Сегодня состоялась третья стратегическая сессия по разработке социально-экономической стратегии г. Краснодар до 2030 года.
Все еще проходит стадия сбора мнений и проектов, но более широким кругом лиц. Однако основные и наиболее очевидные мысли начали упаковывать и результат мне не нравится.
Сразу видна ошибка целепологания: в качестве целей ставятся некие рейтинги, позиции на рынке и т.д. Не определены не только текущие проблемы, но даже их определения не найдены.
Нам рано метить в рейтинги по комфортности городов, если мы не можем сами себе ответить, что такое комфортный город?
Планировали креативный кластер без понимания кто в нем будет участвовать и как эти люди воспринимают город. И вообще много ли их, стоит ли развивать это направления? Основными проблемами были названы кадры и образование. Но образование не поможет вам при плохой городской среде - новые специалисты сразу уедут в более комфортный город.
Пока мы разговариваем про креативный кластер, квалифицированные программисты (мои друзья) прямо вчера уехали из города из-за пробок.
Следовательно, основная цель - сделать город комфортным, именно в этом и должна состоять стратегия.
Это стало общим звеном: так или иначе все вопросы упирались в текущие инфраструктурные проблемы: пробки, плохая городская среда и бюрократия.
Следует сначала прописать в стратегии решение текущих проблем, а уже потом планировать всякие инновационные кластеры. Тем более, что их уже тысячу раз проектировали, да так ни разу не собрались реализовывать.
А задач у города ровно 4:
- Построить инфраструктуру
- Наладить транспорт и логистику
- Ввести регулирование и определить правила игры для разных отраслей
- Отойти и НЕ МЕШАТЬ. Все остальное не вопрос муниципалитета.
Нам все еще мешает советская ментальность, когда народными депутатами были директора колхозов. Князья по сути, хозяева земли. И оглядывая с депутатского кресла подконтрольные земли они решали - где возвести, что посадить, как кому работать. Но в капитализме это не работает. Вы не сможете насадить бизнес или создать креативный кластер. Даже закидать деньгами не получится, проверено. Зато можно создать условия и бизнес вырастет сам.
Не нужно программистам и дизайнерам какой-то инновационный центр. Им нужен комфортный город без пробок, и они сами остальное сделают. У нас уже есть крутые бары, события, комьюнити. Просто дайте им развиваться, предоставляйте площадки, обеспечивайте коммуникацию. Но в основном НЕ МЕШАЙТЕ.
Итак, конкретика. Что вносить в стратегию прямо сейчас:
- Определить приоритеты развития города: город для людей, ОТ над автомобилем, пешеходные и велосипедные маршруты. Определить критерии удобства для людей и конкретную ответственность за нее.
- Организация УСЛОВИЙ для развития: подготовка инфраструктуры, логистики, правовое и бюрократическое сопровождение, готовые бюрократические заготовки, работающий инвестиционный центр.
- Площадки для коворкинга, мероприятий, инфраструктура. Существующий экспоцентр за чертой города неудобен для рабочих мероприятий.
- Пересмотреть землепользование парков, найти другие пути защиты их от застройки, переформатировать в событийные центры например Чистяковскую рощу.
- Рассмотреть реновацию ЗИПа как креативного кластера.
- Обеспечить полноценное информационное сопровождение городских событий, мероприятий, афиш. Сделать единую площадку для общения сообществ.