Совершенно
удивительное тройное интервью ученых, исследующих технологии обучения, появилось на сайте РС. Уникально оно почти невероятной небрежностью оформления текста: перевод речи в текст выполнен чуть ли не компьютером без последующей редактуры, порой трудно вообще уловить смысл. Потому читать весь текст пожалуй и не посоветую. Но интересных мыслей там груда. Понимаю, что некоторые мысли интересны мне профессионально как преподавателю, и не факт, что будут интересны они другим.
Но вот две идеи я хочу предложить своим читателям
Возможность модификации памяти
Когда мы чему-то учимся, мы не только прибавляем опыт, но мы еще и модифицируем тот опыт, который у нас уже есть. И если говорить совсем коротко, то у нас там работает оруэлловское министерство правды в голове. На самом деле, мы постоянно переинтерпретируем то, что мы помним и знаем.
Жуть заключается в том, что мы абсолютно уверены в том, что мы это видели, знаем именно в таком виде, в котором мы излагаем. А мы это модифицировали под влиянием, о котором вы говорили, из СМИ. И такие эксперименты специально проводятся, как это можно: поговорить с человеком, и он вам через месяц изложит совершенно не то, что он реально видел. Это можно делать направленно, и это делается. А то, что делается в СМИ это просто использование этой техники.
Прекрасно! Можно, воздействуя, скажем, на установки не только изменить восприятие нового - можно изменить "восприятие старого", изменить память. Я о факте изменения памяти под влиянием установки уже однажды писал, см.
Теории и факты. Кое-что про науку. Ч.2 Факты параграф "Врет, как очевидец": Потому чем свидетель свежее, тем он надежнее, со временем реальность будет заменена как обычно «естественными интерпретациями», т.е. вместо реальности в памяти появятся схемы, наиболее правдоподобные для данного лица. И заметьте, проверять человека на детекторе лжи бесполезно. Он правдив и субъективно совершенно уверен в своей правоте.
А вот что данная голова считает "естественной интерпретацией", именно на это и можно повлиять. Пример, который меня многому научил - это 2005 год, ситуация после первого Майдана. Желая приобрести популярность у донецкого электората, новый премьер Тимошенко подняла зарплаты бюджетников: ментов, учителей, врачей - сразу на 15%, сумма не маленькая и достаточно ощутимая. А на Донбассе как раз доля бюджетников очень высока.
Через три месяца проводят соцопрос. Центр и Запад дружно отвечают, что "жить стало лучше, жить стало веселей" А Донбасс не менее дружно отвечает... жизнь стала хуже, тяжелей, материальное положение ухудшилось.
Спросите - а причем тут память - ведь спрашивают о текущем? Спрашивают о текущем, но ведь требуется сравнить текущее положение с тем, как было при Януковиче. А память уже переработала картину и выдает ответ: БЫЛО ЛУЧШЕ!
Так я получил урок (и Тимошенко тоже) - перед хорошо организованным телевизором холодильник бессилен: телевизор одолевает реальность легко. И может это делать годами.
Учиться можно и нужно всю жизнь
Так вот почему всю жизнь? Потому что даже у взрослых появляются новые нейроны в отличие от того, что думает большинство людей, что какие у нас есть, а потом только умирают. Это все неправда. Лет 20 уже ясно, что это не так, что появляются новые нейроны, они мигрируют в разные области мозга и участвуют в научении. Так вот, если они участвуют в научении, если их используют, то они выживают. А если они не участвуют, то они гибнут. Причем, это происходит вплоть до старости, причем, в старости научение даже эффективнее защищает эти нейроны, чем в молодости. Таким образом, если хочешь сохранять голову, то надо все время учиться. Это совершенно очевидно. Просто из соображений, извините, медицинского физического здоровья.
Очень важная мысль, много лет пытался втолковать своим студентам. Учиться следует всю жизнь. И не только потому, что мир меняется очень быстро, и чтобы не отстать, чтобы добиться успеха или хотя бы не потерять ту репутацию, которая есть, следует все время учиться. Однако самое важное - учиться нужно ради здоровья, долголетия и длительного успеха у противоположного пола, говорю это без малейшей иронии.
Если положить человека на доску, шарнирно-опертую в центре, попросить его полностью расслабиться и уравновесить доску так, чтобы она стала строго горизонтальна, - а потом спросить, сколько будет шестью семь? - доска тут же накренится. Голова перевесит, потому, что даже такой простой вопрос вызывает прилив крови к голове.
Если вы работаете с гантелями, вы видите как расширяются ваши сосуды, ведущие к мышцам, вы тренируете не только мышцы, вы тренируете сосуды. Точно так, заставляя активно работать мозг, вы тренируете сосуды головы, улучшаете кровоснабжение мозга, а заодно улучшая кровоснабжение мышц и кожи лица.
Но главное следует помнить: мозг не есть орган мышления, он прежде всего орган выживания и именно этим он в основном и занят. Тренированный активный мозг сам по себе мощный фактор поддержания равновесия в организме, сопротивления болезням и старости.
Да и просто - постоянно учась, вы будете интересны и сами себе и другим.
Потому учитесь учиться и не ленитесь учиться, тем самым вы продлеваете активную и наполненную жизнь, не только мозговым клеткам, как это описано здесь, но и всему себе. И - молодые люди - помните: быть активным и интересным вам захочется и в сорок, и в пятьдесят, и в шестьдесят.
Потому не ленитесь учиться, тренируйте сосуды головного мозга и приобретайте навык обучения сейчас.