Исторические выходные. Троллейбусный маршрут номер 1

Jun 12, 2015 10:00

Нашел на компе сохранные страницы вот уже почти 10 лет как неработающего сайта «Троллейбус на Вятке», автором которого был Денис Тураев. День города и длительные выходные - самое подходящее время, чтобы восстановить на страницах этого ЖЖ историю кировских троллейбусных маршрутов. Начнем, конечно же, с 1 троллейбуса.


До 1951 года существовало три безномерных маршрута. С 1 января для удобства пассажиров вводится нумерация маршрутов. С этого дня можно считать берет своё начало первый маршрут.

Первоначальный вариант: ж/д вокзал - ул. Комсомольская - ул. К.Маркса - ул. Коммуны - ул. Ленина - ул. Красноармейская - ул.К.Маркса - ул. Комсомольская - ж/д вокзал. Получалось большое полукольцо. В обратном направлении действовал маршрут № 2.

В конце лета 1951 года было начато строительство новой линии, идущей от Центральной гостиницы по ул. Ленина и Профсоюзной до соединения с линией на завод им. Лепсе. 18 декабря 1951 года в связи со сдачей в эксплуатацию новой линии горсовет утвердил новые маршруты. Первый маршрут теперь следовал по большому полукольцу: ж/д вокзал - ул. Комсомольская - ул.К.Маркса - ул. Профсоюзная - ул. Ленина - ул. Красноармейская - ул. К.Маркса - ул. Комсомольская - ж/д вокзал. Второй маршрут пошел по этому же полукольцу в обратном направлении. В это же время был демонтирован разворотный круг вокруг Центральной гостиницы. В 1952 году на новой линии впервые появились автоматические стрелки. На старой части линии токоприемники переставлялись вручную.

С 20 июня 1952 года для разгрузки Филейского направления изменен первый маршрут: ж/д вокзал - ул. Комсомольская - Филейское шоссе (Октябрьский пр-кт) - пос. КУТШО (завод ОЦМ); в обратном направлении по ул. Профсоюзной, Ленина, Красноармейской, К.Маркса, Комсомольской. Второй маршрут в противоход первому.

В феврале 1953 года вступила в строй тяговая подстанция №2. Уже была готова линия до Филейки, но пуск троллейбусов откладывался в связи с отсутствием кабеля для усиления питания сети. И все же 20 января 1954 года троллейбус пришел на Филейку. С открытием движения по линии «КУТШО - Филейка» 1 маршрут теперь следовал от ж/д вокзал -Комсомольская ул. - ул.К.Маркса - Филейское шоссе (Октябрьский пр-кт) - Филейка (пл. ХХ п/с - «Авитек»). Ограниченная мощность подстанции ввиду отсутствия кабеля на участке КУТШО - Филейка обеспечивала движение только двух троллейбусов. Поэтому, остальные троллейбусы ходили до разворотного круга в пос. КУТШО (Сейчас на этом месте стоит памятник Кирову). В 1955 году все троллейбусы стали ходить до Филейки. А в апреле 1959 года с пуском третьей тяговой подстанции был открыт дополнительный маршрут 1-а, который просуществовал до 21 апреля 1960 года. Высвободившиеся машины были переданы на вновь открываемый 3 маршрут.

3 января 1963 года состоялось торжественное открытие линии на участке «ж/д вокзал - пос. Сельмаш». По окончании митинга на Привокзальной площади по новой линии отправился в путь ЗиУ-5 под № 86. Так 1 маршрут приобрел свой современный вид: Сельмаш - ул. Щорса - ж/д вокзал - ул. Комсомольская - ул. К.Маркса - Октябрьский пр-кт - пл.ХХ п/с («Авитек»). Именно с этой даты 1 маршрут остается неизменным.

В настоящий момент «единица», «копейка» - один из самых рентабельных маршрутов. Он проходит по исторической части города. Садись на единицу, и ты узнаешь историю нашего города. На его пути находятся з-д «Сельмаш» (бывший завод № 324 - завод боеприпасов), троллейбусное депо № 2, к/т «Дружба», ж/д вокзал, Медицинская академия (рядом Центральный рынок и Педуниверситет), госпиталь Ветеранов войн, здание городской администрации, торговый дом «Европейский» (бывший «Дом быта», рядом торговый дом «Росинка» и «Росинка-бис»), Ботанический сад, к/т «Октябрь», Театральная площадь - центральная площадь города, Дворец бракосочетания, завод «Красный инструментальщик», эвакуированный из Ленинграда, троллейбусное депо № 1, пл. Лепсе, ОАО им. Лепсе (бывший завод № 266 Наркомавиапрома, эвакуированный из Москвы), завод ОЦМ, завод «Авитек» (бывший агрегатный завод № 32).

Автор - Денис Тураев
Фото с сайта transphoto.ru

троллейбус, история, Киров

Previous post Next post
Up