Сегодня чуток пройдусь по зарубежному авиапрому. Можно с критикой - настроение такое немного. Там проблем выше крыши. Хотя это везде так. Я вот по-прежнему считаю лучшими пока что самолётами классический А-320 и Боинг-737-800, а среди широкофюзеляжников Боинг-777-300ER. Потому что они и являются пределом совершенства в отношении надёжности и экономичности. Дальше уже начинает страдать надёжность. Можно вообще попробовать сделать весь фюзеляж композитным, только при приемлемом качестве это особо не даст экономии, а будет стоить как чугунный мост.
Начну с остановки испытаний Боингов-777Х. Причём сертификационные полёты прервали после выявления на всех самолётах модели неисправностей пилонов двигателей (хотя тяги эти где-то выглядят частью двигателя, где-то это часть пилона). Сообщается, что после одного из полётов третьего испытательного 777-9 (WH003, б/н N779XY) были обнаружены повреждения толкающей штанги (Thrust link) одного из двигателей. Проверки двух других испытательных 777-9 также выявили трещины в конструкции штанги.
Полёты только начались в июле, а уже повредили пилоны. Нормально. А вообще прошло больше десяти лет с начала разработки. Кто-нибудь, сделайте скрины заголовков NYT с переносами модели. А то чё они один МС-21 выкладывают. Только переносы коммерческой эксплуатации МС-21 влияют только на российский рынок, а перенос Боингов-777Х оставляют весь мир без самолётов 400+ кресел. Будут советы инженерам Боинга?
Да и судя по описаниям повреждённых элементов, видимо, где-то в Боинге забыли, что сопромат - это тоже наука. Я помню, как мы эпюры рисовали и стержни рвали стальные в лабораториях.
Эти тяги на 777Х титановые сварные. Возможно, просто трещины пошли по швам. Проблема может быть в металле, а может и в нарушении технологии. Тут можно поправить, но сколько ещё повылезает, если такая хрень пошла после нескольких полётов причём одновременно везде.
С Праттами тоже кругом ситуация печальная: на 23 августа в простое находилось 647 лайнеров с двигателями серии PW1000G, что составляет 30% всего флота с этими двигателями. Большинство из них - это A-320neo, A-220 и Embraer E-jet. Основные пострадавшие авиакомпании - Delta, Spirit, All Nippon Airways, Turkish Airlines, Vueling и Swiss, у которых значительное количество самолётов вынуждено простаивать.
При этом Пратты движки чинить умеют, но ремонт занимает до 300 дней. На год законсервировать самолёт. Нормально, чё. А там и весь остальной флот следом уйдёт на год. А там может и после месяца полётов снова придётся возвращать. Суперэкономичный, конечно, двигатель. Что и говорить… Меньше всех топлива тратит, заземлил треть парка. Там защитник выступал недавно. Говорил, что проблемы у всех бывают, а двигатель доведут.
Только двигатель 9 лет в эксплуатации уже. Не дотягивает и близко до заявленных ресурсных показателей (привет, кто тычет в ресурс ПД-14, который и 300 часов не налетал). Заземлил 647 самолётов. Это прям успех.
Wizz Air набрала A320ceo у Avion Express, так как самолётов вообще не хватает у Виззов. Пратты ограничивают перевозчика, который вынужден брать у Авиона свои же выведенные ранее самолёты.
Помните, у Boom Supersonic весной полетел первый демонстратор XB-1? Они хотят тестировать на одноместной машине с двигателем от Фантома, которая во много раз меньше итоговой машины, к которой вообще нет ни двигателей, ни идей, как сделать приемлемый ресурс у планера.
Как вы думаете, сколько полётов уже совершил этот демонстратор? Ну вот, на днях второй был. Самолёт достиг высоты 3.170 м и скорости 450 км/ч. Что-то построили. Зачем - неясно, но оно пока летает как может. Когда выйдут на нём на сверхзвук - тоже неясно. Когда начнут работы над самим Boom Supersonic - неясно вдвойне. Однозначно, на мой взгляд, что их задумка не перевезёт ни одного пассажира. А вот акции кто-то продаст очень выгодно на пике.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/ Подборки тематических статей автора доступны здесь:
https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA ------------------------------------------------------------------------------
1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.
2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/a/Zs-cCtUH0yR9x_Tn 3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.
4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823 5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/