Рельсовый транспорт Стокгольма. Обзор и схемы.

Jun 30, 2019 11:46

С относительно недавнего времени в Стокгольме действует схема городского рельсового транспорта, выполненная новом дизайне. От старой схемы, за исключением тёмного фона, она отличается обилием и пестротой цветов линий различных видов общественного рельсового транспорта, имеющих порой самые разные функции и нагрузку. Безспорно для жителя Стокгольма или человека, хорошо знающего город, такая схема вряд ли способна создать проблемы в ориентировании. Но мне довольно сложно судить, насколько она удобна для приезжих, оказавшихся в Стокгольме впервые и не знакомых с особенностями общественного транспорта в этом городе. Рельсовый общественный транспорт Стокгольма состоит из трёх полностью обособленных и изолированных линий метро со своей собственной инфраструктурой, нескольких линий пригородных электричек, использующих инфраструктуру национальных железных дорог Швеции, обособленных систем пригородных железных дорог нормальной и узкой колеи, не имеющих связи с прочими железными дорогами, а так же четырёх совершенно разных и не связанных друг с другом трамвайных систем. На первый взгляд визуально на схеме всё это напоминает довольно развитую сеть метрополитена в 10 линий, каждая из которых обозначена индивидуальным цветом, но в реальности мы здесь имеем всего лишь три линии метро, обозначенных стандартными красным, зелёным и синим цветами. Остальные семь цветов отданы другим видам рельсового транспорта и к метро имеют довольно сомнительное отношение. Насколько просто человеку, оказавшемуся здесь впервые, соориентироваться в столь пёстром транспортном раю?
Схема, актуальная с плошлого года:




1. Аналогичный вариант схемы в новом дизайне, вышедший годом ранее предыдущего. Принципиальных отличий нет за исключением двух незначительных: трамвайная система Tvärbanan (22) еще не дотянулась до нынешней конечной "Sickla" на востоке с пересадкой на железную дорогу Saltsjöbanan (25), а система ретротрамвая острова Юргорден (7) на момент действия схемы не успела подойти к центральному пересадочному узлу "T-Centralen". Есть так же отличия в нумерации маршрутов пригородных электричек.


2. Если взглянуть на более ранний вариант схемы, мы увидим гораздо меньше цветов. Красным, зелёным и синим цветами здесь выделены три линии метро, составляющие основу схемы, а остальному рельсовому транспорту, который составляют трамваи и электрички, отданы нейтральные серый и чёрный цвета. Чёрный цвет был выбран для электричек, использующих инфраструктуру национальных железных дорог Швеции, а серый был отдан остальным системам рельсового транспорта, куда вошли прочие железнодорожные и трамвайные системы.


Схема в старом дизайне мне видится более практичной, поскольку не смотря на однотонность на ней невооружённым глазом чётко видны разграничения между разными видами рельсового транспорта. Обилие серого ранее не создавало проблем в ориентировании, поскольку разные системы трамвая и пригородных железных дорог объединяются в единую транспортную сеть только с помощью трёх, выделенных на этой схеме разными цветами, линий метро. При такой практичности старой схемы не совсем понимаю, кому и зачем надо было городить огород со множеством и обилием цветов на новых схемах, что может только запутать человека, не посвящённого в особенности транспортной системы этого города?

Ещё больше усугулбяет путаницу факт, что весь транспорт Стокгольма и его пригородов имеет скозную нумерацию маршрутов, которые так же указываются на схеме рельсового транспорта:

10, 11 - маршруты третьей (синей) линии метро
12 - маршрут трамвайной системы Nockebybanan (маршруту сохранён исторический номер)
13, 14 - маршруты второй (красной) линии метро
17, 18, 19 - маршруты первой (зелёной) линии метро
20, 21 - маршруты трамвайной системы Lidingöbanan (маршрутам сохранены исторические номера, маршрут 20 не действует с 1971 г.)
22 - маршрут трамвайной системы Tvärbanan
25, 26 - маршруты пригородной железной дороги Saltsjöbanan
27, 28, 29 - маршруты узкоколейной железной дороги Roslagsbanan
35...38 - маршруты пригородных электричек Pendeltåg до 2018 года
40...48 - маршруты пригородных электричек Pendeltåg начиная с 2018 года

Линии ретротрамвая на острове Юргорден присвоен исторический маршрут № 7, который так же указан на схеме.
Если присмотреться, то нумерацию маршрутов рельсового транспорта в Стокгольме можно посчитать общей с другими видами городского транспорта, куда входят автобусы и городские накатные паромы (речные трамваи, водные автобусы и т. п.), маршруты которых по понятным причинам на эту схему не нанесены:

1...6 - внутреннегородские автобусы-экспрессы
7...48 - рельсовый городской и пригородный транспорт (подробно см. выше)
50...99 (исключая 80, 82, 83 и 89) - внутреннегородские автобусы центральной части Стокгольма
100...199 - внутреннегородские автобусы западной и южной окраин Стокгольма
200...299 - пригородные автобусы направления Lidingö
300...399 - пригородные автобусы направления Ekerö
400...499 - пригородные автобусы направления Nacka
500...599 - пригородные автобусы северных направлений (Solna, Sundbyberg, Upplands Bro, Upplands Väsby и т. п.)
600...699 - пригородные автобусы напарвлений Täby и Norrtälje
700...799 - пригородные автобусы южных направлений (Huddinge, Botkyrka, Salem, Södertälje)
800...899 - пригородные автобусы направлений Haninge и Nynäshamn
900...999 - автобусные линии по Стокгольмскому округу

Автобусы экспрессы №№ 1 - 6, а также с маршрутами трёхзначных номеров, имеющих предпоследнюю цифру 7 в номере, имеют синий окрас, остальные автобусы с №№ от 50 и выше окрашены в красный. Как видно, нумерация рельсового транспорта с маршрутами в диаппазоне 7 - 48, включающая метро, трамваи и электрички, является сквозной со всеми прочими видами транспорта города и пригородов, поскольку умещается аккурат в пробел между экспрессными и обычными автобусными маршрутами. Маршруты 80, 82, 83 и 89 составляют ещё один пробел в нумерации автобусных маршрутов и отданы городским накатным паромам.

* * *
Однако вернемся к рельсовому транспорту. Что-бы иметь представление, какая из линий на схеме к какой транспортной системе относится и насколько отличаются друг от друга системы городского рельсового транспорта Стокгольма, объединённые в одну схему, предлагаю совершить небольшой очень краткий обзор...

3. Tunnelbana (туннельбана) - система стокгольмского метро. Состоит из трёх линий, каждая из которых по-своему уникальна. Первая линия метро была открыта в 1950-е годы и значительная её часть была переделана из внеуличного трамвая, из-за чего наибольшая часть участков линии проходит по поверхности. На схеме обозначена зелёным цветом.


4. Вторая линия строилась уже по стандартам метро и была открыта в 1960-е. Представляет собой срез всех эпох метростроения в Стокгольме - на линии присутствуют станции всех типов, строившихся здесь когда-либо. Здесь можно встретить как наземные станции, так и подземные вырубленые в скалах и напоминающие пещеры или отделанные бетоном и керамической плиткой. На схеме обозначена красным цветом.


5. Третья линия считается самой красивой линией метро в Стокгольме. Здесь все действующие станции метро кроме одной наземной вырублены в скальном грунте и напоминают пещеры. На сегодняшний день пока это самая молодая линия метро в городе, строительство которой началось в 1970-х. На схеме обозначена синим цветом.


6. Pendeltåg (пендельтог) - система линий пригородных электричек, использующих инфраструктуру национальных железных дорог Швеции. За исключением общей железнодорожной инфраструктуры в остальном функционально аналогична системе метрополитена. Все линии электричек ранее на старой схеме обозначались чёрным цветом, но на новой им почему-то решили отдать гламурный розовый.


7. До лета 2017 года электрички проходили через Центральный вокзал, делая на нём промежуточную остановку для пересадки на другие виды общественного транспорта, но начиная с лета 2017 более на вокзал не заходят, используя двухпутный тоннель Citybana, проходящий под центром города и частично проложенный по дну залива между островами Södermalm и Riddarholmen. На подземном участке построены две станции "Stockholm City" и "Stockholm Odenplan", связанные переходами с расположенными поблизости станциями метро и Центральным вокзалом.


8. Saltsjöbanan (сальтшёбанан) - система пригородной железной дороги стандартной колеи (1435 мм), связывающая Стокгольм с курортными городками и поселками на востоке архипелага. К национальным железным дорогам Швеции отношения не имеет и на сегодняшний день полностью обособлена от них. На новой схеме обозначена голубым (бирюзовым) цветом. Подробнее о системе можно почитать здесь.


9. Roslagsbanan (руслагсбанан) - железнодорожная система узкой колеи (891 мм), связывающая тупиковый узкоколейный Восточный вокзал Стокгольма с северными и северо-восточными районами округа. Система является на сегодняшний день единственной железной дорогой в Швеции, использующейся для коммерческих перевозок по узкой колее. С недавнего времени на схемах обозначается фиолетовым цветом.


10. Tvärbanan (твярбанан) - система скоростного трамвая, связывающая между собой спальные районы западных и южных окраин, обходя ценр города полукольцом. Функционально напоминает линию большого полукольца, разгрузившего центральную часть города и пересадочный узел в самом "сердце" Стогольма. Значительная часть участков линии обособлена и проложена в тоннелях или на эстакадах. На новых схемах имеет яркий оранжевый цвет.


11. В районах Liljeholmen, Solna и Sundbyberg пути проложены по проезжей части и движение трамвая совмещено с автомобильным, из-за чего на этих участках теряется главное преимущество скоростного трамвая - его обособленность. Скорость на таких участках значительно ниже, чем в тоннелях и на эстакадах.


12. В жилом районе Hammarby Sjöstad трамвай использует выделенную полосу для общественного транспорта.


13. Nockebybanan (ноккебюбанан) - трамвайная система, связывающая станцию метро Alvik первой (зелёной) линии с частным сектором в жилом микрорайоне Nockeby. Весь маршрут линии проходит по обособленному полотну в частном секторе, но есть пересечения с автомобильными дорогами в одном уровне. Участков, совмещённых с автомобильным движением, на линии нет. На новой схеме обозначается тёмно-серым цветом.


14. Lidingöbanan (лидингёбанан) - система пригородного трамвая, связывающая конечную станцию метро Ropsten второй (красной) линии с островом Lidingö в пригороде Стокгольма. Система является гибридом трамвая и железной дороги, оборудована железнодорожной централизацией и переездами с автомобильным транспортом, оснащёнными шлагбаумами и светофорной сигнализацией. На схеме с недавних пор обозначена коричневым цветом. Подробнее о системе можно почитать здесь.


15. Трамвайная система острова Юргорден (Djurgårdslinjen, Spårväg City) - своеобразная система ретротрамвая, восстановленного обществом энтузиастов-любителей исторического трамвая в 1990-х, связывающая район Центрального вокзала с музейным островом Юргорден в центральной части города. На линии в летний период эксплуатируются трамвайные вагоны периода 1920-х, 1940-х и 1960-х годов.


16. После продления линии до площади Сергеля на маршруте начали эксплуатировать и современные вагоны. Около полугода назад линия была продлена до Центрального вокзала. В отличии от других систем городского рельсового транспорта Стокгольма, данный маршрут является единственным, не имеющим полностью обособленных участков и весь проходит по проезжей части. На современных схемах линия обозначается серым цветом.


17. В довершение слегка коснёмся нерельсового транспорта. Как упомяналось выше, здесь так же популярны автобусы и паромы.


18. Кроме обычных дизельных автобусов на некоторых маршрутах можно также встретить гибридные и электроавтобусы, подзаряжающиеся на конечных остановках. На конечной такого маршрута над местом остановки электроавтобуса распологается зарядное устройство с пантографом, опускающимся во время подзарядки аккумуляторов. На подзарядку обычно уходит около шести минут - среднее время стоянки на конечной, а зарядки должно хватить на весь маршрут.


19. Поскольку Стокгольм построен на 14 островах, здесь не обойтись и без упомянутого ранее водного транспорта. Небольшие накатные городские паромы, так же выполняющие транспортную функцию, связывают несколько пристаней города. Все суда, эксплуатирующиеся на городских марштурах, приписаны к порту Стокгольм.


20. Большинство городских пристаней, за небольшим исключением, оборудовано турникетами и пандусами для людей с ограниченными возможностями. Часть промежуточных "остановок" городского парома оборудована кнопками остановки по требованию. В основном это касается тех причалов, которыми жители и гости города пользуются редко.


21. На все виды городского транспорта, включая метро, трамваи, автобусы, пригородные электрички в пределах округа и городские паромы, действует общий единый вид проездных документов. Существуют проездные билеты как на разовый проезд, так и длительного действия (24 часа, 72 часа, 7 дней, 30 дней, 90 дней, 1 год).


22. Благодарю за внимание!


Lidingöbanan, фото, фоторепортаж, общественный транснпорт, рельсовый транспорт, stockholms lokaltrafik, скоростной трамвай, Швеция, 1435 мм, паром, электричка, nikon coolpix s4150, дорога, Балтийское море, Стокгольм, nikon coolpix l18, 891 мм, Балтика, nockebybanan, метро, судно, пути, рельсы, t-bana, железная дорога, впечатления, поезд, критика, обзор, схемы, tunnelbana, nikon, метрополитен, Saltsjöbanan, фотообзор, транспорт, электропоезд, Скандинавия, Tvärbanan, город, трамвай, sl

Previous post Next post
Up