ЭТО обширнейший материал от НЙТ, посвященный несостоявшемуся соглашению между вторгшейся в Украину Россией и Украиной - история вопроса с деталями, которые удалось выяснить влиятельному американскому изданию
https://www.nytimes.com/interactive/2024/06/15/world/europe/ukraine-russia-ceasefire-deal.html.
Я буду урезать материал по возможности.
---------------------------------------------------------
Поскольку Россия и Украина уже третий год ведут тотальную войну, ни у одной из сторон нет четкого пути к военной победе. Не существует и ближайших перспектив прекращения огня и возможного мирного плана, поскольку обе стороны придерживаются непримиримых позиций.
Тем не менее, вопросы, которые необходимо будет решить при любом будущем мирном урегулировании, очевидны и фактически были в центре переговоров два года назад, на которых условия мира изучались в мельчайших подробностях.
Документы, рассмотренные The New York Times, проливают свет на разногласия, которые придется преодолеть. Известно, что это был единственный раз, когда украинские и российские официальные лица участвовали в прямых мирных переговорах.
Сегодня, даже несмотря на сотни тысяч убитых и раненых, Москва и Киев кажутся более далекими от мира, чем когда-либо после полномасштабного вторжения. В пятницу Путин заявил, что Россия согласится на прекращение огня только в том случае, если Украина передаст четыре региона, которые Кремль объявил частью России, и откажется от своих стремлений вступить в НАТО. По сути, это было требование капитуляции, которое украинское правительство немедленно осудило.
Если и когда Украина и Россия возобновят прямые переговоры, вопросы, поднятые в документах, подготовленных в начале войны, включая статус оккупированных украинских территорий и будущие гарантии безопасности Украины, останутся актуальными.
Изучение документов показывает, что обе стороны столкнулись по таким вопросам, как уровни вооружения, условия потенциального членства Украины в Европейском Союзе и конкретные украинские законы о языке и культуре, которые Россия хотела отменить. Украинские переговорщики предложили отказаться от членства в НАТО и признать российскую оккупацию части своей территории. Но они отказались признать суверенитет России над ними.
Украина предложила никогда не вступать в НАТО или другие альянсы.
Россия потребовала от Украины сделать русский язык официальным языком.
Россия, ошеломленная ожесточенным сопротивлением, которое оказывает Украина, казалось, была открыта для такой сделки, но в конечном итоге отказалась от ее важнейшего компонента: соглашения, обязывающего другие страны прийти на защиту Украины, если она когда-либо снова подвергнется нападению.
The Times публикует полученные документы полностью. Это проекты договоров от 17 марта и 15 апреля 2022 года, показывающие конкурирующие предложения и точки согласия двух сторон; и частное «коммюнике» на личных переговорах в Стамбуле 29 марта, в котором были подведены итоги предлагаемой сделки.
Документы были предоставлены украинскими, российскими и европейскими источниками, а подлинность подтвердили участники переговоров и другие близкие к ним люди. Некоторые аспекты этих документов стали известны , но большая часть материала ранее не была раскрыта.
Помимо изучения документов, The Times провела несколько месяцев, взяв интервью у более чем дюжины украинских, российских и западных нынешних и бывших чиновников, а также других лиц, близких к переговорам; в их число входят трое членов переговорной команды Украины. Многие говорили на условиях анонимности, поскольку не были уполномочены обсуждать переговоры.
«Нам удалось найти вполне реальный компромисс», - заявил член украинской переговорной команды Александр Чалый на панельной дискуссии в Женеве в декабре прошлого года. «В середине апреля, в конце апреля мы были очень близки к тому, чтобы завершить нашу войну каким-то мирным урегулированием».
Переговоры начинаются
28 февраля 2022 года помощники президента Польши встретили на границе группу высокопоставленных украинских чиновников и переправили их на вертолете на военную базу недалеко от Белоруссии. Затем украинцы самостоятельно прибыли в Беларусь и встретились с делегацией россиян во главе с советником Путина Владимиром Мединским.
Это был необычный момент в истории войн: начало прямых переговоров между захватчиками и вторгшимися, всего через несколько дней после того, как началась самая крупная агрессивная война Европы за три поколения.
Некоторые из украинских переговорщиков, беседовавших с The Times, полагали, что г-н Путин сел за стол переговоров так быстро, потому что он никогда не ожидал, что его армия так эффектно споткнется. Но, насколько они могли судить, русские, сидевшие напротив них, плохо понимали, насколько плохи дела у их войск.
Участники переговоров в Беларуси (справа налево) Леонид Слуцкий, Владимир Мединский, Алексей Резников, Михаил Подоляк, Давид Арахамия (в кепке)
Когда Алексей Резников, тогдашний министр обороны Украины, заявил, что его сторона подсчитала 3000 погибших в бою российских солдат, г-н Мединский выглядел удивленным и взглянул на сидевшего за столом высокопоставленного российского военного чиновника.
«Нет, у нас убито всего 80 солдат», - заявил военный чиновник Александр Фомин.
Вскоре переговорщики перешли на видеозвонки, причем украинцы подключались к ним из конференц-зала президентского офиса Зеленского, по словам украинских переговорщиков, или, несколько раз, из подземного бункера.
Украина пошла на значительную уступку: она была готова стать «постоянно нейтральным государством», которое никогда не вступит в НАТО и не позволит базироваться иностранным войскам на своей территории. Это предложение, казалось, было направлено на устранение основного недовольства г-на Путина - что Запад, по версии Кремля, пытался использовать Украину для уничтожения России.
Ранний проект
Хотя обе стороны регулярно проводили видеоконференции после встречи в Беларуси, проект договора от 17 марта показывает, насколько далекими они оставались друг от друга. The Times рассмотрела англоязычную версию, которую Украина предоставила западным правительствам.
Украина добивалась согласия России на международные «гарантии безопасности», согласно которым другие страны, в том числе украинские союзники, которые также подпишут соглашение, встанут на ее защиту в случае повторного нападения. Она хотела, чтобы договор распространялся на «международно признанные границы» Украины, хотя российские войска все еще пытались захватить Киев.
Украина хотела, чтобы ее союзники были обязаны вмешаться в случае повторного нападения, например…
«…закрытие воздушного пространства над Украиной, предоставление необходимого вооружения, использование вооруженных сил с целью восстановления и последующего поддержания безопасности Украины как постоянно нейтрального государства».
Российская команда хотела, чтобы Украина и все остальные страны, подписавшие договор, отменили санкции против Москвы, которые они ввели с 2014 года, и публично призвали другие страны сделать то же самое. Украина должна была уступить весь свой восточный регион Донбасса и признать Крым частью России. Список из семи пунктов направлен против национальной идентичности Украины, включая запрет называть места в честь украинских борцов за независимость.
Последнее требование иллюстрирует одно из заявленных Путиным обоснований начала войны: он назвал Украину искусственной страной, которую следует считать частью России.
Предложения России по заключению договора читаются как подробный список требований Кремля, в том числе о передаче контролируемых Киевом частей восточной Украины подконтрольным России «народным республикам».
Проект включал ограничения на численность украинских вооруженных сил и количество танков, артиллерийских батарей, военных кораблей и боевых самолетов, которые страна может иметь в своем арсенале. Украинцы были готовы принять такие ограничения, но стремились к гораздо более высоким лимитам.
Бывший высокопоставленный американский чиновник, который был проинформирован о переговорах, отметив, как российские войска отбрасываются по северной Украине, сказал, что у г-на Путина, похоже, "текут слюнки" от этой сделки.
Американские официальные лица были встревожены условиями. На встречах с украинскими коллегами высокопоставленный чиновник вспоминал: «Мы тихо сказали: «Вы понимаете, что это одностороннее разоружение, верно?»»
По словам европейского дипломата, лидеры Польши - первые и решительные сторонники Украины - опасались, что Германия или Франция могут попытаться убедить украинцев принять условия России, и хотели предотвратить это.
С этой целью, когда президент Польши Анджей Дуда встретился с лидерами НАТО в Брюсселе 24 марта, он поднял текст от 17 марта, сообщил присутствовавший дипломат.
«Кто из вас подпишет это?» Господин Дуда задал вопрос своим коллегам, сказал дипломат.
Никто из лидеров НАТО не высказался.
Прорыв в Стамбуле?
Несколько дней спустя, 29 марта, представители России и Украины встретились в стамбульском дворце на Босфоре. Некоторым переговоры показались прорывом, вызванным борьбой России на поле боя.
По словам члена украинской переговорной команды, после каждой военной неудачи Путин «снижал свои требования».
Президент Реджеп Тайип Эрдоган на открытии украинско-российских переговоров в Стамбуле в марте 2022 года
В Стамбуле русские, похоже, поддержали украинскую модель нейтралитета и гарантий безопасности и уделили меньше внимания своим территориальным требованиям. После этого г-н Мединский, ведущий переговорщик от России, заявил, что предложение Украины о нейтралитете означает, что она «готова выполнить те принципиальные требования, на которых Россия настаивала все последние годы».
Украина резюмировала предлагаемую сделку в двухстраничном документе, который она назвала Стамбульским коммюнике, но так и не опубликовала. Статус Крыма должен был быть определен в течение 10-15 лет, при этом Украина обещала не пытаться вернуть полуостров силой; Г-н Зеленский и г-н Путин встретятся лично, чтобы завершить мирный договор и договориться о том, какую часть территории Украины Россия продолжит оккупировать.
Согласно обсуждению в Стамбуле, Зеленский и Путин встретятся, чтобы обсудить окончательные разногласия.
«Стороны считают возможным провести встречу ...... 2022 года между президентами Украины и России с целью подписания соглашения и/или принятия политических решений относительно оставшихся нерешенных вопросов».
В коммюнике, предоставленном The Times украинским переговорщиком, описан механизм, в рамках которого другие страны будут осуществлять военное вмешательство в случае повторного нападения на Украину - концепция, которую украинцы многозначительно обозначили как статью 5, ссылку на соглашение о взаимной обороне в статье 5 договор НАТО.
Для украинцев обязательные гарантии безопасности лежали в основе потенциального мирного соглашения, которое подпишут несколько стран.
«Возможные государства-гаранты: Великобритания, Китай, Россия, США, Франция, Турция, Германия, Канада, Италия, Польша, Израиль».
«Государства-гаранты и Украина соглашаются, что в случае агрессии, любого вооруженного нападения на Украину или любой военной операции против Украины каждое из государств-гарантов после срочных и немедленных консультаций между ними… окажет… помощь Украине»
Однако российские чиновники публично посылали неоднозначные сигналы относительно того, действительно ли Кремль готов подписать это соглашение. Россияне и украинцы вернулись к многочасовым переговорам посредством видеозвонка, обмениваясь проектами договоров через WhatsApp, сообщили переговорщики.
(Продолжение следует)