Интриги, скандалы, расследования по внедрению ИКТ в госсекторе продолжают возбуждать общественность и трепать нервы чиновникам. Казалось бы - ну подумаешь - какие то 80 млрд. в год. Ну что вам - жалко, что ли ?
С момент появления 94-ФЗ в 1995 году и так было ясно, что сложные и наукоемкие проекты этот закон "не потянет". Но закон есть закон - и контрольно-ревизионные органы исправно тыкали пальчиком в статьи закона и требовали его безусловного выполнения. А госслужащие, пытавшиеся его выполнять по содержанию, а не по форме - получали взяскания, выговоры, а то и статьи.. Авторы закона закрывали найденные дыры наспех созданными заплатками, которые прорывались вновь - в итоге сегодняшняя ситуация не устраивает уже никого - ни деятелей культуры, ни строителей, ни телеком , ни ИКТ. Как вы себе представляет - на конкурсной основе скажем государственный театр должен переизбирать себе ежегодно режиссера ? Или вы у себя дома будете менять каждый год интернет-провайдера (и всю сопутсвующую обвязку проводов-модемов) - а в госсекторе надо.. Интриги придает и целый набор подзаконных актов (те же "шестерки" из-за которых в реальности на ИКТ деньги Минфин даст лишь в апреле-мае) .
Вы например согласны разорвать договор 31-го декабря и жить без Интернета до лета ? А Минфин, увы выбора здесь не оставляет... И почти 150 московских школ в январе 2010 года остались без коммуникаций - не имея возможности даже заказать автоматически еду в школьные столовые...
И наоборот, под осень в бюджете остаются невыбранными очень серъезные деньги (на 1 октября 2010 г. % исполнения бюджета около 66%) и ведомства под конец года включают "пилорамы" с квази-тендерами - вынужденно осваивая более 1,2 трлн. руб в месяц.. А где лес рубят, там и щепки летят..
Но я не хочу обличать 94-ФЗ - и без меня желающих достаточно, хочу обратить внимание что например в стандартах ITIL/ITSM предлагается, прежде чем вносить изменения - сто раз подумать и запланировать процесс изменений как отдельный процесс. А вдруг при изменении станет еще хуже ? Может разные альтернативы предусмотреть ?
Увы,но в 3/4 случаев замечал что чиновничья "импровизация" делала исходные процесс только хуже (кроме самого чиновника разумеется) . И никакой логикой причинно-следственную связь не объяснишь - такое чувство что решение было принято какой-то случайной прокруткой рулетки в голове "решателя". Что то можно объяснить "личной заинтересованностью" - но бывает такие пассажи, которые даже и точки зрения конспирологии и коррупции выглядят просто смешно.
Допустим гносеология учит - что для того чтобы решить какую-то задачу - нужно "покачать" на и/или/не основные тезисы. Вот логическая цепочка, например "Создание ИКТ процесс сложный. Раз сложный - на него требуется время. Раз требуется время - нужно предусмотреть этапность. Но каждый этап тоже сложен - поэтому нужно проводить конкурсы заранее. Раннее проведение конкурса приведет к более качественному выбору исполнителя..".
Что же мы слышим (и видим в нормативно-правовых актах)
1) Проблемы нет ! Так и было задумано, а ваши ситуации вы сами выдумали - мы с такими не сталкивались, а значит их и не может быть (позиция Минэкономразвития)
2) Да проблема есть, но мы все хорошие ребята и вынужденно нарушаем закон. Поэтому мы вас для виду накажем, но не больно (позиция ФАС России, Счетной палаты)
3) Проблема есть ! Разбомбить эту лавочку нахрен! (Тролли во главе с Навальным)
4) Проблема есть ! Но мы уже подумали - как улучшить дела. Давайте ничего не будем трогать - подождем до 2010 года, ну может до 2011-го, ну может до 2012... ну зуб даем в 2020-м станет лучше (позиция Минкомсвязи)
5) Конкурсы плохие - так давайте их отменим. Вот есть единый исполнитель X - он все умеет - хотите и базу данных смастерит, и коровьим молоком с собственной пасеки пользователей напоит.. (Более 70% других ведомств и министерств)
6) Проблема есть - объявляем мораторий на проведение конкурсов - деньги в 2010 году возвращаем в бюджет. А когда придумаем как навести порядок в проектной и финансовое сфере - будем по каждому ведомству "размораживать" финансирование. Разумеется с привлечением профессиональной и общественной экспертизы проектной документации и результатов работ (Моя скромная позиция)
Кто победит - я не знаю. Пока подождем... А сейчас, в качестве интересной картинки - на что и какие деньги тратили на электронное правительство наши соседи в Единой Европе - сравните с бюджетами и направлениями у нас (бюджет приведен за 4 (!) года - так что делите на 4)
Мероприятия по программе IDABC (sixth revision ) European eGovernment Services 2006-2010 годы
Ведомственные
Цель Code Бюджет, EUR 1 ИТ система для управления тарифами DG AGRI - сбор , обработка, рассылка в электронном виде AMIS QUOTA 609 549,00 2 Система сбора ключевых ежегодных индикаторов (финансовых и натуральных) для DG AGRI CAP IDIM 477 535,00 3 Система для сертификации, контроля качества, лицензирования , ведение инф нормативной базы продуктов сельского хозяйства DOOR 440 640,00 4 Система ведения горизонтальных проектов и поддержки бизнес процессов на рынке и в с/х отрасли ISAMM (ex AMIS) 2 015 371,00 5 Создание электронного защищеного документооборота между DG AGRI и странами ЕС по вопросам с/х баз данных и другой информацией SESAD 104 941,00 6 Система электронного уведомления , подписки на отчеты, решения ЕС State Aids Electronic Notification 720 000,00 7 Система доставки, сбора опросных анкет eQuestionair 500 000,00 8 Создание электронного высокозащищеного документооборота для European Competition Network ECN-ET 170 000,00 9 Европейский портал содействия обучению PROTEUS II 750 074,00 10 Разработка платформы для поддержки разных европейских обучающих программ и инициатив , телеконференции, обмен данными и пр EVE 798 516,00 11 Европейская структура оценки, сравнения квалификации EQF 715 000,00 12 Система обеспечения социальных прав мобильных граждан и обмена информацией между соцорганами стран ЕС EESSI 2 675 655,00 13 Европейская база данных медицинского оборудования и устройств European DB for medical devices 89 169,00 14 Система сбора извещений производителей радиооборудования R&TTE-1SN 120 000,00 15 Система контроля и прогнозирования наводнений LISFLOOD-ALERT 1 005 000,00 16 Система сбора и обработки информации о защите прав потребителей CPCS 1 482 056,00 17 Создание единого портала по вопросам здравохранения стран ЕС (для граждан, администрация, специалистов, исследователей) Health-EU 1 502 448,00 18 Создание ведомственной сети, баз данных DG SANCO (здоровье и продовольственная безопасность) SANREF 618 440,00 19 Экспертная, торговая и учетная система для учета животных TRACES 2 950 000,00 20 Европейская система эпидемиологического наблюдения, предупреждения, управления ESANREP 550 000,00 21 Портал обмена информацией о продуктах и безопасности FOODPORTAL 265 000,00 22 Информационная система по внутреннему рынку ЕС IMI 1 910 000,00 23 Сеть обмена срочной информацией по пиратству и контрафакту RIECP 300 000,00 24 Разработка и внедрение XML стандартов для обмена статистической информацией м/у системами X-DIS 3 495 000,00 Итого 24 264 394,00
Горизонтальные (общегражданские)
Цель Code Бюджет, EUR 1 Проект Your Europe - портал информации о предприятиях ЕС , их услугах, потребностях для граждан, мигрантов и пр YE 5 498 712,00 2 Интерактивная система для граждан и бизнеса о правилах, регламентах, законодательстве ЕС IPM 3 139 000,00 3 Поддержка Плана действий по проекту электронных закупок (каталоги, возможности оценки, контракты в эл виде,ЭЦП) AP EP 3 470 000,00 4 Поддержка счетов, оплаты, каталогов при трансграничной работе ЕС eInvoicing-eOrdering 3 090 000,00 5 Поддержка пан-европейской инфраструктуры и сервисов обмена данными Interoperability 479 000,00 6 Коммуникационная защищенная сеть передачи данных для администрации ЕС TESTA / sTESTA 85 783 000,00 7 Служба телеконференций для эспертов (протоколирование, лингвистическая поддержка) eLink 860 000,00 8 Поддержка интерактивного взаимодействия, сервисы, инфоресурсы для администрации, стран ЕС на платформе СПО CIRCABC 8 190 000,00 9 Многофункциональная платформа WEB 2.0 сервисов FPFIS 150 000,00 10 Удостоверяющий центр IDABC Sertification 3 325 000,00 11 Система электронной идентификации и кросс-идентификации CIMS 745 523,00 12 Поддержка эл.идентификации и электронных удостоверений личности eID for PEGS 1 260 000,00 13 Исследование признания ЭЦП в электронном правительстве eSignatures for eGovernment 660 000,00 14 Исследование безопасности в электронном правительстве (по ведомствам и секторам) IDABC Security 1 320 000,00 15 Юридические и технические средства служб Федерального удостоверяющего центра Federation Validation Service 620 000,00 16 Создание инфраструктуры и архитектуры для электронного правительства EU Interoperability Framework 1 287 500,00 17 Продвижение формата документов OASIS ODF ODF 411 000,00 18 Создание семантической XML интероперабельности XML Clearinghouse 3 170 000,00 19 Создание метода оценки стандартов и спецификаций CAM 400 000,00 20 Европейская стратегия интероперабельности EIS 630 000,00 21 Распространение практик СПО (свободное ПО) GPOSS 2 413 137,00 22 Создание репозитария СПО (свободное ПО) OSSP 2 614 815,00 23 Продвижение стандартов PR 3 020 500,00 24 Распространение инициатив и информации об электронном правительстве ePractice 3 863 640,00 25 Эталонные требования для управления электронными записями MOREQ 2 508 000,00 26 База данных законов ЕС legal database EU 70 000,00 27 Оценка эффективности мероприятий Interim 140 000,00 28 Определение, категоризация парамеров процессов в контексте управления качеством Quality Management 100 000,00 29 Оценка финансирования и механизмов для международной работы с электронным правительством cross-boarding eGovernment 239 910,00 30 Оценка синергетических эффектов электронного правительства Final evaluation 132 600,00 31 Стратегические исследования по работе электронного правительства с Бизнесом eGovernment for Business 600 000,00 32 Форумы по координации работ по сервисам электронных торговых площадок eProcurement Forum 740 000,00 33 Оценка связи ИКТ и законодательств ЕС ICT 300 000,00 Итого 139 231 337,00
Итого: 163 495 731,00 EUR ( ~ 6, 7 млрд. руб. на 2006-2010 годы)