Появление в академической среде креационистов вызывает весьма нервную реакцию биологов. К сожалению, выступления антикреационистов нередко столь же неадекватны, и еще вопрос, которая из двух сторон в большей степени дискредитирует науку. Обоснования ненаучности креационизма было бы вполне достаточно, но некоторые авторы, похоже, полагают, что
(
Read more... )
Comments 33
Reply
Reply
Reply
Reply
Где ты это нашел? Речь идет как раз об индифферентности науки к добру/злу. Я согласен, что она немножко неточно сформулирована - но из контекста ее смысл читается вполне однозначно. Об этом же - заключительная фраза того абзаца.
Зло в природе (смерть, хищничество, паразитизм и т.д.) - это обычная тема креационистов. Они-то и судят с чисто человеческой меркой, и Марков их, можно сказать, пародирует. Никакого криминала в этом я не вижу.
А про эстетику я с тобой согласен, и про "доказательства бытия Бога" тоже.
Reply
Неточно? Да нет, все предельно ясно, включая эту заключительную фразу. "Наблюдаемые факты" "свидетельствуют", что "природа индифферентна"; "по ходу дела мы убедимся". Т.е., мы, с научной точки зрения, используя "факты" и "наблюдение", производим исследование и убеждаемся, что объект "природа" индифферентен к объекту "добро и зло". Тогда как индифферентность науки к добру и злу должна была бы быть предпосылкой всего рассуждения, а не результатом.
Зло в природе (смерть, хищничество, паразитизм и т.д.) - это обычная тема креационистов. Они-то и судят с чисто человеческой меркой, и Марков их, можно сказать, пародирует. Никакого криминала в этом я не вижу.Логика текста такова. Проводится жесткое противопоставление: либо эволюция, либо Творец. Затем вторая альтернатива связывается с тем "образом врага", который я ( ... )
Reply
Мне кажется, Марков как раз это и имеет в виду. Он пытается играть от обратного - продемонстрировать те абсурдные выводы, к которым приводит введение этических концептов в научное рассуждение. Хотя формулировки у него не выверенные, согласен.
Проводится жесткое противопоставление: либо эволюция, либо Творец.
Я бы сказал - "либо Творец как принцип объяснения природных явлений". И именно такое представление о Творце связывается с "образом врага". Соответственно, "Бога нет" - значит, что нет Бога как природной силы (вполне себе языческого). С чем я совершенно согласен.
Марков, конечно, далеко не всегда точен и корректен в своих высказываниях на религиозные темы, но в данном случае у меня нет серьезных возражений. Хотя, возможно, этот текст и правда не очень удачен с популяризаторской ("миссионерской) точки зрения.
Reply
Reply
Reply
"Образ врага" Вы обрисовали достаточно точно, только вот на мой взгляд он не является "ввображаемой фигурой", а, увы, являет себя в лицах как минимум миллионов людей, среди которых иногда попадаются даже довольно образованные...
Reply
Дело в том, что в любой полемике помимо журналистской тактики, исходящей из намерения воздействовать на "миллионы людей", должна быть и опора на некую истину. Если человек доказывает неправоту креационистов, говоря что-то вроде: "Да посмотрите, какая гадость - как она может быть результатом творения?" - то это может быть весьма убедительно для миллионов, согласных с тем, что это и вправду гадость, но это на самом деле очень уязвимая позиция. Потому что если некоторая часть из этих миллионов впоследствии посмотрит на природу другими глазами, глазами натуралиста, и увидит, что никакая это не гадость - то их обывательские оценки рухнут вместе с эволюционистскими взглядами, которые сейчас стараниями А.Маркова связываются именно с такими оценками. И мы получим в результате поколение биологов-креационистов. Нам это надо ( ... )
Reply
Reply
Это, конечно, не может быть предметом науки. Но я усматриваю выступление науки и отдельных ученых за пределы своей компетенции как ученых результатом того совершенно вопиющего вакуума, который установился у нас в стране после перестройки и который никто упорно не замечает - отсутствие хоть какого-нибудь философского атеизма. Слава богу, ушел в прошлое "научный атеизм". Но это вовсе не означает, что атеизм имеет право на существование только в пределах компетенции науки и ни-ни ни шагу за, и вообще возможен только там. Меж тем лично мне не известны никакие современные отечественные прецеденты атеизма в пределах компетенции философии (впрочем, я и не интересовался). Однако это место свято, пусто не бывает, вот туда и делают эскапады "научные атеисты", что действительно не делает ( ... )
Reply
Reply
Reply
Это общий вектор развития философии, безотносительно к атеизму. Религиозная философия в том же направлении движется. Так что "атеистические игроки" вряд ли смогут заработать бонус на этой идее.
пожалуй, не приведу никого кроме Ницше
Ну, Рассела-то читали, наверное? Хотя, конечно, английская философия как правило выглядит довольно-таки туповатой. Ницше безусловно выше.
За основаниями атеистической философской позиции незазорно было бы обратиться и к биологии.
Так это обычный редукционизм. Какая разница, кто его проводит - философствующий ученый или профессиональный философ? Другое дело, что философ вряд ли будет это делать, т.к. это слишком скомпрометированная позиция. Редукционизм даже советские марксистские философы громили, при всем своем атеизме. Впрочем, в англоязычной "аналитической философии" такое несомненно есть. Так что если нужны "философские основания атеизма" - Вам туда :)
Reply
Leave a comment