Нагорная проповедь

May 07, 2018 10:11



Этот текст написан мной давно, в 2012 году. Янукович находится еще только в начале славных дел, а общество еще в массе своей не понимает, что на него надвигается.
Мне хочется воспроизвести этот текст именно сегодня не только потому, что ситуация у нас сегодня крайне серьезная, но еще и потому , что я вопреки своему обыкновению обыкновению переношу текст вместе с еще тогдашними комментариями - любопытно и поучительно сравнить уровень обсуждения. Тогда и - сегодня.

Естьи еще одна причина, она связана с обсуждением наследия Карла Маркса. Но об этом позже.

Много лет волнует меня вопрос: как люди примиряют противоречивость своих взглядов и верований? Собственно союз «и» тут сомнителен. Ведь большинство наших взглядов и есть верования, мы не пришли к ним на основе анализа и размышлений, а впитали из воздуха в детстве и ранней юности, из того воздуха, который собственно и называется культурой.

Когда начинаешь размышлять на эту тему, поле исследования выглядит практически необозримым, мы ведь люди, наш мозг есть продукт длительной эволюции, и даже анатомически представляет собой напластование слоев, отражающих различные этапы нашей эволюции, и потому просто не может не создавать противоречий. «Логическая машина отличается от мозга тем, что не может иметь сразу несколько взаимоисключающих программ деятельности. Мозг может их иметь, он всегда их имеет, поэтому-то он и представляет собой поле битвы у людей святых или же пепелище противоречий у людей более обычных» [1]

В этом смысле исследовать можно любые культурные константы, хотя конечно христианская религия дает примеры особенно яркие, тем более, что христианство есть краеугольный камень европейской цивилизации.

Возьмем чуть ли не наиболее знаменитый и цитируемый текст из Святого писания христиан - Нагорную проповедь и извлечем из него фрагменты относящиеся к насилию, суду и прощению

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;
Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

А Я говорю вам: люби'те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

На мой взгляд тут центральные идем выражены более, нежели недвусмысленно. Основатель религии требует от своих адептов намного больше, чем предписывали Моисеевы заповеди. Отказаться от насилия и убийства, прощать своих врагов, не использовать насилия даже ради справедливого возмездия и даже внутри себя не судить их, ибо: «Не мстите за себя, возлюбленные, дайте место гневу Божию, ибо написано "Мне отмщение и Аз воздам"» [2]

Вроде бы все ясно.
И много лет мучает меня такая картина.
Мрачный серый день, какие случаются в ранней осени. На поле встали друг против друга две рати, они сейчас сойдутся в смертельной схватке. Перед каждым воинством выходит монах, может он даже имеет репутацию святого. Бойцы опускаются на колени, а монах творит молитву, слова которой про себя повторяют все. Они молят Господа даровать им победу.

Т.е. эти люди просят Бога, чтобы он помог им убить как можно больше людей из числа тех, кто им противостоит. Они просят помощи в убийстве у Того, кто не только убийство запретил, но запретил его из мести и даже судить врагов запретил. Но повелел любить своих врагов и подставить вторую щеку тому, кто ударил тебя по лицу.

Обе рати состоят из христиан, скорее всего нехристей и в войско не взяли бы. Все воины до единого знаю процитированный мой текст напамять. А монахи, молящиеся за всех, не просто его знают, но проводили многие часы в размышлениях над каждым словом и каждой буквой.
И при этом шизофреничность происходящего никому не приходит в голову.
И это длится веками.

И - заметьте - эти люди не просто веруют, большинство из них веруют истово, они готовы жечь еретиков и многие донесут на приятеля, заподозрив его в том, что он искажает Святое писание. Искренности и глубине их веры можно лишь позавидовать.
И при этом никакого противоречия в происходящем они не ощущают.

P.S. Возможно многие со мной не согласятся, но я уверен в одной вещи: Виктор Федорович Янукович искренне верующий человек, и притом православно верующий.
Однако он принимает подношения, берет взятки, а сын его богатеет просто сказочными темпами. Причем он прекрасно знает, что заповедал Иисус: Не собирайте себе сокровищ на земле, … но собирайте себе сокровища на небе, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
А поглядите на Межигорье…
Ну и о необходимости прощать.
Замечательную фразу сказал пресс-секретарь Путина Песков: «за раненого омоновца надо размазать печень митингующих по асфальту».
А ведь православие на сегодня официальная российская идеология. Впрочем и сам патриарх Кирилл (Гундяев) вполне не против, что бы девочки из Pussy Riot отсидели лет по пять за то, что спели на паперти что-то не то...
И ведь это уже вполне современные люди с хорошим образованием (ну, кроме Януковича).

Поневоле вспомнишь гражданина Людовика Капета: "Мне бы хотелось, чтобы глава христиан Франции хоть несколько верил в Бога" .
Ну насчет Кирилла не знаю, но Янукович точно верит.
І сильно це йому помогло?
А усім нам?

----------------------------------------------------------------------------
[1] С. Лем, Рассказы о пилоте Пирксе. Дознание
[2] Апостол Павел, Послание к Римлянам. 12:19

Иисус, противоречия, вера

Previous post Next post
Up