Удача, Евдокия, Юты Тацита и Святослав

Feb 04, 2023 15:30

Удача - достигнутый успех, везение, частичн. счастье, фортуна, шанс.

Удача. Происходит от гл. удаться, далее от у- + дать, далее из праслав. *dā́tī; *dājā́tī; *dāvā́tī, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. дати (греч. διδόναι), русск. дать, давать, укр. дати, белор. даць, сербохорв. да̏ти, словенск. dáti, чешск. dát, польск., в.-луж. dać, н.-луж. daś [↗].

Забудем все, что сказано!

И начнем.

Приставка у- в русском языке в пласте заимствованных слов и au- в латыни могут означать ‘все [очень] хорошо’.

Тогда:


англ. audacity ‘дерзость, смелость’, audacious ‘дерзкий; смелый’, ит. audacia ’дерзость; смелость, отвага; удаль; смелый, дерзкий, отважный поступок, шаг’, audace ‘смелый, отважный; дерзкий; удалой, бедовый’ < лат. audacia [< audax] ‘смелость, неустрашимость, отвага; дерзость, самомнение, наглость; или наглые поступки, дерзкие выходки’.


русск. удача ~ др.-греч. εὐ-δοκέω ‘удовлетворяться, быть довольным; одобрительно относиться, соглашаться; быть по душе, нравиться; благоволить’.


русск. удалой < лат. audax [< audeo] ‘отважный, бесстрашный, смелый; чаще дерзкий, необузданный, наглый’.


Лат. audacia [< audax] ‘смелость, неустрашимость, отвага; дерзость, самомнение, наглость; или наглые поступки, дерзкие выходки’ < audax [< audeo] ‘отважный, бесстрашный, смелый; чаще дерзкий, необузданный, наглый’ < audeo ‘(первонач. и арх. смысл) желать; отваживаться, дерзать, осмеливаться, сметь, решаться’ < др.-греч. εὐ-δοκέω ‘удовлетворяться, быть довольным; одобрительно относиться, соглашаться; быть по душе, нравиться; благоволить’ = εὖ ‘хорошо; полностью, вполне; добро, благо’ + δοκέω ‘казаться, представляться; считать, полагать, думать; рассчитывать, надеяться; собираться, намереваться, желать; казаться целесообразным, правильным; пользоваться влиянием, иметь вес или значение; постановлять, решать’.

▸Др.-греч. δοκεύω ‘подстерегать, подкарауливать, высматривать, выслеживать; пристально смотреть; разглядывать, рассматривать’, δοκή, δόκησις ‘мнение, воображение, предположение; видимость, подобие; решение, постановление; имя, репутация; слава’, δόκημα ‘мнение, видение, призрак’, δοκῐμάζω ‘пробовать, испытывать, проверять; считать нужным, важным’, δοκῐμᾰσία ‘проверка, проба, испытание; (в Афинах) докимасия, т. е. проверка гражданских прав (лиц, достигших совершеннолетия, кандидатов на государственные должности и т. д.)’, δοκῐμή ‘испытание, бедствие; проверка, доказательство’, δόκῐμος ‘испробованный, испытанный, проверенный, т. е. отличный, славный; подлинный, настоящий; значительный, крупный; приятный, лучший’, δοκίμως ‘подлинно, действительно, поистине’.

▸Др.-греч. εὐ-δοκέω ‘удовлетворяться, быть довольным; одобрительно относиться, соглашаться; быть по душе, нравиться; благоволить’, εὐ-δοκία ‘благоволение’, εὐ-δόκησις, εως ‘одобрение, согласие’, εὐδοκητός ‘одобряемый, приятный, желанный’, εὐ-δοκῐμέω ‘пользоваться добрым именем, иметь хорошую славу, быть в почете; (о вещах) высоко цениться, славиться’, εὐ-δοκίμησις, εως ‘доброе имя, слава, уважение, почет’, εὐ-δόκῐμος ‘пользующийся доброй славой, славный, окруженный почетом или уважением’, εὐδοξία ‘доброе имя, слава, почет, уважение; высокие качества, доблесть; одобрение, похвала’, εὔ-δοξος ‘пользующийся хорошей славой, окруженный почетом или уважением, славный; замечательный, превосходный, отличный’, εὐ-δόξως ‘замечательно, прекрасно’.

▸Германские племана варинов вместе с эвдосами упоминаются у Тацита в Скандинавии, скорее всего, в Ютландии, выше лангобардов (Tac., Germ., 40; Буданова 1990: 167).

40. Лангобардам, напротив, стяжала славу их малочисленность, ибо, окруженные множеством очень сильных племен, они оберегают себя не изъявлением им покорности, а в битвах и идя навстречу опасностям. Обитающие за ними ревдигны, и авионы, и англии, и варины, и эвдосы, и свардоны, и нуитоны защищены реками и лесами. Сами по себе ничем не примечательные, они все вместе поклоняются матери-земле Нерте, считая, что она вмешивается в дела человеческие и навещает их племена. Есть на острове среди Океана священная роща и в ней предназначенная для этой богини и скрытая под покровом из тканей повозка; касаться ее разрешено только жрецу. Ощутив, что богиня прибыла и находится у себя в святилище, он с величайшей почтительностью сопровождает ее, влекомую впряженными в повозку коровами. Тогда наступают дни всеобщего ликования, празднично убираются местности, которые она удостоила своим прибытием и пребыванием. В эти дни они не затевают походов, не берут в руки оружия; все изделия из железа у них на запоре; тогда им ведомы только мир и покой, только тогда они им по душе, и так продолжается, пока тот же жрец не возвратит в капище насытившуюся общением с родом людским богиню. После этого и повозка, и покров, и, если угодно поверить, само божество очищаются омовением в уединенном и укрытом ото всех озере. Выполняют это рабы, которых тотчас поглощает то же самое озеро. Отсюда - исполненный тайны ужас и благоговейный трепет пред тем, что неведомо и что могут увидеть лишь те, кто обречен смерти. [↗].


Юты (Eudosii Тацита) - ‘славные’ < др.-греч. εὐδοξία ‘слава’.

▸В «Джакфар Тарихы» рассказывается о болезни маленького Святослава, сына Игоря, и как ему дали имя Аудан ‘удачливый?’, потому что избежал смерти:

«А у Бухараев занятие врачеванием считалось семейной традицией. Так еще сын Балуса Субаш был знаменитым табибом и заслужил прозвище Отчы, хотя одновременно являлся богатейшим купцом, давшим деньги на строительство Буляра. Прямо в цитадели этого города в 925 году он построил больницу с аптекой при ней, почему одни ворота и проезд от них в цитадель получили название «Отчы»...

В Башту [Киеве] он взялся исцелить смертельно больного Барыса [Святослава], сына Угыра Лачыни, которого до этого безуспешно лечили балынские и румские врачи. Когда мать Барыса - анатышка Ульджай [Ольга] спросила его, почему он это сделал, Субаш ответил: «Мой отец сильно разбогател от продажи румских вещей, которые купил у Угыра, и считал себя обязанным ему. Поэтому я хочу помочь его сыну». - «Каковы будут твои условия?» - поинтересовалась бика. - «Если я исцелю Барыса, пусть он не принимает христианства», - сказал Отчы-Субаш. Он вылечил Барыса и дал ему новое имя Аудан..., и тот не принял христианства... Рейхан получил известность, помимо прочего, своей «Книгой о тысяче трав», которая была руководством для многих фармацевтов Булгара...» [↗].

© TrueView

латынь, Джагфар Тарихы, лингвистика

Previous post Next post
Up