Таково предварительное название статьи, которую я, кажется, начал-таки писать. Выкладываю первый фрагмент. Буду благодарен за любые замечания (в том числе: "Ничего не понятно!", "Бред!", "Фигня!" и т.п
( Read more... )
Очень интересно. Последний пассаж про науку просто блестящий (может, мне так кажется, потому что мне это очень близко). Я так понимаю, это только начало? Жду продолжения. Насчёт самого текста - если смотреть поверхностно, то кажется, что читать трудно. А если не бежать, а обдумывать каждое предложение, то мысль и идея представляется очень чётко. Получила эгоистическое удовольствие от процесса.
Ну, во-первых, мне действительно понравилось. :) Во-вторых, я сейчас осознала, что у меня реальный голод по философии науки, науке какой-никакой меня учить пытались, а про её философию напрочь забыли. После защиты диплома образовалось немного времени, вот думаю восполнить пробел в образовании. Кстати, может, у вас есть что-нибудь посоветовать почитать вводного и общего про эту тему? Для совершенно необразованной в этом плане меня. :)
По "философии науки" я бы не взялся что-то рекомендовать, поскольку сам читал мало, а то, что прочитал, мне категорически не понравилось. Ну, разве что "Слова и вещи" Фуко. Вообще мне кажется, что собственно философское содержание науки настолько бедно, что для его освоения, на самом деле, вполне хватит старой доброй классической философии - Декарта, Канта, Гегеля, причем на уровне предисловий и введений. Если, конечно, речь о естественных науках.
Нет, не фигня :) Пока даже всё понятно. Вот мелкие придирки: - Про «множество всех множеств»: может ли понятие быть противоречивым? - Корректно ли рассматривать сознание как категорию, т.е. высший род? Если это категория - то категория чего? - «Сознание как воспроизводство отношения к предмету» - слово «воспроизводство» смущает. Разве нельзя сознательно сконструировать новый предмет? Или вся новизна - от «бессознательного»?
Спасибо! Первые две мелкие придирки принимаются. :) "Сконструировать предмет", мне кажется, вещь немыслимая. Предметность предполагает данность, т.е. не-сконструированность. Поскольку я не считаю нужным говорить отдельно об объекте и предмете, в отличие от kaktus77 ( http://kaktus77.livejournal.com/7498.html).
Концепция истины как соответствия вещам - не единственная из разделяемых ныне многими. Неплохое изложение темы сравнения концепций истины есть у Патнэма ("Разум, истина и история"). Говорить об истине знания НО НЕ об истине суждения - возможно ли вообще? Например, когда я знаю, что 2+2=4 - это истина знания или суждения? Или: я знаю, что в Париже есть Эйфелева башня? И, может быть, следует начать с того, что есть знание? Согласитесь, что в двух вышеприведенных случаях знание имеет специфику, и можно привести другие примеры: я знаю, что завтра воскресенье; я знаю, что этой ночью видел интересный сон, в котором у меня были отчетливые слуховые ощущения; я знаю, что я есть.
Концепция истины как соответствия вещам - не единственная из разделяемых ныне многими. Неплохое изложение темы сравнения концепций истины есть у Патнэма ("Разум, истина и история").
Да, разумеется. Я просто отталкивался от конкретных теоретико-биологических текстов, отсюда выбор темы. Дальше в статье это будет ясно.
Говорить об истине знания НО НЕ об истине суждения - возможно ли вообще? Например, когда я знаю, что 2+2=4 - это истина знания или суждения? Или: я знаю, что в Париже есть Эйфелева башня?
Истина суждения, как мне представляется, это более частная, специальная тема. Суждение связывает два содержания, субъект и предикат. Знание может иметь и одно содержание.
И, может быть, следует начать с того, что есть знание? Согласитесь, что в двух вышеприведенных случаях знание имеет специфику, и можно привести другие примеры: я знаю, что завтра воскресенье; я знаю, что этой ночью видел интересный сон, в котором у меня были отчетливые слуховые ощущения; я знаю, что я есть.Так я же сказал, что такое знание - это способ данности
( ... )
Возможно, эти мои вопросы в самом деле отпадут при прочтении последующего текста. Я просто хотел акцентировать, что рано или поздно эпистемология должна на них отвечать.
Comments 23
Я так понимаю, это только начало? Жду продолжения.
Насчёт самого текста - если смотреть поверхностно, то кажется, что читать трудно. А если не бежать, а обдумывать каждое предложение, то мысль и идея представляется очень чётко. Получила эгоистическое удовольствие от процесса.
Reply
Reply
Во-вторых, я сейчас осознала, что у меня реальный голод по философии науки, науке какой-никакой меня учить пытались, а про её философию напрочь забыли. После защиты диплома образовалось немного времени, вот думаю восполнить пробел в образовании.
Кстати, может, у вас есть что-нибудь посоветовать почитать вводного и общего про эту тему? Для совершенно необразованной в этом плане меня. :)
Reply
Reply
- Про «множество всех множеств»: может ли понятие быть противоречивым?
- Корректно ли рассматривать сознание как категорию, т.е. высший род? Если это категория - то категория чего?
- «Сознание как воспроизводство отношения к предмету» - слово «воспроизводство» смущает. Разве нельзя сознательно сконструировать новый предмет? Или вся новизна - от «бессознательного»?
Reply
Reply
Reply
Reply
Говорить об истине знания НО НЕ об истине суждения - возможно ли вообще? Например, когда я знаю, что 2+2=4 - это истина знания или суждения? Или: я знаю, что в Париже есть Эйфелева башня?
И, может быть, следует начать с того, что есть знание? Согласитесь, что в двух вышеприведенных случаях знание имеет специфику, и можно привести другие примеры: я знаю, что завтра воскресенье; я знаю, что этой ночью видел интересный сон, в котором у меня были отчетливые слуховые ощущения; я знаю, что я есть.
Reply
Да, разумеется. Я просто отталкивался от конкретных теоретико-биологических текстов, отсюда выбор темы. Дальше в статье это будет ясно.
Говорить об истине знания НО НЕ об истине суждения - возможно ли вообще? Например, когда я знаю, что 2+2=4 - это истина знания или суждения? Или: я знаю, что в Париже есть Эйфелева башня?
Истина суждения, как мне представляется, это более частная, специальная тема. Суждение связывает два содержания, субъект и предикат. Знание может иметь и одно содержание.
И, может быть, следует начать с того, что есть знание? Согласитесь, что в двух вышеприведенных случаях знание имеет специфику, и можно привести другие примеры: я знаю, что завтра воскресенье; я знаю, что этой ночью видел интересный сон, в котором у меня были отчетливые слуховые ощущения; я знаю, что я есть.Так я же сказал, что такое знание - это способ данности ( ... )
Reply
Reply
Leave a comment