Бродники (бордники, продники, бронники, бродничи, бродници) - славянское население побережья Азовского моря, нижнего Дона и Днестра в XII-XIII вв. в приграничных к русским княжествам территориях. Название бродники произошло от глагола бродить ‛скитаться’.
Возможно, в состав бродников вошли жившие в этих местах готы и аланы. Византиец Никита Акоминат в своём Слове в 1190 году утверждал, что бродники - ветвь тавроскифов. Есть мнение, что в состав бродников могли входить остатки разрозненных хазар и булгар, а позже огузов. Также в состав бродников могли входить уличи, разгромленные Свенельдом, и тиверцы.
Бродники были южными соседями валахов, населявших территорию будущего Молдавского княжества, проживали в северо-западной части Буджака, южной части современных румынских жудецев Вранча и Галац, а также, возможно, на побережье между Днестром и Днепром.
В 1173 году объединенные силы Алании, русов-бродников, половцев, аварцев и дербентского эмира Бек-Барса в очередной раз напали на Ширван, когда там правил Ахситан I. Русы на 73 судах атаковали Баку. На помощь Ахситану пришли его двоюродные братья - царь Грузии и император Византии и помогли ему отбить нападение.
Одно из первых упоминаний о бродниках в византийских источниках относится к 1185 г. Вместе с восставшими болгарами против византийцев сражались бродники ‛и те, - как писал Хониат, что происходят из Вордоны, презирающий смерть, ветвь русских, народ, любезный богу войны’.
Бродники часто упоминаются в русских летописях. Они неоднократно принимали участие в междоусобных войнах русских князей, а также в русско-половецких и русско-татарских битвах. Во время битвы на Калке в 1223 г. часть бродников («бродницы старые») во главе с воеводой Плоскыней перешла на сторону монголов, нарушив союз с русскими князьями. В западноевропейских документах говорится о Земле бродников, как граничащей с куманами, русскими и болгарами. Например, в письме папы римского Григория IX 1227 года встречается фраза «Cumania et Brodnic terra…» В 1227 году в Куманию и Землю Бродников назначался папский архиепископ. В 1250 году венгерский король Бела IV сообщал папе римскому, что татары завоевали восточных соседей Венгрии, к которым причислял и бродников. В послании Белы 1254 г. русские и бродники названы племенами «неверных», как православные (наряду с язычниками) нередко именовались в западных источниках.
Очевидно, что бродники занимали какую-то часть территории современной Молдавии. После XIII века письменная информация о бродниках не прослеживается. Армия, составленная из бродников, содействовала возвращению болгарского царя Ивана Асеня ІІ в Болгарию в 1217 году.
Существует гипотеза, что бродники сыграли ключевую роль в возникновении казаков.
На страницах истории бродники изчезают в XIII веке, но тут же в самом начале XIV века появляются казаки. Слово казак известно с XIV века, оно (cosac) впервые упоминается в значении стража в письменном памятнике - многоязычном переводном словаре куманского (старокыпчакского) языка начала XIV века (1303 г.), единственный список которого хранится в библиотеке собора Святого Марка в Венеции, «Codex Cumanicus» [не происходит ли слово козак (cosac) от лат. custos ‛страж; охрана, стража, караул’; татар. күзәт ‛дозор; разведка, разведывательный отряд’ (< күз ‛глаз’), пол. czaty ‛дозор, сторожевой отряд’?].
◆ Бродники, конечно, никуда не исчезали, их просто стали звать тюркским именем. Две версии:
⇨ 1.) казаки < казах. кезу ‛бродить, странствовать’, кезбе ‛бродяга’, қашу ‛бродить’, кр.-татар. kezmek ‛ходить, идти’, татар. гизү ‛ходить, бродить’, гизүче ‛странник, путник’, тур. gezmek ‛ходить, расхаживать; бродить; ездить, путешествовать; шататься, слоняться’, gezer ‛мобильный, передвижной, подвижный’, gezi ‛поездка, путешествие’, gezici ‛передвижной; странствующий; бродячий’, gezmen ‛путешественник’.
⇨ 2.) казак (cosac) ‛страж’ < [досл. глазник, глазеть] < тур. gözcü ‛наблюдатель, разг. глазник, офтальмолог‛, казах. күзетші ‛охранник, сторож, стражник’, татар. күзәтче ‛дозорный, разведчик, наблюдатель’, күзәт ‛дозор; разведка, разведывательный отряд’ < кр.-татар. köz, казах., кирг. көз [köz], узб. koʻz, тур., азерб. göz, татар. күз, башк. күҙ ‛глаз’. Финск. katsoa ‛смотреть, глядеть’.
⇨ бродники < бродить ~ греч. πορεία ‛ход, движение; ходьба; путь, маршрут’, лат. vargus (галльск.) ‛бродяга’, (с потерей r) vagus ‛бродячий, блуждающий, странствующий, скитающийся; кочевой, кочующий; летучий, перелётный; движущийся, блуждающий; бездомный человек, скиталец, бродяга’, evagor ‛бродить, рыскать’, исп. vagar ‛ходить (без цели); бродить; слоняться, шататься, блуждать; кружить; плутать’, татар., казах. бару ‛ходить, идти; ездить, ехать; плыть, лететь’, кирг. бару ‛ходить, идти’, финск. pyöriä ‛вращаться; кружиться’.
Как считает Н.Н.Яковенко, слово казак в XIV−XVI вв. эволюционировало по сравнению со значением в «Codex Cumanicus». Сначала оно означало свободного наёмного работника, или (у татар) - воина, покинувшего свой улус, а потом стало пониматься шире, как обозначение степного разбойника, изгнанника, беспризорного, авантюриста или просто пока ещё не женатого парня (который, по сути, как раз и ведёт такой неприкаянный авантюристический образ жизни).
Первыми, кто пытался выяснить вопрос казачьего этногенеза, были в XVII веке польские авторы Павел Пясецкий и Веспасиан Коховский. Они считали, что казаками (или козаками) именовались «люди, которые верхом на лошадях были быстры и легки, как козы».
В русских летописях и официальных документах Российского государства до конца XVIII в. казаки назывались черка́сы:
⇨ 1.) черка́сы < татар. чирү ‛войско’ + тат., башк. кеше ‛человек, мужчина’. Дословно - войско́вые люди.
• Татар. чирү ‛войско; стадо, стая, рой; скопление, сборище, группа’, норв. hær ‛сухопутные войска, армия, войско; множество; стая’, дат. hær, нид. heren ‛армия, войско’, нем. Heer ‛сухопутные войска; армия; войско; множество, масса’.
Войско сухопутное и далее восходит к греч. ξερός ‛сухой’. Венг. száraz ‛сухой, голый’.
• Тат., башк. кеше, тур., азер., крымско-тат. kişi, узб. kishi, каз. кісі, якут. киһи, хакасск. кiзi ‛человек, мужчина’, груз. კაცი [k’atsi], мегрельск., лазск. [ḳoči] ‛человек, мужчина; груз. კაცები [k’atsebi, кацэби] ‛люди, мужчины’; баск. giza, gizaki, gizon ‛человек, мужчина’, gizonen ‛люди, мужчины’.
В «Джагфар Тарихы» читаем:
«Еще в X в. булгарские правители, для охраны своих южных земель (части Крыма, территории между Доном, Кавказом и Волгой) стали формировать отряды из наемников. Этих наемников булгары называли «чиркес», что по-булгарски значит «бродящий, вольный (чир) человек (кеше)». Русинцы переводили это слово, как «бродник». ...После того, как Волжская Булгария уступила свои южные земли Монгольской Орде (в 1242 г.), чиркесы поступили на службу монгольскому хану Ногаю. Когда Ногай погиб, чиркесы остались на монгольской службе: охраняли дороги, границы, перевозы, монгольских купцов, чиновников, послов и др. Жили они на границе леса и степи, небольшими общинами, и охотно приняли в свои ряды таких же, как и они...»
⇨ 2.) черка́сы < тю. *чир ‛бродящий, вольный’ + тат., башк. кеше ‛человек, мужчина’. Дословно - бродящие (вольные) люди.
• Тю. *чир ‛бродящий, вольный’ ~ лат. circito ‛обходить, бродить вокруг’, circuitio ‛круговое движение, вращение, обход караулов, проверка постов, патрулирование, дозор’, circuitus ‛хождение вокруг, круговое движение, обход, объезд, обозрение, обзор’, circitor ‛сторож, обходчик, объездчик (садов, полей), дозор’, circitorius ‛объездной, дозорный, патрульный’, circuivi, circueo, circumeo ‛ходить кругом, обходить, объезжать, обходить, проверять, инспектировать, окружать’, circa ‛вокруг, кругом’, circes ‛окружность, круг’, circus ‛круг’, ит. circuire ‛обойти, надуть, кружить, ходить вокруг’, исп. circular ‛круговой; кольцевой, круглый; кружить, вращаться’, cercar ‛огораживать; ограждать; обносить забором; окружать, осаждать (город, крепость ); окружать, обступать; оцеплять; ходить (кружить) вокруг (чего-либо)’, англ. circle ‛круг, круг (людей), группа, кружить’, венг. kering ‛кружить’, норв. krinse ‛кружить, кружиться’, финск. kiertää ‛вращать, крутить, поворачивать, вращаться, обходить, объезжать’. Лат. gyro [gyrus] ‛вращать, кружить, обходить’, gyrus ‛круг, круговорот, течение’, греч. γυρίζω ‛вращать, кружить, перевёртывать, прогуливаться’, ит. girare ‛вертеть, вращать; поворачивать; переворачивать; обходить (кругом); вращаться, вертеться, кружиться; бродить, шататься’, исп. girar ‛вращаться; поворачиваться, вертеться’. Греч. κύκλος ‛окружность, круг’, русск. коло, цикл, пол. kołować ‛кружить, блуждать, колесить’. Все эти слова однокоренные на глубоком уровне, только пути их шли через разные языки и множество заимствований.
Сюда же с потерей в глубокой древности начального согласного:
• Монг. эргэх, калм. эргүлх ‛крутить, вращать, поворачивать, вертеть, погнуть, поворот’, монг. эргэлдэх ‛бродить, скитаться’, татар. йөрү ‛ходить, двигаться, шагать; бродить, болтаться, шататься, слоняться’, тур. yürümek ‛идти, двигаться, ходить’, казах. жүру ‛передвигаться’, лат. erro ‛блуждать, бродить, скитаться’, ит. errare ‛бродить, скитаться, ошибаться, заблуждаться, (со)грешить’, норв. irre ‛блуждать (без цели), бродить’, нем. irren ‛блуждать, ошибаться, заблуждаться’, фр. errer ‛блуждать, скитаться, бродить’, порт. errar ‛бродить, странствовать, блуждать’, исп. errar ‛блуждать, скитаться, странствовать, ошибиться, промахнуться, бродяжничать’, русск. грех.
Общепринятым считается, что казачество как сложившаяся структура сформировалось в ХIV-XV веках. Однако первые свидетельства существования особого военно-служилого сословия на Руси встречаются уже в конце Х века, в период военных походов князя Владимира Святославича. Само казачество формировалось с участием разных народов. К их числу относятся славянские обитатели хазарских степей и лесостепей в Х-XI веках, которые были данниками хазар: славяне-земледельцы, а также бродники. В ХI-XII веках это было славяно-русское население Тмутараканского княжества. В ХII-XIII часть половцев могла участвовать в формировании казачьего этноса.
Историк А.Гордеев, исследуя вопросы происхождения казачества, указывает на тесные связи русских и половцев при несении службы по охране границ и исполнении ямской повинности.
Первые упоминания о черкасах (позже их стали называть казаками) на южных степных окраинах Польско-Литовского королевства зафиксированы в XV веке. Казаки первоначально проживали на южной Киевщине и восточном Подолье, позже они стали называться днепровскими или запорожскими, также различают северских казаков или севрюков, сечевых (низовых), реестровых, охочекомонных (компанейских), надворных и слободских.
◆ В «Джагфар Тарихы» более сотни раз упомянут город Ростов под названием Джир (Чир; < норв. hær ‛войско’). В городе находилось варяжское войско для охраны Волго-Балтийского торгового пути и останавливались купцы для отдыха и починки судов.
Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь соединял Скандинавию с Халифатом. В период своего расцвета во второй половине IX века Волжский торговый путь обеспечивал экономическое благосостояние трёх государственных образований - Руси в верховьях, Волжской Булгарии в средней части и Хазарского каганата в низовьях Волги.
Арабские и персидские купцы начинали свой путь с Каспия от старинного города Дербент. Грузились в основном шелком, серебром и пряностями в надежде на прибыль от торговли пушниной, медом и рабами. С Каспия они попадали в Волгу, где контроль за низовьями осуществляла Хазария. Далее волоком купцы шли на север в Булгар, столицу Волжской Булгарии, которая контролировала свой участок этого маршрута. Основная магистраль Волжского пути проходила от Булгара вверх по Волге мимо Тимерёвского городища, а позднее мимо занявшего его место Ярославля. Далее путь купцов лежал на запад вверх по Волге, потом вверх по её притоку Тверце, а оттуда волоком в реку Цна. На месте этого волока образовался городок Вышний Волочек. По Цне корабли попадали в озеро Мстина, а оттуда по реке Мста в озеро Ильмень и затем по Волхову мимо Новгорода в Ладожское озеро, Неву и Балтийское море.
Северное ответвление Волжского пути проходило от Тимирёва (Ярославля) на север по реке Шексне в озеро Белое мимо города Белоозеро, потом по рекам и волокам в Онежское озеро, далее в Ладожское и оттуда по реке Неве в Балтийское море.
Темирёв (< тат. тимер ‛железо’) находился на развилке путей и был большим торговым хабом. Торговать в нем могли и железом.
Ростов находится от Тимирёва (Ярославля) в дневном переходе (~40-50 км).
Появление Ростова на озере Неро как форпоста представляется закономерным. Но возникает правомерный вопрос: почему будущий княжеский центр вырос на неудобном низком участке побережья? Не в этой ли особенности расположения современного Ростова кроется разгадка его долетописной древности? Зачем было позднее возводить массивные крепостные стены, валы, если можно было выбрать место с естественными оборонительными рубежами?
Ростовский археолог А.Е.Леонтьев объясняет это тем, что по своим топографическим особенностям Ростов схож с виками - открытыми торгово-ремесленными поселениями, которые существовали на Балтике и Руси в 8-11 веках, однако не получившими дальнейшего развития. Но одно дело - отрытое торгово-ремесленное поселение, и совсем другое - административный центр, в самом названии город заложена его функция - огородится для безопасности. Заниматься ремеслом и торговлей можно было только после устранения внешней опасности, а она, конечно, существовала. Значит, был и город, но где?
На этот вопрос исследователи давно дали ответ: город этот - Сарское городище, находящееся в 15 км к югу-западу от современного Ростова, на гряде в излучине реки Сары, впадающей в озеро Неро. Сначала Сарское городище датировали 6-7 вв., позднее, после раскопок, проведенных А.Е.Леонтьевым, время основания городища сдвинули на век позднее, а сделанные находки относят к 9-14 вв.
Сарское городище - одна из самых серьезных утрат археологического наследия России в XX в. В 1930 г. десятиметровый в высоту холм, на котором находились остатки укрепленного поселения VIII-X вв. и соответствующий ему могильник, был полностью срыт в результате карьерных разработок.
В конце X в. с падением Хазарии и ростом Ростова, ставшего одним из опорных пунктов древнерусского государства, жизнь на городище замерла. На городище в 1929 г. был найден уникальный западно-европейский меч X в. с клеймом ‛+LVNVECIT+’ (что переводится как «Лун сделал»). Подобные мечи в то время считались самым престижным и эффективным оружием.
Возможно, свое имя река Сара могла получить от названия города, а город от находившегося в нем варяжского гарнизона:
⇨ Сар (Джир, Чир) < сканд. hær ‛войско’.
Сам же неукрепленный Ростов служил для отдыха, торговли и ремонта судов. Эта его функция и отразилась в названии.
В норвежском языке rast - ‛отдых, привал, миля’; шв. rast, нем. Rast, нид. rust, англ. rest ‛отдых, привал, остановка’, готск. rasta ‛миля’, лат. rasta ‛германская миля’. Англ. rest, лат. resto, ит. restare - ‛оставаться’. Лат. resto [re-sto] ‛оставаться’ < re- + sto ‛стоять’. Корень - лат. sto ‛стоять’; ит. stare, англ. stay, шв. stå ‛стоять, оставаться’. Семантически родств. русск. стоянка, остановка, стан, становище, норв. stans ‛остановка, стоянка; прекращение; перерыв, пауза’. Из этого же куста обще-германское stadt, stad, statt - ‛город, крепость’, лат. statio ‛стояние, место, местопребывание, почтовая станция’, русск. станция.
Прибывашие в город скандинавские варяги-наемники назвали город Rast - ‛отдых, привал, миля’. Уже позже к названию добавилось славянское окончание -ов - Rastov. Примечательно, что в Германии есть и город с названием Rastatt. Да и город Росток не от ростков назван. Росток находится в устье реки Варнов на Балтийском побережье и мог служить для отдыха и ремонта проходивших мимо судов.
© TrueView