Разрыв 3.

Jul 29, 2013 05:37

Продолжение. Предыдущий фрагмент см. в http://traveller2.livejournal.com/331839.html



В 1910 году Фешин отправил «Черемисскую свадьбу» и еще одну работу, которая мне нравится меньше на выставку в Мюнхен. В этом же году в Питтсбурге состоялась большая художественная выставка, на которой много его работ. Местный финансист и коллекционер Уильям Стиммел oчарован Фешиным. Он не только купил «Черемисскую свадьбу» и еще несколько работ (всего, около 10), но уговорил своего друга и коллекционера Джека Хантера последовать его примеру и начать собирать 'Фешинскую коллекцию'. Впоследствии оба сыграли значительную роль в его судьбе. … Предугадать нам не дано как наше слово отзовется …

* Дама в лиловом. Малая золотая медаль в Мюнхене. Сам Фешин считал эту работу учебной.





Вот, что писали о Фешине в Питтсбурге:

"…Обладает всей мужественной силой, верностью глаза и поразительной силой чувства, столь типичной для настоящего русского… Полный триумф…" С 1910 года и до начала Первой мировой войны Фешин с успехом участвовал в выставках в в Риме (1911), Амстердаме (1912) и Венеции (1914).

Почему к концу 1921 года Николай Фешин пришел к мысли навсегда покинуть родные края?

Причина не была связана с денежными трудностями. В своей американской биографии Фешин (из которой я читал только отрывки) пишет об ошеломляющем эффекте, произведенном в Казани в 1921 году приездом америкацев из ARA для помощи голодающим. Я не знаю, сколько американских сотрудников было в Казани, но Фешин познакомился со ними и они сразу же захотели, чтобы он их писал. В книге Бертрана Патенода «Большое шоу в Бололэнде. Экспедиция Американской администрации помощи в Советскую Россию во время голода 1921 года» упомянут этот факт и приведены суммы гонораров: «ему заказывали свои портреты за … 50 долларов за каждый».

Доллар США не подвергался реформам. Американское правительство ведет строгий учет инфляции с 1912 года. За истекшие 100 лет средний уровень инфляции был чуть меньше 3% в год. Легко сосчитать, что 50 долларов 1921 года соответствуют примерно 700 нынешним долларам. Т.е. от голода семья Фешиных не страдала. По-видимому, непосредственной угрозы их жизни тоже не было.

Вот что пишет сам Фешин:

"Нужно сказать, что я и моя семья меньше других пострадали от жестокостей революции… Некоторые мои ученики неожиданно оказались на ответственных постах в новом правительстве. Один из таких учеников в самый разгар войны побеспокоился обо мне, чтобы меня не трогали, и я был под защитой. Такое внимание было очень ценно, поскольку в это время я жил со своей семьёй в Васильево в лесу, почти рядом с линией фронта. Зимние поездки между Казанью и нашим деревенским домом были по-настоящему опасны. ... В 1919 году людей безжалостно косили голод и тиф. Мне случалось видеть, как ранним утром от госпиталя напротив школы отъезжали несколько повозок, гружённые голыми, скрюченными телами, небрежно прикрытыми рогожей. В этом году я потерял отца, он умер от тифа. Через несколько месяцев умерла моя мать…

Так что дело было явно не в деньгах.

Мне кажется, что Фешин не мог снести унижений. Поднявшись из голодных и нищих низов общества благодаря своему труду и таланту на верх социальной лестницы, он не мог смириться с недоучками и недоумками, с кровью на руках, которые принялись строить систему по принципу "все у всех отобрать и разделить (якобы) поровну". Дачу - отнимем, квартиру - уплотним …

Думаю, он был религиозным человеком, и смотреть на распад морали до уровня, когда жизнь человека ничего не стоит, ему было невмоготу. К тому же, "строители" немедленно объяснили ему, что писать картины он должен только на те темы, которые угодны мировому пролетариату, а не на те, которые ему нравятся. С 1918 года Фешин вынужден был писать портреты политических деятелей: Ленина, Маркса, Троцкого (разумеется, уничтожен в конце 1920х), Луначарского… Посмотрите, с каким отвращением написан портрет Ленина.



Разве можно сравнить его с работами Фешина, которые он делал "для себя"?


"









Вот как охарактеризовал строителей нового мира сам Фешин:

"... Люди, вдохновлённые идеалами, взялись перестраивать страну, торопясь разрушить старое, не имея ни физических сил, ни необходимых знаний для изменения старого ради незнаемого нового…"

Возможно, его взгляды были близки к бунинским, которые я недавно цитировал. В отличие от абсолютного большинства тогдашней российской интеллигенции, идеализировавшей "народ" вплоть до вознесения в источник безусловного добра и справедливости, Фешин смотрел трезво и понимал, что бедный темный люд не является автоматически носителем разумного, доброго, вечного. Достаточно посмотреть на "Черемисскую свадьбу" (см. предыдущий фрагмент) и другие жанровые работы Фешина, например. "Капустницу" (1909). Кстати, после 1921 года жанровых работ он больше не писал.





Ну, и чтобы закончить этот фрагмент, еще немного об ARA. В 1919 году сенат США принял закон о помощи Европе, пострадавшей в годы первой мировой войны. Максим Горький обратился к американскому народу с тем, чтобы закон был распространен на Россию, где в Поволжье разразился ужасный голод. Горький просил о помощи голодающим и больным, в особенности детям. В 1921-1923 годах, в пик активности, в Поволжье работало около 300 американских сотрудников ARA и тысячи российских граждан, набиравшихся американской стороной по своему усмотрению. За два года на эти благотворительные цели (в основном, питание для детей) было израсходовано около 78 млн. долларов (более миллиарда, если считать в долларах 2013 года). Скольких детишек удалось спасти от верной смерти?

Когда в 1932 году разразился (искусственный) голод на Украине и в некоторых других регионах, никто о помощи не просил. Он был скрыт от мира, а об умерших миллионах забыли. Говоря современным языком, "на них забили".
Previous post Next post
Up