Это только знак процесса

Sep 28, 2024 18:05


Я начну с цитирования начала статьи Дмитрия Кузьмина, поэта, переводчик и литературного критика. Статья подымает проблему, но начало фиксирует явление, точнее только некое его проявление, явление шире и разностроннее.

https://www.svoboda.org/a/ustupki-dmitriy-kuzjmin-o-boljshih-i-malyh-kuljturah/33131884.html
---------------------------------------------

В этом году с карты Риги исчезли сразу несколько привычных многим поколениям названий. Часть города, издревле называвшаяся Московским предместьем, превратилась в Латгальское предместье (Латгалия - самый восточный регион Латвии, на границе с Россией), Латгальской стала и Московская улица (кроме малой её части, новое имя которой образовано от Ластадии - городского района, находившегося в этом месте 700 лет назад). Улица Тургенева стала улицей Пурвитиса - в честь основоположника латышской живописи, ученика Куинджи и соучредителя "Мира искусства" Вилхелмса Пурвитиса. Улица Пушкина получила имя Карла Мюленбаха - первого латышского лингвиста и первого латышского переводчика "Одиссеи". Улице Гоголя присвоено имя Эмилии Беньямин, основавшей первую латышскую массовую газету и окончившей свои дни в Усольлаге. Улица Ломоносова стала улицей Валерии Сейле - просветительницы, первой женщины в правительстве Латвии (заместитель министра образования в 1922 году). И так далее.

Нечего пенять на деколонизацию, коли российские войска в Украине. Тридцать лет в независимой Латвии никто особо не покушался стереть Пушкина с Ломоносовым с городской карты, но с началом полномасштабной войны возникла общественная инициатива, а на третьем году войны уже и политики в Рижской городской думе собрались сказать своё слово. В публичных дискуссиях по этому поводу иногда, конечно, договаривались и до того, что Пушкин не просто себе поэт, а с придворным чином в структуре имперской власти, но по большей части без претензий к конкретным лицам обошлось: может быть, Пушкин ничем и не плох, но в отсутствие улицы Гёте или улицы Шекспира его имя на карте значит лишь одно: "Здесь была империя". А в имперской системе координат Пушкин с Ломоносовым превращаются в Царь-поэта и Царь-учёного, столь же нефункциональных, как Царь-пушка, которая не стреляет, и Царь-колокол, который не звонит: они уже ничего не значат сами по себе, а призваны означать величие нации, к которой принадлежат, и в этом качестве выносятся вовне. Вплоть до ковровой бомбардировки всего мира, включая Мали и Сомали, стандартными метровыми бюстами Александра Сергеевича.

Ну, от Пушкина с Ломоносовым, конечно, не убудет, - и, как ни крути, если первому национальному художнику и первому национальному лингвисту не хватило топонимов в столице, а чужестранным классикам хватило, то что-то здесь не так. Но есть и нюанс. Дело в том, что рижскую улицу Пушкина не так просто считать наследием империи: она получила это название в 1923 году, вскоре после обретения Латвией первой независимости.

--------------------------------------

Когда переименовывают в Украине, тут все вполне понять можно - под ковровыми русскими бомбардировками, уничтожающими полностью целые города (мы все помним и Бахмут и Мариуполь), когда после вечерней программы новостей, показывающих в полный рост культурные достижения русского народа украинец выходит на улицу и видит название "Пушкинская", можно понять что его сильно коробит.

НО Ригу русские пока еще не бомбят, только время от времени побомбить угрожают. И то, что волна переименований докатилась до Риги, признак весьма серьезный. Это признак того, что и в Европе началось переосмысление содержаний и смыслов, которые несет высокая русская культура. Понятно что прежде всего волна захватит постсоветские страны. Но я думаю, что ими дело не ограничится.

Всё как всегда - борцы за пропаганду ценностей русского мира через планирующие бомбы и 152 миллиметровые гаубицы убивают не только украинцев. Одновременно расстрелу подвергается и русская культура. И конечно же переименование только символ. Символ важного процесса дистанцирования от русской культуры даже в самых лучших ее проявлениях.

Я понимаю что Сечину или Путину (фильм о его дворце с залами для танцев у шестов позволил составить себе некое представление об уровне культурных запросов человека из питерской подворотни) происходящее глубоко безразлично. Но культурная часть русского общества России - неужто она не понимает, что Путин и его окружение подвергают уничтожению и выхолащиванию русской культуры как явления?

Нет отдельные голоса слышны и тут отдельно стоит присмотреться к дискуссиям Марголис, которая обвиняет русскую культуру в том числе и в российской агрессии. И мне кажется что она несколько пересаливает. Но что не подлежит сомнению - зона русской культуры после этой замечательной войны, которую как нас уверяли и начали с целью защиты этой культуры, так вот сегодня можно подвести предварительные итоги и засвидетельствовать - давно никто и ничто не наносил русской культуре настолько тяжелых ударов.

Как Путин и его война. Тем более, что большинство русских к моему большущему огорчению ее поддерживает. И конечно же этот факт влияет самым печальным образом на дальнейшую судьбу русской культуры в Европе. А всерьез полагать, что ее начнут распространять в Китае или в Индии - я надеюсь, что бредовость этой мысли понятна уже всем.

Включая и самых пылких борцов за русский мир и русскую культуру

русские, культура, ограничения, Россия

Previous post Next post
Up