Как попасть под поезд и получить от этого удовольствие?
Feb 14, 2019 23:18
- Даня, а ты любишь паровозы? - Люблю! - А хочешь увидеть их много? - Ага! - Ну, сколько? - 10! - А если 118? Не только паровозов, но и тепловозов и прочих локомотивов! - Вау! Вау! Вау!
Так мы анонсировали Дане поход в самый новый железнодорожный музей России. Но не только он, папа Антон тоже как знатный паровозофанат мечтал туда попасть. И мы включили его в нашу питерскую программу! 2.
Добраться до нового железнодорожного музея не просто, а очень просто. Доезжаешь до станции метро Балтийская, проходишь мимо Балтийского вокзала, и вот он - музей! За забором деловито гудят электрички, спешат пассажиры, а здесь - совсем другой темп. Никто никуда не спешит, ведь локомотивы за этими стенами уже стоят на вечной стоянке... Хотя, каких-то 5 лет назад здесь находилось действующее веерное депо, построенное аж в 1870 году. Сейчас же оно дополнено новыми помещениями, где и находится вся роскошная коллекция, собранная более чем за 40 лет. 3.
Сама по себе идея собрать в одном месте самые ценные локомотивы и составы появилась на Октябрьской железной дороге еще в 1974 году. Сначала технику забирали на окраине города, в Шушарах, а в 1991 году экспозиция открылась на путях Варшавского вокзала. Там выставка техники была аналогичной той, что у нас в Москве на Рижском вокзале - все под открытом небе. Ясное дело, что в условиях питерского климата это не способствует комфортному осмотру коллекции... 4.
Поэтому, когда нынешняя экспозиция открылась в позапрошлом году, ее сразу можно было назвать прорывом: попросту нигде больше в России нельзя смотреть технику под крышей. Ну, разве что за исключением единственного музейного паровоза, который вез тело Ленина. Это на Павелецком вокзале, в музее МЖД. 5.
Чем еще впечатляет музей - простором, интерактивом и современностью. Сколько раз мы гуляли по зарубежным техническим музеям, вроде Летной гавани в Таллинне, и сравнивали с нашими... вроде интересного всего полно, но как это работает, почему возникло? И вот, ура, мы догнали (а может, и перегнали) Европу в музейном деле. Здесь всю историю железных дорог можно, что называется, пощупать ручками. 6.
Например, задумались ли вы, почему рельсы делают из стали? Ведь в принципе, их можно выточить и из дерева, притом материал этот намного дешевле и доступнее. 7.
8.
В музее же есть наглядные макеты: сколько проедет вагонетка на стальных и на деревянных рельсах. 9.
10.
А знаете ли вы, что первую паровую машину придумал Герон Александрийский еще в эпоху Древнего Рима? В музее можно увидеть, как она работает. Эх, чуть-чуть древние римляне не допетрили, а то бы уже тогда гоняли бы по рельсам по всей своей империи и разгоняли бы варваров. :) 11.
В реальности пришлось подождать лет эдак 1800, разработать технологии добычи железа (привет, Череповец!), научиться делать рельсы из чугуна и стали, изобрести паровую машину (что удалось англичанину Уатту) и, наконец, поставить эту самую паровую машину на колеса, а колеса - на рельсы. 12.
Все эти стадии в музее очень наглядно продемонстрированы. Не забыты и русские изобретения - знаменитая паровая машина Ползунова, и паровоз Черепановых. В советское время этими изобретениями очень гордились. Мол, наши - родоначальники прогресса. Но оба эти изобретения лишь подчеркивают, придумать идею и даже создать опытный экземпляр - этого мало, чтобы войти в историю технологического прогресса. Ползунов внезапно умер, его машина проработала всего лишь 2 месяца и сломалась (хотя и окупилась) - но никто вокруг не смог ее починить, а скорее всего, даже попросту понять, как она работает...
С паровозом Черепановых была другая беда. Он отлично справлялся со своей работой, но был очень прожорлив до дров. Вскоре весь лес вокруг нижнетагильского рудника был вырублен подчистую, и дальше подвозить лес надо было... на лошадях! И смысл в такой железной дороге?
Так что, по-настоящему железные дороги, конечно, пришли к нам с Запада. Паровоз Тревитика "Пенидаррен", 1803-1804 годы, Великобритания. 13.
Паровоз Джорджа Стефенсона "Ракета". 14.
И этому очень поспособствовал император Николай I, большой любитель всяческих, как мы бы нынче сказали, инноваций! Именно он настоял, чтобы была построена первая железная дорога до Царского села, а в первый рейс отправился сам в роли... кочегара! Вот такой царь, балдел от кидания угля в топку. 15.
Ну а что было дальше - вы, наверно, в курсе. В 1851 году побежали поезда между Москвой и Петербургом. Между прочим, на то время это была самая длинная трасса в Европе... Интересно, что она была абсолютно прямая: изгиб в районе Мсты тогда отсутствовал. Так что байка о том, что виновник изгиб - палец императора, вставший на пути карандаша, не имеет ничего общего с реальностью. 16.
А вы в курсе, что в то время в вагонах не было...отопления и туалетов? При посадке в вагон пассажирам выдавали тройной тулуп, чтобы не околеть. Ну а на станциях все бежали "до ветру" и в буфет. 17.
И наступила эра всецельного господства паровозов. Их колеса застучали по всем уголкам нашей огромной страны. Здесь, в музее, их собрано огромное количество. Больших и маленьких, магистральных пассажирских и маневровых. 18.
19.
Ну и, конечно, вагоны к ним. Они тоже менялись вовсю: если в самых первых вагонах царскосельской железной дороги было видно, что их делали “по мотивам” конных повозок, то уже к 60-м годам 19 века появляются закрытые вагоны, похожие на современные. Конечно, внутри было все попроще, но вполне достаточно, чтобы ехать сутками. Любопытно, что рядом поставлена обстановка разных классов. 20.
Можно сравнить, в каких условиях ехал какой-нибудь тамбовский крестьянин, а в каких - статский советник. 21.
Есть в экспозиции и различные специальные вагоны. Санитарный вагон, солдатская теплушка.. А из экзотики - вагон китайского императора, который после войны стали использовать советские чиновники. 22.
Очень интересно и аккуратно сделано в музее "погружение в эпоху". Экспонаты отлично дополнены скульптурами: вот, например. санитары грузят раненого в вагон-госпиталь. 23.
Вот жительница блокадного Ленинграда. 24.
А вот просто солдаты едут, греясь у вагонной печки. 25.
Но всему приходит конец, и вот наступил день выпуска последнего паровоза. Кстати, это не фигура речи, а вполне конкретный паровоз - вот он, тоже сохранился в музее. 26.
Наступила эра тепловозов, и они здесь тоже есть в изобилии. Конечно, они не настолько впечатляют, как паровозы, все же - наша с вами эпоха, и пока какой-нибудь очередной Маск не изобретет телепортацию, тепловозы и электровозы еще долго будут гудеть на наших железных дорогах. 27.
28.
А вот кстати, как думаете, до какой скорости может разогнаться тепловоз? На Октябрьской железной дороге, видимо, тоже очень этим интересовались, и однажды разогнали вот этот ТЭП-80 до 271 км/ч! 29.
Потом оказалось - это мировой рекорд! Да, если бы у нас все составы так ходили, то и никакие ВСМ строить не надо... 30.
А еще, как вы относитесь к тому, чтобы попасть... под поезд? Ни за что? Зря боитесь. Здесь это возможно, и причем совершенно без вреда для здоровья. Один из локомотивов поставлен над большой канавой с лесенкой, и можно гулять прямо под паровозом, рассматривая его колеса и другие детали.
Кроме многочисленных вагонов и локомотивов, а почти все они здесь находятся под крышей, что очень приятно, много и другого интерактива. Например, можно побывать в кабинете министра путей сообщения и перебирать на виртуальном столе его бумаги… 31.
Или вжиться в роль телеграфистки и отстучать весточку азбукой Морзе… 32.
Для любителей карт есть экран, где можно увидеть, как менялась протяженность железных трасс со временем. Еще один интересный зал позволяет услышать… звуки железной дороги! 33.
Как звучат локомотивы разных конструкций и эпох - это тоже интересно! 34.
В общем, музей крут. И не просто крут, а очень крут! Мы вроде были довольно долго, но все не успели осмотреть. И, уверена, сейчас там стало еще больше интересного! 35.
На этом наше путешествие в Санкт-Петербург и по Ленинградской области закончилось, и мы вернулись в Москву. 36.
Ну, а потом Даня даже написал сочинение об этом путешествии. :) 37.