С относительно недавнего времени в Стокгольме действует схема городского рельсового транспорта, выполненная новом дизайне. От старой схемы, за исключением тёмного фона, она отличается обилием и пестротой цветов линий различных видов общественного рельсового транспорта, имеющих порой самые разные функции и нагрузку. Безспорно для жителя Стокгольма или человека, хорошо знающего город, такая схема вряд ли способна создать проблемы в ориентировании. Но мне довольно сложно судить, насколько она удобна для приезжих, оказавшихся в Стокгольме впервые и не знакомых с особенностями общественного транспорта в этом городе. Рельсовый общественный транспорт Стокгольма состоит из трёх полностью обособленных и изолированных линий метро со своей собственной инфраструктурой, нескольких линий пригородных электричек, использующих инфраструктуру национальных железных дорог Швеции, обособленных систем пригородных железных дорог нормальной и узкой колеи, не имеющих связи с прочими железными дорогами, а так же четырёх совершенно разных и не связанных друг с другом трамвайных систем. На первый взгляд визуально на схеме всё это напоминает довольно развитую сеть метрополитена в 10 линий, каждая из которых обозначена индивидуальным цветом, но в реальности мы здесь имеем всего лишь три линии метро, обозначенных стандартными красным, зелёным и синим цветами. Остальные семь цветов отданы другим видам рельсового транспорта и к метро имеют довольно сомнительное отношение. Насколько просто человеку, оказавшемуся здесь впервые, соориентироваться в столь пёстром транспортном раю?
Схема, актуальная с плошлого года:
1. Аналогичный вариант схемы в новом дизайне, вышедший годом ранее предыдущего. Принципиальных отличий нет за исключением двух незначительных: трамвайная система Tvärbanan (22) еще не дотянулась до нынешней конечной "Sickla" на востоке с пересадкой на железную дорогу Saltsjöbanan (25), а система ретротрамвая острова Юргорден (7) на момент действия схемы не успела подойти к центральному пересадочному узлу "T-Centralen". Есть так же отличия в нумерации маршрутов пригородных электричек.
2. Если взглянуть на более ранний вариант схемы, мы увидим гораздо меньше цветов. Красным, зелёным и синим цветами здесь выделены три линии метро, составляющие основу схемы, а остальному рельсовому транспорту, который составляют трамваи и электрички, отданы нейтральные серый и чёрный цвета. Чёрный цвет был выбран для электричек, использующих инфраструктуру национальных железных дорог Швеции, а серый был отдан остальным системам рельсового транспорта, куда вошли прочие железнодорожные и трамвайные системы.
Схема в старом дизайне мне видится более практичной, поскольку не смотря на однотонность на ней невооружённым глазом чётко видны разграничения между разными видами рельсового транспорта. Обилие серого ранее не создавало проблем в ориентировании, поскольку разные системы трамвая и пригородных железных дорог объединяются в единую транспортную сеть только с помощью трёх, выделенных на этой схеме разными цветами, линий метро. При такой практичности старой схемы не совсем понимаю, кому и зачем надо было городить огород со множеством и обилием цветов на новых схемах, что может только запутать человека, не посвящённого в особенности транспортной системы этого города?
Ещё больше усугулбяет путаницу факт, что весь транспорт Стокгольма и его пригородов имеет скозную нумерацию маршрутов, которые так же указываются на схеме рельсового транспорта:
10, 11 - маршруты третьей (синей) линии метро
12 - маршрут трамвайной системы Nockebybanan (маршруту сохранён исторический номер)
13, 14 - маршруты второй (красной) линии метро
17, 18, 19 - маршруты первой (зелёной) линии метро
20, 21 - маршруты трамвайной системы Lidingöbanan (маршрутам сохранены исторические номера, маршрут 20 не действует с 1971 г.)
22 - маршрут трамвайной системы Tvärbanan
25, 26 - маршруты пригородной железной дороги Saltsjöbanan
27, 28, 29 - маршруты узкоколейной железной дороги Roslagsbanan
35...38 - маршруты пригородных электричек Pendeltåg до 2018 года
40...48 - маршруты пригородных электричек Pendeltåg начиная с 2018 года
Линии ретротрамвая на острове Юргорден присвоен исторический маршрут № 7, который так же указан на схеме.
Если присмотреться, то нумерацию маршрутов рельсового транспорта в Стокгольме можно посчитать общей с другими видами городского транспорта, куда входят автобусы и городские накатные паромы (речные трамваи, водные автобусы и т. п.), маршруты которых по понятным причинам на эту схему не нанесены:
1...6 - внутреннегородские автобусы-экспрессы
7...48 - рельсовый городской и пригородный транспорт (подробно см. выше)
50...99 (исключая 80, 82, 83 и 89) - внутреннегородские автобусы центральной части Стокгольма
100...199 - внутреннегородские автобусы западной и южной окраин Стокгольма
200...299 - пригородные автобусы направления Lidingö
300...399 - пригородные автобусы направления Ekerö
400...499 - пригородные автобусы направления Nacka
500...599 - пригородные автобусы северных направлений (Solna, Sundbyberg, Upplands Bro, Upplands Väsby и т. п.)
600...699 - пригородные автобусы напарвлений Täby и Norrtälje
700...799 - пригородные автобусы южных направлений (Huddinge, Botkyrka, Salem, Södertälje)
800...899 - пригородные автобусы направлений Haninge и Nynäshamn
900...999 - автобусные линии по Стокгольмскому округу
Автобусы экспрессы №№ 1 - 6, а также с маршрутами трёхзначных номеров, имеющих предпоследнюю цифру 7 в номере, имеют синий окрас, остальные автобусы с №№ от 50 и выше окрашены в красный. Как видно, нумерация рельсового транспорта с маршрутами в диаппазоне 7 - 48, включающая метро, трамваи и электрички, является сквозной со всеми прочими видами транспорта города и пригородов, поскольку умещается аккурат в пробел между экспрессными и обычными автобусными маршрутами. Маршруты 80, 82, 83 и 89 составляют ещё один пробел в нумерации автобусных маршрутов и отданы городским накатным паромам.
* * *
Однако вернемся к рельсовому транспорту. Что-бы иметь представление, какая из линий на схеме к какой транспортной системе относится и насколько отличаются друг от друга системы городского рельсового транспорта Стокгольма, объединённые в одну схему, предлагаю совершить небольшой очень краткий обзор...
3. Tunnelbana (туннельбана) - система стокгольмского метро. Состоит из трёх линий, каждая из которых по-своему уникальна. Первая линия метро была открыта в 1950-е годы и значительная её часть была переделана из внеуличного трамвая, из-за чего наибольшая часть участков линии проходит по поверхности. На схеме обозначена зелёным цветом.
4. Вторая линия строилась уже по стандартам метро и была открыта в 1960-е. Представляет собой срез всех эпох метростроения в Стокгольме - на линии присутствуют станции всех типов, строившихся здесь когда-либо. Здесь можно встретить как наземные станции, так и подземные вырубленые в скалах и напоминающие пещеры или отделанные бетоном и керамической плиткой. На схеме обозначена красным цветом.
5. Третья линия считается самой красивой линией метро в Стокгольме. Здесь все действующие станции метро кроме одной наземной вырублены в скальном грунте и напоминают пещеры. На сегодняшний день пока это самая молодая линия метро в городе, строительство которой началось в 1970-х. На схеме обозначена синим цветом.
6. Pendeltåg (пендельтог) - система линий пригородных электричек, использующих инфраструктуру национальных железных дорог Швеции. За исключением общей железнодорожной инфраструктуры в остальном функционально аналогична системе метрополитена. Все линии электричек ранее на старой схеме обозначались чёрным цветом, но на новой им почему-то решили отдать гламурный розовый.
7. До лета 2017 года электрички проходили через
Центральный вокзал, делая на нём промежуточную остановку для пересадки на другие виды общественного транспорта, но начиная с лета 2017 более на вокзал не заходят, используя двухпутный тоннель Citybana, проходящий под центром города и частично проложенный по дну залива между островами Södermalm и Riddarholmen. На подземном участке построены две станции "Stockholm City" и "Stockholm Odenplan", связанные переходами с расположенными поблизости станциями метро и Центральным вокзалом.
8. Saltsjöbanan (сальтшёбанан) - система пригородной железной дороги стандартной колеи (1435 мм), связывающая Стокгольм с курортными городками и поселками на востоке архипелага. К национальным железным дорогам Швеции отношения не имеет и на сегодняшний день полностью обособлена от них. На новой схеме обозначена голубым (бирюзовым) цветом. Подробнее о системе
можно почитать здесь.
9. Roslagsbanan (руслагсбанан) - железнодорожная система узкой колеи (891 мм), связывающая тупиковый узкоколейный Восточный вокзал Стокгольма с северными и северо-восточными районами округа. Система является на сегодняшний день единственной железной дорогой в Швеции, использующейся для коммерческих перевозок по узкой колее. С недавнего времени на схемах обозначается фиолетовым цветом.
10. Tvärbanan (твярбанан) - система скоростного трамвая, связывающая между собой спальные районы западных и южных окраин, обходя ценр города полукольцом. Функционально напоминает линию большого полукольца, разгрузившего центральную часть города и пересадочный узел в самом "сердце" Стогольма. Значительная часть участков линии обособлена и проложена в тоннелях или на эстакадах. На новых схемах имеет яркий оранжевый цвет.
11. В районах Liljeholmen, Solna и Sundbyberg пути проложены по проезжей части и движение трамвая совмещено с автомобильным, из-за чего на этих участках теряется главное преимущество скоростного трамвая - его обособленность. Скорость на таких участках значительно ниже, чем в тоннелях и на эстакадах.
12. В жилом районе Hammarby Sjöstad трамвай использует выделенную полосу для общественного транспорта.
13. Nockebybanan (ноккебюбанан) - трамвайная система, связывающая
станцию метро Alvik первой (зелёной) линии с частным сектором в жилом микрорайоне Nockeby. Весь маршрут линии проходит по обособленному полотну в частном секторе, но есть пересечения с автомобильными дорогами в одном уровне. Участков, совмещённых с автомобильным движением, на линии нет. На новой схеме обозначается тёмно-серым цветом.
14. Lidingöbanan (лидингёбанан) - система пригородного трамвая, связывающая конечную станцию метро Ropsten второй (красной) линии с островом Lidingö в пригороде Стокгольма. Система является гибридом трамвая и железной дороги, оборудована железнодорожной централизацией и переездами с автомобильным транспортом, оснащёнными шлагбаумами и светофорной сигнализацией. На схеме с недавних пор обозначена коричневым цветом. Подробнее о системе
можно почитать здесь.
15. Трамвайная система острова Юргорден (Djurgårdslinjen, Spårväg City) - своеобразная система ретротрамвая, восстановленного обществом энтузиастов-любителей исторического трамвая в 1990-х, связывающая район Центрального вокзала с музейным островом Юргорден в центральной части города. На линии в летний период эксплуатируются трамвайные вагоны периода 1920-х, 1940-х и 1960-х годов.
16. После продления линии до площади Сергеля на маршруте начали эксплуатировать и современные вагоны. Около полугода назад линия была продлена до
Центрального вокзала. В отличии от других систем городского рельсового транспорта Стокгольма, данный маршрут является единственным, не имеющим полностью обособленных участков и весь проходит по проезжей части. На современных схемах линия обозначается серым цветом.
17. В довершение слегка коснёмся нерельсового транспорта. Как упомяналось выше, здесь так же популярны автобусы и паромы.
18. Кроме обычных дизельных автобусов на некоторых маршрутах можно также встретить гибридные и электроавтобусы, подзаряжающиеся на конечных остановках. На конечной такого маршрута над местом остановки электроавтобуса распологается зарядное устройство с пантографом, опускающимся во время подзарядки аккумуляторов. На подзарядку обычно уходит около шести минут - среднее время стоянки на конечной, а зарядки должно хватить на весь маршрут.
19. Поскольку Стокгольм построен на 14 островах, здесь не обойтись и без упомянутого ранее водного транспорта. Небольшие накатные городские паромы, так же выполняющие транспортную функцию, связывают несколько пристаней города. Все суда, эксплуатирующиеся на городских марштурах, приписаны к порту Стокгольм.
20. Большинство городских пристаней, за небольшим исключением, оборудовано турникетами и пандусами для людей с ограниченными возможностями. Часть промежуточных "остановок" городского парома оборудована кнопками остановки по требованию. В основном это касается тех причалов, которыми жители и гости города пользуются редко.
21. На все виды городского транспорта, включая метро, трамваи, автобусы, пригородные электрички в пределах округа и городские паромы, действует общий единый вид проездных документов. Существуют проездные билеты как на разовый проезд, так и длительного действия (24 часа, 72 часа, 7 дней, 30 дней, 90 дней, 1 год).
22. Благодарю за внимание!