Биотопливо и перспективы полётов

Sep 01, 2021 21:05



Возможно это немного панический пост, однако, как мне кажется, есть повод задуматься. Сейчас проходит во Владивостоке Восточный экономический форум, где подняли эту тему, а раз подняли, значит, всё идёт к постепенному переходу на «зеленый керосин». Не в прямом смысле, в прямом он такой же прозрачный, хотя слышал я очень давно в Приморье название «Тархун» якобы из-за зеленоватого цвета, которого сам никогда не видел.
Обычный керосин производят относительно просто - получают прямой перегонкой сернистой нефти. В случае высокого содержания серы и меркаптанов проводят гидроочистку или демеркаптанизацию, после чего используют в смеси с прямогонной фракцией. Содержание гидроочищенного компонента ограничивают концентрацией 70 % для предотвращения снижения противоизносных свойств топлива. Кстати, средняя цена в августе по стране составила 55240 рублей за тонну в крыло без НДС. В январе стоил 46669 рублей за тонну. Рост к началу года составил 18%. В себестоимости рейса топливо занимает около трети расходов. Вспомните, как мы зимой считали с Вами рейс. С таким ростом стоимости топлива себестоимость перевозки подросла на 6%. Однако, справедливости ради - в январе 2020 года стоимость была тоже около 53 тысяч за тонну.

Основная часть современного биотоплива в настоящее время получается в процессе ферментации растительного сырья с большим содержанием сахаров. Естественно, смешиваясь с обычным керосином в пропорции до 50/50. Доработки двигателей при этом не требуется, характеристики топлива сопоставимы с обычным керосином ТС-1. Сообщается, что биотопливо стоит в четыре раза дороже в среднем, чем обычный керосин (нужно полагать около 200 тысяч за тонну). Хотя логика в этом мало понятна - процесс ферментации аналогичен производству этилового спирта. Тонна этилового спирта стоит около 37 тысяч. Откуда получается 200 тысяч не до конца понятно… Хотя экологичность тоже под вопросом - для производства тоже используется чаще всего ископаемое топливо, для того же нагрева. А при сгорании выделяется тот же углекислый газ и вода. Присадок тоже хватает.
А смысл активизации разговоров про это топливо? Дело в том, что с 2027 года вводится плата за выбросы на международных рейсах согласно требованиям ИКАО. ICAO собирается взимать ее с 2027 года в обязательном порядке. Речь идет о программе CORSIA (Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation): в ее рамках авиаотрасль должна ограничить общий объем выбросов уровнем 2019 года. Если авиакомпания его превысит, то должна компенсировать выбросы, приобретя соответствующий объем квот у одобренных ICAO проектов по поглощению СО2 (так называемый офсет).
Чем это может грозить? Тут уже давно зеленые проекты мечтают сократить полёты вообще, пересажав всех на велосипеды. Дальние перемещения сократить по-максимуму. Командировки и так во многом заменил Zoom. Если цена билетов подскочит ещё выше, то часть пассажиров перестанет путешествовать, другая часть сократит поездки, либо ограничит их внутренним туризмом (благо страна немаленькая). Собственно, есть опасение, что в 2027 году мобильность населения не превысит 2027 год, а скорее всего снизится за счёт ухода от командировок и замещения международного туризма внутренним.
Сейчас на сайте Газпромнефти имеется следующая информация: «На сегодня процедуру сертификации прошли несколько технологий производства авиационного биотоплива. Биокеросин производят из биомассы с помощью процесса Фишера - Тропша, из растительного масла, создают горючее для самолетов и на основе этилового спирта. Биокомпоненты в разных пропорциях (максимум 50×50) смешиваются с обычным авиакеросином, что позволяет сократить объем выбросов углекислого газа в атмосферу почти на 50 %. При этом конечный продукт по химическому составу эквивалентен традиционному авиатопливу, и его применение не влияет на эксплуатационные характеристики самолетов».
Я бы добавил, что в Российской Федерации пока не сертифицирован никакой вид «Зеленого керосина».
-------------------------------------------------------------------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/177869.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/promejutochnye-itogi-aviabloga-610848356b8d0650576d84b9

2. Копия данной статьи расположена на платформе Яндекс.Дзен по адресу:
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/biotoplivo-i-perspektivy-poletov-612fc12e629c846536a1c0f3

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.

Керосин

Previous post Next post
Up