:

Богоподобный Пеласг на горах высоколесистых
Чёрной землею рожден, да живёт здесь племя людское.

Эсхил называет страну «краем пеласгов» и землёй пеласгов. В продолжении «Просительниц», утраченной пьесе Эсхила «Данаиды» он также писал о том, что родиной пеласгов был Аргос близ Микен.

Данаиды называют страну «Апийскими холмами» и говорят, что здесь понимают karbana audan (слова в винительном падеже на дорийском диалекте), что обычно переводится как «варварская речь», однако слово Карба (то есть место, где живут Karbanoi, «карбаны») - негреческое слово.


В сочетании karbana audan снова прослеживаются латинские корни: лат. carbas ‘карб, сев.-вост. ветер’ + audio ‘слышать, слушать’, auditio ‘слушание; слух, молва’.

Софокл во фрагменте утраченной пьесы «Инах» пишет об Инахе как о старейшем в земле Аргоса, на холмах Геры и среди пеласгов, которых называет тирренским племенем. Город Ларису в Фессалии он называл «матерью предков-пеласгидов».

У Еврипида пеласги выступают уже обычно как простой синоним аргивян, особенно в трагедии «Орест». Он упоминает «пеласгов Аргос», «землю пеласгов», «град пеласгов», «пеласгов трон». В утраченной пьесе «Архелай» он писал, что Данай, когда прибыл в город Инах в Аргосе, постановил, что пеласги отныне должны называться данайцами.

Гекатей Милетский (2-я половина VI - начало V века до н. э.) во фрагменте из «Генеалогий» отмечает, что клан (род), происходящий от Девкалиона, правил Фессалией, которая ранее называлась Пеласгия от имени царя Пеласга. Во фрагменте 2-й книги «Генеалогий» говорится, что Пеласг был сыном Зевса и Ниобы, и что его сын Ликаон основал династию царей Аркадии. Во фрагменте «Землеописания» город Краннон Гекатей помещает в Фессалии Пеласгиотидской.

Гелланик Лесбосский (V век до н. э.) был первым из дошедших до нас авторов, который писал о переселении пеласгов в Италию и смешивал их с тирренами. В «Форониде» он писал, что от царя Пеласга и Меннипы, дочери речного бога Пенея (в Фессалии), родился Фрастор, а от него - Аминтор, а от последнего - Тевтамид, а от него - Нанас. В его правление пеласги были изгнаны эллинами и, оставив корабли у реки Спинет (в северо-восточной Италии), захватили город Кротону во внутренней части страны и, двигаясь оттуда, дали начало области, называемой во времена Дионисия Тирренией (Этрурия). После переселения они получили имя тирренов (этрусков). В другом фрагменте сообщается, что Ларису в Фессалии основал аргосский царь Акрисий, который назвал её по дочери Пеласга. Гелланик, как и Акусилай, вводил эпонимного героя Пеласга в аргивские генеалогии, хотя и в иной форме. Цитата дошла в 2-х вариантах. У Триопа или, в другом варианте, у Форонея оказывается три сына, Пеласг, Иас и Агенор. Пеласг получил земли по реке Эрасин и основал Ларису (акрополь Аргоса), а Иас обосновался в Элиде. После смерти братьев Агенор привёл конницу и завоевал всю страну. Тем самым объясняются гомеровские эпитеты Аргоса: иасийский, пеласгический и «конями богатый». Как и Алкей, Гелланик писал о борьбе пеласгов и эритррейцев за город Питану в Эолиде.

Геродот упоминает, что пеласги с острова Лемнос нападали на Афины, и что отдельные поселения пеласгов сохранялись в его время, но в целом приурочивает эпитет «пеласгический» ко временам глубокой древности, когда они населяли всю Грецию. В целом Геродот был убеждён, что некогда Эллада называлась Пеласгией, а население Эллады происходило от пеласгов, перешедших в основной массе на греческий язык:

Что до эллинского племени, то оно, по-моему, с самого начала всегда говорило на одном и том же языке. До своего объединения с пеласгами эллины были немногочисленны. Из такого довольно скромного начала они численно возросли и включили в себя множество племён, главным образом оттого, что к ним присоединились пеласги и много других чужеземных племён. Итак, по крайней мере до соединения с эллинами, как я думаю, племя пеласгов, пока оно было варварским, так никогда и не стало значительной народностью.

Азиатские ионяне образовались из смешения различных племён, включая пеласгических аркадцев, при этом аркадцев Геродот относил к коренным жителям Пелопоннеса, которые никогда не меняли своё место обитания. Геродот отмечает, что пока ионяне жили в Пелопоннесе в современной ему Ахее (северный Пелопоннес), они назывались, по эллинскому преданию, пеласгами и эгиалеями, затем от Иона, сына Ксуфа, они получили имя ионян. Жители Кикладских островов также принадлежали к пеласгическому племени и впоследствии, по греческому преданию, были названы ионянами по той же причине, как жители ионийского двенадцатиградья в Азии. Азиатские эолийцы, по греческому преданию, также в древности назывались пеласгами.

Население Аттики тоже первоначально принадлежало к пеласгам и называлось кранаями, при царе Кекропе их переименовали в кекропидов, при царе Эрехфее они получили имя афинян, а позднее, по имени их предводителя Иона, сына Ксуфа, - ионян. Когда жители Аттики уже перешли на эллинский язык, они изгнали из Аттики других пеласгов, прибывших туда с острова Самофракии, причём из его описания следует, что пеласги находились на более высокой стадии развития, чем греки:

«Афиняне изгнали пеласгов из Аттики - справедливо ли или несправедливо они поступили - этого я не знаю, и могу лишь передать, что рассказывают другие. Именно, Гекатей, сын Гегесандра, в своей истории утверждает, что афиняне поступили несправедливо. Они ведь отдали свою собственную землю у подошвы Гиметта для поселения пеласгам в награду за то, что те некогда возвели стену вокруг акрополя. Когда же афиняне увидели, что эта, прежде плохая и ничего не стоящая земля теперь прекрасно возделана, их охватила зависть и стремление вновь овладеть этой землёй.(…) Итак, изгнанные пеласги переселились в другие земли, и в том числе на Лемнос.»

Акрополь Афин Геродот называет Пеларгической крепостью.

Геродот предполагал, что греки заимствовали у пеласгов имена многих богов. Со ссылкой на жриц из Додоны Геродот сообщает, что греки заимствовали от пеласгов имена богов и некоторые древние культы (почитание низших богов, Кабиров). По мнению Геродота, святилище Зевса в Додоне было основано женщиной, похищенной финикийцами из египетских Фив и проданной в Феспротию (в Эпире) в те времена, когда Эллада называлась ещё Пеласгией). Дочери Даная принесли из Египта праздник и обряды Деметры и научили им пеласгических женщин.

Во времена Геродота (V век до н. э.) пеласги проживали компактно в немногих местах (Плакия, Скиллак) близ Геллеспонта, а также близ Крестона на полуострове Акта:

О языке пеласгов Геродот писал:

На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам, что живут севернее тирсенов в городе Крестоне (они некогда были соседями племени, которое ныне называется дорийцами, и обитали тогда в стране, теперь именуемой Фессалиотида), и затем - по тем пеласгам, что основали Плакию и Скиллак на Геллеспонте и оказались соседями афинян, а также и по тем другим городам, которые некогда были пеласгическими, а позднее изменили свои названия. Итак, если, скажу я, из этого можно вывести заключение, то пеласги говорили на варварском языке. Если, стало быть, и всё пеласгическое племя так говорило, тогда и аттический народ, будучи пеласгическим по происхождению, также должен был изменить свой язык, когда стал частью эллинов. Ведь ещё и поныне жители Крестона и Плакии говорят на другом языке, не похожем на язык соседей. Это доказывает, что они ещё и теперь сохраняют своеобразные черты языка, который они принесли с собой после переселения в эти.

Кроме того, существует мнение, что у Геродота назван был город Кротон в Италии, а не Крестон (ибо именно так цитирует Геродота Дионисий Галикарнасский). Эпитет «пеласгический» Геродот прилагает к городу Антандр на юго-западе Троады. Впоследствии пеласгическими стали называть и древнейшие циклопические стены в Аргосе, Микенах и Афинах.

В IV в. до н. э. Эфор попытался обобщить сведения более ранних авторов о пеласгах. Опираясь на «Каталог женщин», приписываемый Гесиоду, Эфор полагал, что пеласги будучи первоначально аркадийцами, избрали жизнь воинов и, обращая многих других к тому же образу жизни, всем передавали свое имя и весьма прославились среди греков и всех прочих народов, с которыми только им не приходилось общаться.

По его мнению, Пелопоннес первоначально назывался Пеласгией. Додонский оракул, по Эфору был учрежден пеласгами, и пеласги были древнейшим из всех племён, которые властвовали в Греции. Племя долионов в области Кизика на Пропонтиде, по Эфору, происходило от фессалийских пеласгов, изгнанных фессалийцами.

Страбон упоминает пеласгов при описании многих областей Греции, Азии и Италии. Ему мы обязаны многочисленным цитатам и пересказам более ранних источников. Он также дал общую характеристику взглядов на происхождение пеласгов, сложившуюся к его времени:

Что касается пеласгов, то почти все согласны, что какое-то древнее племя этого имени распространилось по всей Греции, особенно между эолийцами в Фессалии.

Рассказ о переселении в Италию пеласгов, которые изгнали сикелов из области Лация и заключили союз с аборигенами, излагался у Филиста Сиракузского и ряда других историков, чьи труды использовал Дионисий Галикарнасский. Пеласгов в Италии упоминал и Варрон.


Действительно, пеласги переселились на север Лация и были ближайшими соседями латинян. И звать их стали слегка искаженным именем пеласгов - фалисками.

Фалиски (лат. Falisci) - древний италийский народ, живший на севере Лация. Говорили на языке, близком к латыни, однако по культуре древние писатели сближали фалисков с пеласгами (Дионисий Галикарнасский) и этрусками (Страбон), что объясняется их очень ранним вхождением в орбиту этрусского влияния. Центром фалисков был город Фалерия. Согласно данным археологии, первоначально культура фалисков была близка к виллановской, в поздних слоях имеются следы торгового взаимодействия с финикийцами и греками. В историческое время стали южной периферией Этрурии. В 241 году до н. э. покорены римлянами и ассимилированы. В 1860 году иезуит Гарруччи открыл в зоне распространения фалисков целый ряд надписей на языке, родственном латыни. Алфавит использовался латинский, однако слова были написаны справа налево.

Этруски более семи веков сохраняли свой язык в огромной Империи. Фалискам-пеласгам не было нужды переходить на чужой язык, так как они изначально говорили на языке, близком к латыни. В противном случае до нас дошел бы целый пласт письменных свидетельств на неиндоевропейском языке, как дошли этрусские надписи.

Мирсил из Мефимны на Лесбосе (историк III века до н. э.) также смешивает пеласгов и тирренов и рассказывает о голоде в Тиррении. Когда тиррены оставили свою землю, они во время блужданий были переименованы в «пеларгов», то есть аистов, откуда и название афинской стены.

По мнению Дионисия, название афинской стены было «пеларгикон», то есть «гнездо аиста», из-за замкнутого круглого периметра, но потом слово приняло форму «пеласгикон».

В своём Описании Эллады Павсаний пишет, что по мнению аркадян, Пеласг (и его спутники) были первыми обитателями их земли. Став царём, Пеласг придумал строительство хижин, накидки из овечьих шкур и «отучил людей от употребления в пищу зеленых листьев деревьев, травы и кореньев, не только не съедобных, но иногда даже и ядовитых; взамен этого в пищу он дал им плоды дубов, именно те, которые мы называем желудями». В честь него страна, в которой он правил, получила название «Пеласгия». Когда царём стал Аркад, внук Пеласга, Пеласгию переименовали в «Аркадию», а её обитатели, пеласги, стали именоваться «аркадянами». Стену вокруг афинского акрополя, кроме той части, которую в V в до н.э. выстроил Кимон, сын Мильтиада, возвели пеласги Агрол и Гипербий, жившие некогда у подножия акрополя. Об их происхождении Павсаний смог узнать только то, что вначале они были сикелами, а потом переселились в Акарнанию.

Историк I в. до н. э. Дионисий Галикарнасский попытался разобраться в происхождении пеласгов на основе трудов других авторов. По его мнению, пеласги были греческим народом с Пелопоннеса, несчастье которого заключалось в том, что они «не имели постоянного места проживания». Пеласги первоначально жили в районе Аргоса на Пелопоннесе, затем, изгнанные ахейцами, переселились в страну Гемонию (Фессалия), откуда изгнали варваров. Фессалию пеласги разделили на 3 части и назвали их по именам своих вождей: Фтиотия (Фтий), Ахайя (Ахей) и Пеласгиотия (Пеласг). Там они жили в течение жизни 5 поколений, после чего были изгнаны куретами и лелегами, которые, по мнению Дионисия, позднее стали называться этолийцами и локрийцами (греческие племена). Пеласги в бегстве рассеялись, одни переселились на Крит, другие заняли Кикладские острова, третьи двинулись к подножью горы Олимп, в Беотию, Фокиду, на острова Эвбею и Лесбос, расселились вдоль Геллеспонта. Большая часть пеласгов поселилась возле Додоны в Эпире.



Спустя некоторое время пеласги из Додоны пересекли море и обосновались в Италии в устье реки По, основав город Спина. Позднее этот город погиб под натиском окрестных варварских племён. Другие пеласги пересекли Италию и, соединившись с местным племенем аборигенов, основали много городов (в том числе Лариссу), которые позднее перешли под власть этрусков. Затем на пеласгов обрушились многочисленные беды, их города опустели, сами они ещё больше рассеялись по Средиземноморью, уже без компактных мест проживания. Эти события произошли перед началом Троянской войны. Остатки пеласгов в Италии смешались с аборигенами и в числе других народов основали Рим.

Дионисий Галикарнасский не согласен с теми греческими авторами, для которых пеласги и тиррены (этруски в латинском) были одним и тем же народом. В его представлении, этруски захватили опустевшие после голода города пеласгов, из-за чего и произошло смешивание; сами же этруски были, по его мнению, местным племенем.

Пеласгов как один из народов Крита упоминают Гомер и Дионисий. У Диодора Сицилийского приведены две разные версии колонизации: по одной из них, Тектам переправился на Крит во главе эолийцев и пеласгов. По другому рассказу, пеласги прибыли на Крит после этеокритян, но ранее дорийцев во главе с Тектамом.

По схеме Дионисия, пеласги, переселившись из Фессалии через Эпир, заключили союз с аборигинами Лация и изгнали сикелов. Согласно Зенодоту Трезенскому, омбрики изгнаны пеласгами и стали называться сабинянами. У омбриков пеласги отняли Кротон.

Дионисий предполагает, что многие города тирренов прежде носили пеласгские названия. По его мнению, пеласгам принадлежали Цере, Пиза, Сатурния, Алсий, Фалерии, Фесценний. Страбон упоминает, что Неаполем и Помпеей некогда владели тирренцы и пеласги, а потом самниты, и приводит рассказ, что местечко Регис Вилла - бывший дворец некоего пеласга Малея. Силий Италик упоминает об Эзисе, царе пеласгов, от которого якобы получили название священные убежища «азили» в Пицене.

Плутарх среди других мнений упоминает версию, что Рим получил своё имя от пеласгов, обошедших чуть ли не весь свет. Согласно строкам Вергилия, пеласги, первыми владевшие Лацием, посвятили рощу Сильвану близ Цере. Юлий Гигин называл племя герников пеласгийской колонией.

По мнению Л. А. Гиндина и В. Л. Цымбурского, пеласги представляли собой первую волну индоевропейского заселения Ионии и Балкан, которая впоследствии была ассимилирована различными автохтонными племенами, не принадлежавшими к индоевропейской языковой семье. Версия Л. А. Гиндина основана на анализе палеобалканской топонимики, при этом он отождествляет пеласгов с фракийцами, несмотря на то, что древние греки чётко отличали пеласгов и фракийцев друг от друга. Гипотеза о связи пеласгов с культурой Винча, возможно, хорошо согласуется с источниками, помещающими пеласгов в состав «народов моря» - в основном доиндоевропейского населения запада Малой Азии. Доктор исторических наук Л.С. Клейн считает прародиной пеласгов (которых он роднит с фракийцами) - Среднее Подунавье.

Общепринятое предположение о том, что библейские филистимляне являются одним из ответвлений пеласгов, основывается на довольно противоречивых сведениях из Библии: с одной стороны - Библия указывает на их родство с жителями Кафтора, который принято отождествлять с Критом; с другой - Библия выводит филистимлян потомками Мицраима (Быт. 10:13), соответственно, указывая на их африканское (хамитское) происхождение. Термин филистимляне - типичная в греческом переводе Библии переделка древнееврейского «пелиштим». В свою очередь, библейское «пелиштим» - возможная переделка слова пеласги с характерным переосмыслением этого этнонима, приобретшего значение «странники, переселенцы». От видоизменённого этнонима пелиштим и получила своё нынешнее название Палестина (Земля Филистимская). Интересно, что Древняя Греция прежде, чем именоваться Элладой, обозначалась словом Пеласгия (по словам Геродота). Впрочем, кроме указанных лингвистических соображений и свидетельств о заселении Крита пеласгами (в числе многих других народов) прямых фактов о родстве филистимлян с пеласгами нет.

Древнеегипетские надписи упоминают PLST (предположительно пеласги) среди «народов моря», вторгшихся в Египет на рубеже XIII-XII вв. до н. э. при Рамзесе III. Надписи на стенах храма Мединет-Абу сообщают о том, что египтяне разбили пришельцев в морской битве, однако вряд ли победа была решающей. Судя по изображениям в храме, вторжение не было простым набегом; противники египтян привезли с собой семьи и повозки с быками, что указывает на их намерение поселиться на захваченной территории. Сам Рамзес III в надписи сказал, что поселил пленников из «народов моря» в своих крепостях.

В каких именно местностях расселил «народы моря» Рамзес III - неизвестно; указания на это содержатся в так называемом «Ономастиконе Аменопа» (конец XII в. до н. э.), древнеегипетском административном списке местностей. Согласно этому документу, филистимляне населяли города Ашдод, Ашкелон и Газа в Ханаане (совр. Израиль). Отождествление филистимлян с пеласгами поддерживается вероятной идентификацией союзников народа PLST как греков-данайцев (DNWN), троянцев или тирсенов (TRS), тевкров (TKR') и сикулов (SKLS).

Древнегреческие источники не упоминают египетское и палестинское направления экспансии пеласгов; однако следует заметить, что в эпоху «народов моря» ранняя греческая письменность (Линейное письмо Б) исчезла, а несколько веков спустя, когда у греков возникла новая письменность, эти события уже были для греков неактуальны.

А. И. Немировский склоняется к представлению, что пеласги - один из индоевропейских народов, чей язык близок иллирийскому, и они участвовали в этногенезе этрусков, ранее их поселившись в Италии (таким образом, из древних авторов его взглядам в наибольшей степени близок Дионисий Галикарнасский).

В IV век н. э. - упоминаются в перипле «Описание земного круга», которое сделал Руф Фест Авиен, в частности он писал так:

Вблизи живёт суровое племя гениохов, затем зиги, которые некогда, покинув царства пеласгов, заняли ближайшие местности Понта.

Аналогичная запись и у более раннего географа Дионисия Периегета.

Язык пеласгов был сильно отличен от греческого, что даёт учёным повод спорить относительно того, были ли они носителями индоевропейских наречий и насколько единым был их язык. Геродот, владевший многими языками Балкан и Малой Азии, не понимал пеласгский язык и называл его «бесспорно варварским»:

На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам, что живут севернее тирсенов в городе Крестоне (они некогда были соседями племени, которое ныне называется дорийцами, и обитали тогда в стране, теперь именуемой Фессалиотида), и затем - по тем пеласгам, что основали Плакию и Скиллак на Геллеспонте и оказались соседями афинян, а также и по тем другим городам, которые некогда были пеласгическими, а позднее изменили свои названия. Итак, если, скажу я, из этого можно вывести заключение, то пеласги говорили на варварском языке.

Ряд исследователей причисляет к памятникам пеласгского языка Лемносскую стелу и ряд кратких надписей VI-VII вв. до н. э., происходящих с этого же острова, поскольку Лемнос, согласно Геродоту, был последним пристанищем пеласгов, где они сохранялись ещё в VI в. до н. э. Надпись на стеле выполнена древнегреческим алфавитом, однако язык надписи пока не расшифрован с достаточной уверенностью, хотя позволяет с большой вероятностью отвергнуть индоевропейскую гипотезу. По многочисленным грамматическим показателям и даже совпадающим словам установлено родство языка стелы с этрусским и этеокипрским языками.


По числительным, упомянутым в надписи на стеле, можно с большой долей уверенности говорить об этрусском языке, а не о пеласгийском.

Египетские хроники, отмечающие нашествие Народов Моря примерно в 1200 гг. до н.э., фиксируют среди них народ, названный Пелесет. Плиштим пришли в Ханаан с Крита. Библия указывает на то, что родиной Плиштим был Кафтор, что на современном иврите означает Крит.


Пеласги, пелесет, филистимляне, фалиски - пришельцы. Др.-гр. πέλω, πέλομαι ‘двигаться, устремляться’, πελάζω ‘приближаться, подходить’, πελάτης, дор. πελάτᾱς ‘приблизившийся, подошедший; пришелец; сосед, житель’, πέλᾰς ‘близко, соседи, ближние’, πέλᾰς ‘близ’, πλησιάζω ‘приближаться, подходить; стоять вблизи, находиться рядом; быть близким, находиться в близких отношениях или общаться’, πλησιασμός, πλησίασις ‘приближение’, πλησίον, дор. πλᾱτίον ‘поблизости, близко’, πλησίον ‘близ, недалеко от’, πλησίος ‘близкий, близко находящийся’, πλησίος ‘сосед; ближний’, лат. pello ‘бить, толкать; приводить в движение; изгонять, прогонять; отгонять; подавлять; наносить поражение, разбивать, обращать в бегство’, pulso ‘бить, толкать, избивать, докучать’.

Русск. близко, близкий и др.-греч. πέλᾰς ‘близ’, πλησίος ‘близкий’ - однокоренные.

Πελασγοί ‘пеласги’ - древнейшие жители Эллады, обитавшие на Балканском п-ове, М. Азии и на островах.

Пеласги - это близкие соседи греков. И говорили, на языке италийской группы, близком к латыни. Пеласги представляли собой первую волну индоевропейского заселения Ионии и Балкан. Прародиной пеласгов были Балканы, истоки в Баденской культуре.

Баденская культура, в Венгрии - пецельская культура - культура Центральной и Юго-Восточной Европы (3600-2800 годы до н. э.). Как варианты баденской рассматриваются костолацкая и болеразская культуры, хотя они имеют ряд важных отличий. Открыта археологом Гальяно в 1892 году на базе артефактов, найденных к югу от Вены (Австро-Венгерская империя).

География: Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия (Болераз), северная Сербия, Швейцария, южная Польша, южная Германия, а также Украина (Закарпатье).

Возникла в результате экспансии культуры чернавода на запад по так называемой «аварской тропе» (вверх по Дунаю). Вытеснила культуру лендьел в регион Скандинавии, где та породила культуру воронковидных кубков. Позднее территорию баденской культуры занимают народы культуры боевых топоров. Наследниками баденской культуры считаются вучедолская культура, коцофенская культура, езерская культура, культура Юнаците и ряд других. Все эти культуры, помимо собственно баденских элементов, впитали некоторые элементы ассимилированных ими местных культур энеолита.

Население обитало в укреплённых посёлках с каменными стенами. Изготовляли украшения из раковин и меди (кольца). Использовались луки и стрелы. Найдены следы керамики и глиняные фигурки животных. Предполагается, что племена баденской культуры были знакомы с колёсным транспортом. Из погребальных обрядов характерна кремация.

Согласно мнению М. Гимбутас баденская культура представляла собой одну из первых волн индоевропейцев в Европе. По одной из гипотез, баденская культура наряду с родственными культурами пецель и коцофень была общим предком носителей италийских языков и лузитанов.

Ливинцев Владимир Васильевич:

Оценивая по эйдонимам, представленным в Лин. А, этнический состав (подраздел 5) догреческого населения Крита, можно предположить, что в XV в. до н.э. на острове проживали следующие индоевропейцы: пралатиняне, именуемые пеласгами, прафракийцы или тевты с небольшой общиной праахеян, праликийцы и/или пракарийцы, представляющие анатолийский этнос, кидоны (индоевропейцы первой волны, смешавшиеся с критскими автохтонами) - на западе, а также община сико/анов и отдельные общины этеокритян (критских автохтонов, не смешавшихся с индоевропейцами).

По археологическим данным культура Крита в начале-середине III тыс. до н.э. не подавала больших надежд и уступала культурам Троады, Кикладских островов и материковой Греции, поэтому ускоренное развитие критского общества в 2100-1900гг. до н.э. с внезапным появлением старых дворцов многие ученые связывают с вмешательством какой-то внешней силы. Такой внешней силой мог быть этнос, прибывший на остров как носитель более высокой культуры, или это - этнос способный энергично заимствовать и внедрять достижения чужой, более высокой культуры. В обоих случаях этнос должен был обладать политической организацией, способной держать под контролем и мобилизовать большие материальные и людские ресурсы. И такой силой были индоевропейские племена, пришедшие на Балканский полуостров в 2400-2300г. до н.э. (вторжение тевкров по Геродоту) в составе племенного союза (Н. Хаммод предполагал вторжение четырех племенных образований), из них, по крайней мере, два крупных племенных образования пралатинян (пеласгов) и прафракийцев (тевтов) с небольшой частью племени праахеян двумя волнами достигли Крита.

Индоевропейцы первой волны, получившие в дальнейшем имя кидонов, пришли с Балканского полуострова на запад Крита ~2200-2100г. до н.э., и почти одновременно с ними с востока отдельной волной пришли праликийцы и/или пракарийцы, закрепившиеся в восточной части острова и основавшие города: Псира, Мохлос, Гурния, Палекастро, Василики. Затем во второй волне через 100-150 лет на остров переселилась большая часть прафракийцев (тевтов) и лидеров племенного союза пралатинян (пеласгов), принесших с собой интернациональный дух, коллективизм с жесткой иерархической организацией и, очевидно, способность к быстрой адаптации в новых условиях и к восприятию новых идей, позволивших племенам проделать долгий и длинный путь из южнорусских степей через заселенные территории. С приходом индоевропейцев начинается ускоренное развитие Крита, включая строительство дворцов (старые дворцы), возникновение новых поселений, прокладку дорог. Я полагаю, что именно так и начинался путь древнейшей из всех индоевропейских цивилизаций.

© TrueView

латынь, Кносс, пеласги, Крит, лингвистика

Previous post Next post
Up