Продажа билетов на чартерные рейсы и огромная дыра в законодательстве

May 06, 2024 01:33





Сегодня Нордстар опубликовал официальное заявление, что от его имени известные агрегаторы открыли продажу билетов на несуществующие рейсы. Мол мы не планируем никуда летать, а вообще мы обратимся в правоохранительные органы. Наивные. Никто на чартеры билеты не продаёт, но это так всегда красиво завёрнуто, что обманутых всегда двое - пассажир и авиакомпания. И этот бизнес существует много лет.

Вообще, электронный билет ничем не отличается от бумажного, кроме того, что он электронный. В нём так же присутствуют полётные купоны, он имеет те же статусы, что и бумажный. Так же валидатор агента, нумерация и т. д. Пассажир его не может распечатать и подержать в руках, так как он именно, что электронный. Но распечатать можно маршрутную квитанцию, которая может иметь любой вид, так как в отличие от билета она не внесена в ОКУД, также в аэропорту печатается посадочный талон, либо приходит для распечатки на электронную почту. Пассажиру всех этих особенностей знать необязательно, поэтому некоторые особо умные товарищи придумывают, как всех обмануть.



Вообще, чартерные рейсы отличаются от регулярных наличием заказчика. На регулярные рейсы ведется свободная продажа билетов, присутствуют тарифы и т.д. А чартер может бронироваться одним или несколькими заказчиками. В случае с жаркими странами это туроператоры, которые продают турпутевки. Турпутёвки могут выдаваться только от имени туроператора, который включен в реестр. И да, их может выписывать турагент. Кроме того, туроператор имеет договор с авиакомпанией и имеет электронный сток билетов (аналог пачек раньше просто электронный), который подписывает собственным валидатором, содержащим код агента, название, номер аккредитованного пункта продажи и код агента.

Билет является подтверждением наличия договора перевозки между авиакомпанией и пассажиром. При наличии билета перевозчик должен обслужить его согласно ФАП-82. Путёвки аналогично регулируются законодательством. Кстати, межправительственные договоры и назначения тоже различают чартерные и регулярные рейсы. Например, между РФ и определенной страной могут летать по 2 перевозчика с каждой стороны на регулярке, а на чартерах их не ограничено.



Но некоторые ушлые заказчики идут далеко. Электронные билеты дают огромную возможность по обману пассажиров. Пассажиры, само собой, улетят. Ну почти всегда. Однако, нюанс в том, что помимо официальных сертифицированных систем бронирования, некоторые разработчики создали неофициальные системы, которые под видом продажи билетов, занимаются продажей мест в списках пассажиров на данные чартеры. А билеты выпишет уже перевозчик непосредственно перед отправлением. Суть следующая.

Некто, «Рога и копыта» заказывают чартер у перевозчика, вносят предоплату (как правило часть). Далее размещают в таких системах информацию о рейсе и бегут к интернет-агентам, которые берутся за продажу за комиссию (а как же, в таком участвовать можно только за приличный барыш - риск репутации, если совсем рога и копыта, то комиссия будет в районе 10-12%). И вставляют эти рейсы среди нормальных. При покупке пассажира аккуратно предупредят - чартер. После проведения оплаты, которая производится непосредственно на счёт агента, пассажир получит кассовый чек с мутной формулировкой (организация перевозки...) и маршрут-квитанцию без реквизитов электронного билета, где будет указан номер рейса и дата, а также стоимость.



Далее за день до вылета заказчик присылает список в авиакомпанию, которая оптом выписывает билеты с IT тарифом (форма оплаты чартер, тариф не указан). Новую маршрут-квитанцию пришлют пассажиру. Только в одной брони будет сразу человек 30, так как авиакомпания не особо вникает кто с кем, а MySirena позволяет создавать брони на 30 пассажиров. Туда просто грузят экселевский файл по специальной форме (ФИО, даты рождения, номера паспортов, сроки действия, пол). Вроде бы всё хорошо, никто никого не обманул, все счастливы и улетели.

Но это чартер. Если у перевозчика проблема с регуляркой, то он может сдвинуть чартер (да, такое бывало не раз), а билеты выписать уже с изменённой датой. И расселять-поить-кормить пассажиров с их филькиными грамотами в виде расписок от агентов никто не будет. У перевозчика есть электронный билет, в котором указано актуальное время, которое с момента выписки (вчерашнего дня) не менялось.



Ну или вообще жесткий вариант. Не договорились по цене, перевозчик отказался выполнять рейс, срыв какой-то или что-то ещё. Агент, в лучшем случае, напишет письмо, рейс отменён, деньги на карте. Пассажир обратится в Росавиацию, мол, все билеты распроданы, а перевозчик отменил рейс, как лететь. А перевозчик вполне ответственно скажет - мы этот рейс и не планировали, билеты на него не продавались. У вас нет билета. И будет прав.

Так вот. Нарушают ли в данном случае агенты и заказчики? Да нет, так как продают, по факту, место в списке просто. По идее вопрос должен быть, а что за продукт они продают. Но таких продуктов нет в принципе, они не регулируются. С другой стороны эта деятельность может повлиять и на межправительственные договоры, когда перевозчик второй страны может предъявить претензию, что перевозки продаются не включенным в соглашение перевозчиком. И будет прав. Так как если это выглядит, как утка, и крякает, как утка, то это утка. Но по нашим законам, если билет не выписывается, то и перевозка не продаётся, а дальше называй, как хочешь. Всё, что не запрещено, то разрешено. Как и овербукинг, которого нет. Ну продали больше билетов, так ничего страшного, штраф 30 тысяч от прокуратуры.

Нужно со стороны государства регламентировать все спорные моменты. И сейчас 2024 год, а не 2004... Поэтому не стоит думать, что раз нет рейсов в Сирене, то и никто ничего из-под полы не продаёт. Уже есть куча сервисов. И если Библиоглобус это шифровал под путёвку без проживания и трансфера, то дальше никто и не заморачивается. Вот здесь, как и везде, первый робко делает шаги, собирает все камни и шишки, а за ним по проторенной дороге бежит толпа вообще без тормозов. Как Победа, которая обосновывала чем-то свои ограничения ручной клади, измеряя размеры полок, собирала весь народный гнев, то следом побежали Нордвинд, Смартавиа и прочие, которые вообще ничем не заморачивались, кроме желания заработать побольше, и уже вносили платную ручную кладь, ещё меньшие калибраторы, при этом взимая плату за перевозку багажа в 2 раза большую, чем Победа.



А с продажей чартеров первые туроператоры аккуратно продавали в офисах билеты под видом и по механизмам путёвок, просто без проживания и трансфера, то дальше народ попёр уже без реестра туроператоров и каких-либо документов. Началась анархия. И заявление Нордстара выглядит среди этого, как претензии сонного охранника на овощебазе, которую годами обносили.

А бизнес выгодный на самом деле. Никаких рисков. Можно ведь открыть продажу, даже не советуясь с перевозчиком. Потом договориться. Если попрёт, а если нет, то вернуть деньги. Можно покрутить деньги пассажиров, можно вернуть деньги и продать дороже, ведь нет билета, а деньги вернули, нет и преступления. И адекватных контор становится всё меньше, а проходимцев всё больше. Раньше, чтобы вести продажи специально бегали за перевозчиками с флагами. Пусть вертолёты в сертификате только, но можно придумать какой-нибудь код-шеринг/интерлайн, чтобы везти продажи официально и честно. А сейчас, ну вы поняли...

Обратная связь - связаться с автором

https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

Подборки тематических статей автора доступны здесь: https://disk.yandex.ru/d/1zEi-HaWotgaBA

------------------------------------------------------------------------------

1. Лучшая благодарность - потраченный час своего времени со мной за кружкой чая за беседой про нашу авиацию. Наверное, это единственный формат, в котором я сейчас реально нуждаюсь. Однако напишу номер карты, куда можно и просто сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:

https://dzen.ru/a/Zjf7RJlDKSNP21kC

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:

https://travelfoxes.livejournal.com/393617.html

https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-v-2024-godu-65932b4092a5031d8229b823

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:

https://unicorm.ru/



bon-aventura.ru

Дешевые авиабилеты, Авиабилеты, Авиабизнес

Previous post Next post
Up