Краснодар отстал на 50 лет от ведущих городов по транспортному планированию. Это ужасно, но дает нам фору: методы, которые мы только собираемся внедрять - уже опробованы, признаны неэффективными и отменены.
Калифорнийским транспортным институтом официально признано существование "спровоцированного спроса". Инфраструктура определяет поведение людей, и они делают рациональный выбор в пользу наиболее развитого транспорта. И если это преимущественно автомобильные дороги и развязки - то это приведет не решению проблемы пробок, а к новым автомобилям. А значит, что автомобильный спрос удовлетворить невозможно. Калифорния с 28-полосными шоссе об этом знает как никто и сейчас пытается судорожно развивать общественный транспорт, велосипедные и пешеходные связи. Как это давно сделали все успешные города.
Никаких секретных методик в этом нет. В городе ограниченное пространство, а значит обеспечивать маршрутизацию людских потоков нужно наиболее эффективными средствами. Так городской автобус и троллейбус может быть в 70 раз эффективней личного автомобиля, а связанная сеть велополос в 50 раз эффективней.
Так сложилось, что в России города забыли о своей задаче обеспечения транспорта людей и передали эту функцию жителям по принципу «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Если бы все те деньги и усилия, которые тратились на пропаганду автотранспорта, расширение дорог, субсидирование автомобильных кредитов тратились на развитие общественного транспорта - никаких пробок бы у нас в помине не было.
А был бы зеленый, уютный, экологичный город.
Но взамен Краснодар сейчас на 24 месте в мире по пробкам, на 5 месте в мире по времени, проводимом в пробках и похоже на 1 месте по отсутствию транспортных альтернатив.
Что мы можем сделать прямо сейчас, опираясь на международный опыт?
Меры оперативного реагирования - это выделенные полосы общественного транспорта. То, что в первую очередь делают умные города. Общественный транспорт должен ехать. Это аксиома. А люди должны иметь альтернативу - стоять в пробке на машине, или ехать на общественном. Повышается оборачиваемость подвижного состава, он перевозит большее количество людей, а значит будет меньше давки при том же количестве техники.
При этом мы никого не ущемим - ведь правая полоса широких улиц почти всегда занята стихийной парковой, а значит все равно не используется. Пустив там общественный транспорт, мы фактически добавим ту самую полосу, о которой мечтают автомобилисты.
Тем более выделенные полосы в Краснодаре настолько прижились и успешно используются что про них даже не вспоминают. Улицы Мира и Октябрьская - идеально работают, хотя сколько шума было поначалу. Но тогда мэрия проявила политическую волю и транспорт поехал, а на ул. Северной сдалась под натиском критики, и теперь там все стоит.
Второй очевидный метод - это велополосы. Также, как и выделенные полосы ОТ для них требуются только краска и политическая воля. Тем более, их можно совмещать: в Волгограде научились делать велосипедные полосы в выделенках ОТ с оттянутыми стоп-линиями, приоритетом на перекрестках и боксами для поворота налево. В Краснодаре идеальные условия для велосипедистов в плане климата и рельефа, а вкупе с уже работающей системой велошеринга может сложиться идеальная система транспорта последней мили, когда большие расстояния между районами можно преодолевать на общественном транспорте, а внутри района передвигаться на велосипеде не устав и не вспотев.
Конечно, в обоих случаях необходимо будет преодолеть возмущение автомобилистов. Ну а что вы хотели, если власти приучили людей к мысли что нет транспорта кроме автомобиля? Жители разумеется эти автомобили накупили и будут защищать их, пытаться дальше отвоевывать им все больше и большее пространство. Они не видели и не верят в действующий общественный транспорт и тем более велосипед. Решать проблему ожирения ослабляя ремень и покупая все более широкие штаны больше не получится, мы уже уперлись в предельную пропускную способность. Значит пора работать над провозной, когда городскую улицу меряют не в количестве проезжающих машин, а в количестве перемещаемых людей.
Предстоит большая информационная работа, принятие непопулярных решений, но иначе эту опухоль не вскрыть. Сегодня мэр Краснодара подтвердил намерение вводить неполярные решения и работать с общественным транспортом. Нехитрыми мерами можно переломить ситуацию уже в 2019 году, ведь хуже от полос уже не будет. Зато будет хуже без них.