Большое Ладожское приключение 2011 - По Вологодчине на ГАЗ-66. 22.07.2011г.

Mar 22, 2016 22:41

Утро пятнадцатого дня нашего путешествия выдалось пасмурным и хмурым. Это нас вовсе не расстроило. В такую погоду получаются только неяркие фотографии, но это вовсе не мешает познавать мир и общаться. Более того, иногда даже полезно бывает разбавлять яркие солнечные фото вот такими вот серенькими и мрачненькими, чтобы на контрасте прочувствовать, как же было хорошо! К тому же непогода всегда заканчивается и серое небо обязательно сменится на голубое, тучи раздвинутся и выглянит солнце. Всё это только вопрос времени.






И так, неспешно позавтракав, мы направились к монастырю.
Ферапонтов мужской монастырь был основан в 1397 году Ферапонтом, выходцем из древнего рода Поскочиных. Постриг святой принял в Симоновом монастыре в Москве в сорок лет. Здесь же он сдружился с преподобным Кириллом Белозерским. Вместе они слушали проповеди Сергия Радонежского, часто посещавшего обитель. Выполняя послушание, Ферапонт отправился на север, на Белоозеро. Суровый северный край понравился Святому, и немного позже он решил вернуться туда для подвигов. На этот раз на север они пошли вместе с преподобным Кириллом. Здесь у Сиверского озера ими был основан Кирилло-Белозерский монастырь. Через некоторое время Ферапонт основал свою обитель на возвышенности между озерами Павским и Бородаевским. Первое время он жил в построенной им келье в отшельничестве. Много лишений пришлось ему пережить. Со временем к нему начали приходить иноки, которые также строили здесь кельи. Так постепенно это место и превратилось в монастырь.



Через Святые ворота (западный фасад монастыря) попадаем на территорию монастыря. Они имеют разновеликие арки, над которыми расположены две церкви - преподобного Ферапонта и Богоявления.



Выстроен Ферапонтов монастырь на холме между озерами Бородаевским и Павским, которые соединяет небольшая речка Паска. В его ансамбле гармонично сочетаются архитектурные детали самых разных столетий. Особый интерес представляет собой Собор Рождества Богородицы. Это главная церковь монастыря, строительство которой было начато в 1490 г. Недалеко от Собора в 1530 г. была выстроена Церковь Благовещения, а в 1640 г. началось строительство Церкви Святого Мартимиана - она справа на фото ниже, в неё как раз заходит группа.



Церковь-усыпальница преподобного Мартиниана (1640-1641 годы) имеет позднюю, XIX века, роспись и является местом погребения преподобного Мартиниана и его ученика архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского).





Первый каменный храм Белозерья - Собор Рождества Пресвятой Богородицы возвели в 1490 году там, где стояла деревянная церковь, освящённая преподобным Ферапонтом в 1408 году. Рядом Колокольня.



Фрески Дионисия в Соборе Рождества Богородицы представляют собой единственную дошедшую до наших дней стенопись мастера. По обеим сторонам врат изображены архангелы Гавриил и Михаил. Портал украшен сценами «Рождества Богородицы» и фреской «Десус». В возглавии можно видеть медальон с изображением Христа. Фрески покрывают всю внутреннюю поверхность храма общей площадью около 800 квадратных метров.



Над дверью Дионисий разместил изображение самой Богоматери в окружении Козьмы Маюмского и Иоана Дамаскина. Именно эта фреска становится началом связанных между собой сюжетно изображений, посвященных Пресвятой Деве. В центральной аспиде изображена сидящая на престоле Богоматерь Одигитрия с коленопреклоненными перед ней ангелами. В храме имеются и другие представляющие вниманию зрителя Деву Марию фрески. Ферапонтов монастырь знаменит, прежде всего, именно благодаря росписям Собора Рождества Богородицы



"Из маков - красную, из одуванчиков - желтую, из пепла - серую, из угля - черную сделали краски, смешали, развели на полотне, сотканном из трав земли, написали портрет земли..".   Э. Межелайтис



Трёхъярусная церковь Благовещения с трапезной палатой была построена в 1530-1531 годах на царский вклад Василия III в связи с рождением долгожданного наследника престола Иоанна IV. Первый ярус служил хлебней и каменными погребами и поварней, на втором - устроена церковь (с XIX века алтарь), третий ярус был звонницей. Там же находится два помещения - тайник и книгохранилище.



Мы прошлись по территории монастыря. Многое было в его шестивековой истории и рассвет в период правления Святого Мартиниана и запустение и упадок потом, и разорение поляками. Именно упадок сыграл в его истории значимую роль. Сохранностью в первозданном, непонавлённом виде его главная достопримечательность, фрески Дионисия, обязаны именно упадку - монастырь был беден и у монахов просто не было средств на понавление фресок.



Через Святые ворота над которыми расположилась колокольня, вышли за территорию монастыря. Погуляли по окресности.





Отсюда, сверх, хорошо видно, что монастырь стоит на холме, под которым уютно расположилось село Ферапонтово, ниже  блестит вода Бородаевского озера, на берегу небольшая автостоянка перед монастырём и там стоит наша машинка. Она кажется такой маленькой на этой картинке.



Небольшой огородик. Здания монастыря как на картинке. Отсюда открываются прекрасные виды.







Чтобы возродить духовную жизнь в Ферапонтово, уже в наше время рядом с монастырём был построен Храм во имя преподобного Нила Сорского, освящённый 5 мая 2008 года.





Хочется верить, что монашеская жизнь в одном из самых старейших монастырей Белозерья будет возрождена. Ведь и Дионисий создавал свои фрески не для музейной экспозиции. Моё мнение - брать 450 рублей просто за то, чтобы войти в храм, это очень круто (напомню, описанные события относятся к 2011 году). Посещение многих музеев и картинных галерей вам обойдётся гораздо дешевле. К тому же сюда приезжает много паломников не для простого созерцания картин, а с целью посещения древнего намоленного места и совершения молитвенного правила. Для бабушек эта сумма часто бывает неподъёмной.
Сейчас часто можно услышать мнение, что сам монастырь сохранился и находится в нынешнем состоянии только благодаря тому, что в послереволюционные годы в нём расположился музей. Иначе бы судьба его была бы плачевной и похожей на судьбы многих монастырей Севера. В противовес этому можно привести пример монастыря Александра Свирского, который находится сейчас в гораздо более лучшем состоянии, чем монастырь Святого Ферапонта. И фрески в нём выжили без музейных хранителей. И это не единственный пример, храмы Костромы и Ярославля, Переславля Залесского, Углича, не в каждом из них были музеи, но во многих мы видим древнюю непонавляемую и часто самообновляющуюся стенопись.
Нет, я не против музеев, каждое начинание имеет место быть. И зачастую музей является единственным способом сохранить историю. Но всё должно быть в разумных пределах, это я касаемо цены входных билетов:) И ещё чисто моё мнение - почему я всё же отдаю предпочтение монастырям для верующих, а не для музеев - верующие следят за монастырём, как за своим домом, создают уют, вкладывают душу в свои деяния. А музей - это работа, оттрубил от звонка до звонка, получил зарплату, пошёл домой. Вообщем, как-то так, высказалась. Надеюсь, никого не обидела.
В 12 часов мы покидаем Ферапонтово и продолжаем свой путь, направление - Вологда.



Через 2 часа останавливаемся в деревне Воздвиженье, подъезжаем к Крестовоздвиженской Закубенской церкви, где именно сегодня, 22 июля через 10 лет после начала реставрации освятили нижний храм во имя Святителя Афанасия Александрийского. Вот везёт же нам в этой поездке на события.



В 1620 году на этом месте была воздвигнута деревянная церковь, куда по преданию по речке Водле приплыл Крест. В 19 веке в 1810 году деревянный храм был заменён на каменный. В советское время в 1935 году церковь была осквернена и закрыта. В конце 20 века в церкви организовали детский православный лагерь, а с 2002 года начали реставрацию.



Местами на стенах сохранились росписи





После непродолжительной остановки и быстрого осмотра продолжаем свой путь.





Пересекли речку Вологду.



Практически на подъезде к Вологде слева по ходу движения проезжаем мимо Церкви Георгия Победоносца. Деревянная церковь из села Поча (деревня Поцкий погост Тарногского района Вологодской области) отреставрирована и перевезенна на территорию Архитектурно-этнографического музея в Семенково в 9 км от Вологды. Освящена была в 1700 году. В церкви было два придела: великомученика Георгия Победоносца, мучеников-страстотерпцев Бориса и Глеба. В 1818 году рядом с деревянной была возведена каменная Ильинская Поцкая церковь. Оба храма составляли Поцкий приход Тотемского уезда. В середине 1990-х церковь была разобрана, однако по причине нехватки средств ее воссоздание в Вологде началось только в 2004 году и завершилось к 2009 году.



На подъезде к Вологде встретили на трассе собрата, ГАЗ-66 тоже наверно путешествует.



В Вологде направились в Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Рядом с монастырём разрушенная церковь Николая Чудотворца.



Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле - Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды.
Машину поставили на стоянке возле стен монастыря и направились на монастырский двор.



Главные ворота Спасо-Прилуцкого монастыря, надвратная церковь над ними и часть каменной оформляют въезд в монастырь со стороны дороги на Архангельск, Кириллов и Белозерск. Надвратная церковь была освящена в 1590 году во имя Феодора Стратилата, а в 1844 году переименована во имя Вознесения Господня. Рядом с ней небольшая колоколенка, перестроенная в 1729-30 годах из часовенки.



Надвратная церковь во имя Вознесения Господня (во имя Феодора Стратилата) уже со стороны монастыря.



Церковь Всех святых называлась «больничною», потому что она ранее примыкала к больничному корпусу. Построена в 1721 году и освящена во имя Трех Святителей. Позднее, в 1781 году, переименована во имя Всех святых.



Доминантой монастыря являются собор во имя Всемилостивого Спаса и праздника происхождения честных древ животворящего Креста Господня (1537-1542гг). Колокольня возводилась одновременно, но потом перестраивалась в 1639-1654 гг.



Осмотрели верхний храм Спасского собора.



Нижний храм, где хранятся мощи Святителя Дмитрия Прилуцкого и Святых Дмитрия и Игнатия Угличских был закрыт. Но нам, как уже много раз в этой поездке, опять повезло. На территории монастыря группа школьников из воскресной школы с экскурсией посещала монастырь. И одна из монахинь рассказывала детям об истории монастыря, о служении Богу и отвечала на вопросы школьников. Мы увидели, что дети направляются в нижний храм и попросили разрешения присоединиться.
Святыни монастыря: Копия-список чудотворного образа преподобного Димитрия с житием и с ней игуменский посох и часть вериг Святого Димитрия.
Икона Пресвятой Богородицы «Страстная», написана иконописцами монастыря Кутлумуш на Афоне в память о несохранившейся келейной иконе преподобного Димитрия.
Икона Божией Матери «Скоропослушница» - список чудотворного афонского образа, который был создан иконописцами на Святой Горе и привезен в обитель в 1910 году.



К трапезной палате примыкает небольшая трапезная церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм (в 1623 году храм упоминается уже как каменный), соединённая со Спасским собором двухэтажным переходом.





А вот и сама трапезная церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм



Она же со стороны внутреннего двора, который начинается, если проходишь в арку.



В десяти метрах к востоку от Введенской церкви стоит небольшая каменная церковь во имя св. великомученицы Екатерины и св. равноапостольного великого князя Владимира. ( 1830 г)



И рядом деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (I половина XVI в.) перевезенная в 1962 г. из Свято-Успенского Александро-Куштского монастыря близ села Устья на берегу реки Кушты, в трех километрах от Кубенского озера. сохраняется в Спасо-Прилуцком монастыре как один из самых древних памятников деревянного зодчества на русском Севере.





Могила поэта К. Н. Батюшкова в Спасо-Прилуцком монастыре.



Монастырь окружён мощными крепостными стенами. Можно пройти внутри стены, вход  в одной из башен.



А эта яркая окраска как визитная карточка Спасо-Прилуцкого монастыря. Возникла она ещё в 19 веке.



Поблагодарив монахиню за интересный рассказ, мы покидаем Святую обитель.Продолжаем движение по трассе М-8, двигаясь в направлении Ярославля. Около селения Большое Косяково видим указатель «Монастырь» и сворачиваем налево на просёлочную дорогу. Интересно, куда приедем:)



Вокруг такая глушь.



В 18-30 мы доехали до села Юношеское, в котором расположился Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь, основанный в 1414 году на берегу реки Нурмы неподалёку от её впадения в Обнору, ( Грязовецкий район Вологодской области) учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским.



Когда-то эта обитель была ставропигиальным монастырём, до 2003 года это подворье Спасо-Прилуцкого монастыря, сейчас опять самостоятельный монастырь. На фото изображение монастыря начала века.



Настоятельский корпус, пристроенный к Успенской церкви, вид со стороны бывших Святых ворот



Церковь Успения с бывшей трапезной палатой



Внутри всё очень скромно. Идёт реставрация. Но на колоннах красивая роспись (фото внутреннего убранства Успенской церкви взяты с сайта "Православные новости".)



За стеклом знаменитое дупло, келья Павла Обнорского.



Первый каменный храм монастыря в честь Живоначальной Троицы, построеный в 1505-16 годах и расписываемый Дионисием, был полностью уничтожен в 1936 году. После посещения Успенского собора, мы погуляли по территории монастыря. Звонница, за ней часовня Павла Обнорского.





Часовня, где под спудом покоятся мощи Святого Павла Обнорского, ушедшего из жизни в 112 лет. Построена на месте уничтоженной церкви Павла Обгорского и Сергия Радонежского. Дверь прикрыта, нам разрешили зайти внутрь и приложится к деревянной раке.





На монастырском кладбище могила и памятник ученому-химику профессору Чугаеву Льву Александровичу (1873-1922), создателю отечественной научной школы химиков, изучающих комплексные соединения.



"Сей крест установлен и освящен в 2003 году в память 100-летия прославления преподобного богоносного отца нашего Серафима Саровского и Всея России Чудотворца."



В 19-30 мы покинули эту святую обитель , вернулись на трассу и в скором времени пересекли границу Ярославской области



На Ярославской земле нас опять встретил восхитительный закат.









На ночь встали на стоянке около Толгского монастыря, близ Ярославля.

монастырь, Газ-66, Вологодчина, автопутешествие

Previous post Next post
Up