Разрыв 2.

Jul 24, 2013 17:01

Начало см. в http://traveller2.livejournal.com/331344.html



Оставим пока Александру и обратимся к ее мужу, незаслуженно забытому на родине художнику Николаю Фешину. Т.е. в узких кругах он, конечно, сейчас известен, но далеко не в такой степени как скажем Рахманинов, Шаляпин или Набоков. Я уж не говорю о Сикорском. По сути, единственный серьезный исследователь Николая Фешина в России - это казанский искусствовед Галина Тулузакова. У нее есть несколько русских публикаций, добраться до которых мне пока не удалось (читал только выдержки). На английском языке совсем недавно вышла ее монография "Николай Фешин. Искусство и жизнь". Но она стоит 200 долларов, поэтому ее покупку пока пришлось отложить. В нашей библиотеке ее еще нет.

Осенью прошлого года в нашем малюсеньком музее русского искусства TMORA проходила выставка работ Фешина из частных коллекций. Вот тогда, случайно забредя в музей, я с ним впервые познакомился. "Как же так, - подумал я, - такой замечательный, можно сказать выдающийся художник, русский импрессионист, а я, прожив почти 40 лет в России, ничего о нем не слышал?" А действительно, почему? (Моя возможно дурацкая гипотеза состоит в том, что он не принадлежал столичному beau monde.)

* Этот портрет девочки был на выставке в TMORA*



Николай Фешин родился в 1881 году в Казани в семье резчика иконостасов. Мастерская его отца была известна далеко за пределами Казани. Колин талант стал очевиден с раннего возраста; уже с 9 лет он помогал отцу в мастерской.

К сожалению, отец будущего художника разорился, семья распалась, и отец и мать уехали из Казани. В 14 лет Коля остался один. В 1895 году его приняли в Казанскую художественную школу. Жил он впроголодь, зарабатывая по мелочам от случая к случаю.

В 1900 году 19-летний Николай поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где его освободили от платы за обучение и прикрепили к бесплатной столовой. Средства к существованию давали ему эскизы для афиш, программы балов и маскарадов, ну и т.д. в том же духе. В 1903 году Фешин поступил в мастерскую Репина, а в 1909 закончил Академию и вернулся в Казань. В 1910 году Академия наградила его большой поездкой по Германии, Австрии, Италии и Франции. Позднее он был выбран действительным членом Императорской Академии художеств (1916), где он был единственным академиком из провинции (т.е. не из Петербурга и Москвы). В 1913 году Николай женился на девушке моложе его на 11 лет, Александре Белькович, дочери директора художественной школы, в имении которого Николай Фешин часто бывал.



Забегая вперед скажу, что спустя 20 лет их брак распался. Разные люди указывают разную причину. Возможно, на самом деле причина существовала с самого начала. Прочитав "Красавку", я понял, что отношения их не были равными. В рассказе довольно красочно описано, как Фешин-муж настойчиво требовал от жены сметану в щах (cabbage soup, ха-ха) в те дни после октябрьского переворота, когда и молока достать было невозможно. Собственно, страх перед мужниным недовольством и заставил городскую барышню купить корову, несмотря на все риски, связанные с этой покупкой.

* Черемисская свадьба*



Из этого же рассказа, как мне кажется, можно понять, что он принимал важные жизненные решения не советуясь с женой. Однажды в 1922 году он прислал записку жене в Сосновую рощу, чтобы она приготовила обед и принарядилась, т.к. он приедет с несколькими американцами обсуждать важное дело. Все это вылилось в довольно комичную ситуацию. Александра надела свое самое лучшее платье, в этот момент с коровой Красавкой случился некий инцидент, она побежала ее спасать, естественно выпачкалась навозом, а когда прибежала обратно домой, муж и американцы ее уже ждали. Эпизод этот Александра вспоминает с ужасом 15 лет спустя.

Американцы, которых Фешин привез для того, чтобы обсудить детали предстоящего отъезда в Америку, были сотрудниками American Relief Administration (ARA), благотворительной организации, которая в течении полутора лет бесплатно кормила около полумиллиона детей в голодающем Поволжье. Позднее ее выперли, объявив шпионской организацией и не сказав спасибо. Т.е. произошло примерно то же самое, что в наше время с фондом Сороса, который буквально спас многих университетских и институтских профессоров в России в начале 1990х (некоторых я знаю лично). Но об этом и многом другом в следующий раз.

Человек, который решает в зрелом возрасте переехать из одной культуры в другую, обрубив при этом все корни и не имея возможности вернуться хотя бы на время, должен обладать мужеством. Это трудно. Особенно тяжела мысль о том, что что бы ни случилось с родными и близкими, повидаться с ними будет невозможно. Я знаю по своему опыту. Когда в 1990 году я летел над Атлантическим океаном, именно об этом я и думал, и ощущение было такое как будто в горле застрял черный камень.

Я смотрю на своих теперешних студентов из Москвы, Новосибирска, каких-то малюсеньких никому неведомых городков России и думаю: "Какие же они счастливые, что не застали тех унижений, через которое прошло мое поколение, а до этого еще 3 предыдущих. Как естественно для них звучит: "Пока я здесь, с сентября у меня постдокторская позиция в Женеве, где осяду пока не знаю, но каждое лето езжу в Москву к родителям…"
Previous post Next post
Up