Воруя искусство Украины, русские атакуют и ее идентичность

Jan 15, 2023 09:19


Авторы газеты Нью-Йорк Таймс Джеффри Джеттельмен и Олександра Мыколишин обратили внимание на еще одну серию преступлений российской армии против Украины и украинского народа. Речь идет о разграблении культуных ценностей из украинских музеев, которые оказались на временно оккупированной территории. Причем авторы полагают что речь не идет о действиях отдельных военных и даже не о похищении определднных материальных ценностей. По мнению авторов в намерения организаторов подобных действий (а они явно были организованы и направлялись из Центра) входило и уничтожение национальной культуры и национальной памяти украинцев как народа. Народ был объявлен несуществующим самим президентом, и ему надлежало исчезнуть так, чтобы и память была стерта

https://www.nytimes.com/2023/01/14/world/asia/ukraine-art-russia-steal.html
---------------------------------------------------------------------

Российские военные разграбили десятки тысяч предметов, в том числе авангардные картины маслом и скифское золото. Эксперты говорят, что это крупнейшее ограбление произведений искусства со времен нацистов во время Второй мировой войны, целью которого было лишить Украину ее культурного наследия.

ХЕРСОН, Украина. Однажды утром в конце октября российские войска перекрыли улицу в центре Херсона и окружили изящное старинное здание с десятками солдат.

Подъехали пять больших грузовиков. Потом колонна военных машин подвезла российских агентов, которые вошли через несколько дверей. Это было тщательно спланированное, хорошо организованное нападение в военном стиле - на художественный музей.

В течение следующих четырех дней Херсонский областной художественный музей был очищен. По словам очевидцев, российские войска «суетились, как насекомые», носильщики вывозили тысячи картин, солдаты торопливо заворачивали их в простыни, искусствоведы выкрикивали заказы, и всюду летали упаковочные материалы.

«Они загружали уникальные шедевры как мусор», - рассказала недавно вернувшаяся из ссылки бессменный директор музея Алина Доценко, пересказывая сотрудников и свидетелей.

Когда она вернулась в музей в начале ноября и поняла, сколько всего было украдено, она сказала: «Я чуть не сошла с ума».

Херсон. Мариуполь. Мелитополь. Каховка. Музеи искусства, истории и древностей.

Когда Россия опустошала Украину смертоносными ракетными ударами и зверствами в отношении мирных жителей, она также разграбила национальные культурные учреждения, некоторые из наиболее важных и тщательно охраняемых творений Украины и ее предков, насчитывающих тысячи лет.

Международные эксперты в области искусства говорят, что это ограбление возможно крупнейшее коллективное разграбление произведений искусства со времен разграбления Европы нацистами во время Второй мировой войны.



В Херсоне, на юге Украины, украинская прокуратура и администрация музеев заявляют, что русские украли более 15 000 произведений изобразительного искусства и уникальных артефактов. Они вытащили бронзовые статуи из парков, забрали книги из научной библиотеки на берегу реки, упаковали в ящики осыпающиеся 200-летние кости Григория Потемкина , любовника Екатерины Великой, и даже украли енота из зоопарка, оставив за собой пустую клетку, пустые пьедесталы и разбитое стекло.

Украинские официальные лица заявляют, что российские войска ограбили или повредили более 30 музеев, в том числе несколько в Херсоне, который был восвоюожден в ноябре, и другие в Мариуполе и Мелитополе, которые остаются под российской оккупацией. Поскольку украинские следователи все еще ведут каталог пропавших картин, написанных маслом, древних стелл, бронзовых горшков, монет, ожерелий и бюстов, количество заявленных украденных предметов, вероятно, будет расти.

По словам украинских чиновников и международных экспертов, вряд ли этот грабеж является случайным проступком нескольких неадекватных солдат или даже желанием быстро получить прибыль на черном рынке. Вместо этого они считают, что кражи - это широкомасштабная атака на украинскую гордость, культуру и идентичность, что соответствует имперской позиции президента России Владимира В.Путина, который постоянно принижал идею Украины как отдельной нации и использовал ее как центральную обоснование его вторжения.

«Это не солдат, который кладет серебряную чашу в свой рюкзак», - сказал Джеймс Рэтклифф, главный юрисконсульт The Art Loss Register , лондонской организации, занимающейся отслеживанием украденных произведений искусства. «Это гораздо, гораздо больший масштаб».

В одном из музеев Мелитополя, южноукраинского города, который русские захватили в первые дни войны, свидетели рассказали, что таинственный человек в белом лабораторном халате прибыл, чтобы аккуратно, с помощью перчаток и пинцета, извлечь наиболее ценные предметы из коллекции, включающая золотые изделия Скифской империи, изготовленные 2300 лет назад. Когда он вытащил бесценные древности, за ним твердо стоял отряд русских солдат на случай, если кто-нибудь попытается его остановить.

В каждом случае мародерства свидетели, в том числе смотрители, охранники и другие музейные работники, заявлявшие, что на них оказывали давление или принуждали помочь, сообщали о централизованно контролируемой операции под руководством экспертов.

Украинцы обвиняют россиян в нарушении международных договоров, запрещающих грабежи произведений искусства, таких как Конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Соглашение, созданное после Второй мировой войны, призывает участников «запретить, предотвратить и, при необходимости, положить конец любой форме кражи» культурных ценностей. Его подписали и Украина, и Россия.

Это далеко не первый случай, когда Россия вмешивается в украинское искусство или культуру. В течение сотен лет имперской России, а затем в 20-м веке, в советское время, Москва постоянно пыталась подавить украинский язык и все, что укрепляло бы украинскую идентичность.

Ходить по музеям Херсона сейчас тоскливо. Практически все тысячи картин маслом, которые хранились в подвале художественного музея, и компьютерные записи, их документирующие, исчезли.

«Я дочь офицера, который воспитал меня сильной, но две недели я плакала», - сказала г-жа Доценко, проработавшая в художественном музее 45 лет. «Нет, - поправила она себя, - я не плакала, я рыдала. Я кусала стены. Я грызла их».

Херсон, грабеж, империализм, Россия, картины, nyt

Previous post Next post
Up