Завершаем первый день проекта «Исторические выходные» рассказом о 5 троллейбусном маршруте. Напомню, проект подготовлен по материалам сайта «Троллейбус на Вятке», созданного в свое время Денисом Тураевым.
Визитной карточкой наступившего 1969 года стало рождение пятого по счету маршрута кировского троллейбуса, соединившего центральную часть города с юго-западными новостройками. Одна из лучших бригад управления "Верхневолгоэлектромонтаж" под руководством Николая Кислицына, ударными темпами вела монтаж пятикилометровой контактной сети 5-го маршрута по улицам Воровского и Пугачева. Готовилась к пуску и новая тяговая подстанция № 1 по улице Герцена, оснащенная более мощными, новейшими кремниевыми выпрямителями. На улице Щорса, в районе слободы Петелино, тем временем строилась еще одна тяговая подстанция. С ее пуском намечалось направить троллейбусы 5-го маршрута от кинотеатра "Дружба" по улице Щорса до завода "Сельмаш", а пока разворотное кольцо пришлось установить на улице Пугачева, вблизи проходной завода ЖБК-7.
1 августа 1969 года в 10 часов утра на пересечении улиц Ленина и Воровского, напротив Филармонии, царило оживление. Среди собравшейся здесь публики присутствовали строители СМУ-2 во главе с начальником Гудиным, представители дорожно-мостового управления "Верхневолгоэлектромонтаж", наладчики троллейбусного управления, представители местного самоуправления... И вот настал торжественный момент. По произнесении напутственной речи председатель исполкома горсовета А. М. Вареник разрезал красную ленточку, протянутую через улицу Воровского, после чего вышел на трассу и отправился в первый рейс троллейбус под управлением водителя первого класса, кавалера ордена Ленина Петра Павловича Агалакова. Вслед за первым троллейбусом перед кировчанами один за другим гостеприимно распахивали свои двери остальные машины... Новый маршрут под № 5, соединивший площадь имени Лепсе (названа так в 1967 году) с улицами Ленина, Воровского и Пугачева, открыт! С открытием пятого маршрута бригада Николая Кислицына того же управления "Верхневолгоэлектромонтаж" приступила к установке железобетонных опор по трассе следующего, шестого по счету троллейбусного маршрута.
Пока одни линии строились и открывались, другие в то же время снимались за ненадобностью. Так, в 1969 году была демонтирована старейшая линия по улице Коммуны, соединявшая Театральную площадь с Центральной гостиницей. Ушел в историю в том же году и последний ртутный выпрямитель. К 1970 году все наши тяговые подстанции были оснащены исключительно полупроводниковыми выпрямителями.
В 1971 году линия пятого маршрута в связи с вводом в эксплуатацию 4-й подстанции 1 ноября была продлена до завода «Сельмаш».
В соответствии с разработанным проектом развития пассажирского транспорта к концу 9-й пятилетки (1975 год) намечалось довести количество троллейбусных маршрутов до 12, причем в наличии уже имелась документация на строительство контактной сети по улице Производственной и в поселок Коминтерновский (!!!). Помимо того, проектировалось открыть троллейбусное движение в 1973 году по улицам Мира и Попова, в 1974 году по улице Дзержинского, в 1975 году, по улице Производственной и от нее по ул. Воровского до Мелькомбинатовского проезда. Вот такие планы, проекты и перспективы.
Одна из включенных в проект линий была подготовлена к сдаче в 1973 году. 29 июня государственная комиссия утвердила акт по приемке в эксплуатацию контактной сети по улице Попова длиной 1,7 километра в один конец. Генподрядчиком по строительству линии выступило все то же СМУ-2 треста "Кировремстрой", а монтаж сети выполнило управление "Верхнсволгоэлектромонтаж". С 9 июля 1973 года троллейбусы пятого маршрута от улицы Воровского до улицы Щорса пошли по новой трассе по улице Попова, а 10-й маршрут с 1974 года был продлен от завода ЖБК-7 по улице Пугачева до кинотеатра "Дружба", где и установили его конечный пункт.
В 1973 году было полностью пущено движение по улице Попова. 5-й маршрут связал ул. Ленина и бурно развивающийся на тот момент поселок Сельмаш. С тех пор 5-й маршрут остается неизменным.
Одно время, в 1993/94 гг. на 5-м маршруте пытались ввести экспрессные троллейбусы, но идея не прижилась.
Автор - Денис Тураев
Фото с сайта transphoto.ru