Транспорт Хельсинки сегодня

Jan 05, 2024 22:07

Хельсинки - столица и самый крупный город Финляндии, насчитывающий около 650 тысяч жителей и распологающийся на юге страны на берегу Финского залива Балтийского моря, имеющем в этом месте довольно изрезанную береговую линию. Вместе с городами-спутниками Вантаа, Эспоо и Кауниайнен город образует столичный регион Финляндии населением более 1 миллиона человек, а вместе с пригородами, в которые входят ещё 8 коммун - территорию "Большого Хельсинки" (фин. "Suur-Helsinki", швед. "Storhelsingfors"). Столичный регион является центром бизнеса, образования, культуры и науки Финляндии, поэтому не случайно транспорт в этой части страны считается наиболее развитым. Уверен, что с общественным транспортом города Хельсинки знакомы многие, однако течении последнего десятилетия транспорт города и региона автивно развивался в довольно интенсивном (скорее бешеном) темпе, что и дало повод к написанию этого обзора. Итогом такого бешеного темпа развития к концу ушедшего 2023 г. стала нынешняя транспортная сеть, включающая к настоящему моменту системы обычного и скоростного трамвая, две разновидности пригородных электричек, использующих инфраструктуру железных дорог страны, одну линию метро с вилочным движением и несколько разновидностей автобусов. В тарифную зону HSL входят также маршруты паромов на острова крепости Свеаборг, но во избежании большого объёма фотоконтента в рамках одного обзора хотелось бы написать о них отдельный и более детальный обзор. Весь общественный транспорт города и региона управляется компанией HSL - Helsingin seudun liikenne, что в переводе означает "Хельсинкский региональный трафик", а территория, обслуживаемая компанией, делится на четыре тарифные зоны, обозначенные буквами A, B, C и D.

Зона A - административный центр города, расположенный на полуострове в южной части
Зона B - территория Хельсинки, простирающаяся главным образом к северу и востоку от центра
Зона C - города-спутники Эспоо, Вантаа и Кауниайнен, граничащие с Хельсинки на западе и севере
Зона D - ближайшие пригороды "Большого Хельсинки", входящие в тарифную зону (не все!)

В большинстве случаев для проезда на общественном транспорте доступны сразу несколько зон в зависимости от стоимости билета: AB, ABC. ABCD, BC, BCD, CD и D. Есть причины, по которым я не могу назвать транспортную систему Хельсинки идеальной, однако по сравнению с аналогичными недавно описанными мной здесь транспортными системами Варшавы или Осло, в некоторых моментах организации транспорт Хельсинки на мой взгляд значительно выигрывает, хотя и заметно проигрывает транспортной системе Стокгольма. Далее кратко о каждом виде транспорта города Хельсинки, его достониствах и недостатках (за исключением паромов на острова).




1. Трамвай. Является основным видом транспорта в центральной части города, которая почти полностью умещается в тарифной зоне A. Преставляет собой "классическую" в понимании большинства жителей крупных городов трамвайную систему с совмещёнными и выделенными полосами для движения, проложенными по улицам города. Некоторые довольно узкие улицы в центральной части Хельсинки закрыты для личного транспорта, но при этом достаточно удобны и безопасны для движения пешеходов, а также открыты лишь для проезда трамваев и такси.


2. Однако без критики даже здесь не обойтись. Самый большой, на мой субъективный взгляд, недостаток трамвайной сети города, который убивает все её плюсы и достоинства - маршруты постоянно меняются и реорганизуются. По причине довольно быстрого и интенсивного роста трамвайной сети это происходит настолько часто, что многие местные жители порой не знают каким маршрутом нужно воспользоваться для поездки по центральной части своего собственного города в том или ином направлении, поскольку не успевают следить за измемением трамвайных маршрутов (не говоря о туристах).


3. Подвижной состав трамвайной системы представлен старыми вагонами Valmet и более новыми Transtech Artic, получившими дальнейшее развитие для использования на линии хельсинкского скоростного трамвая Raide-Jokeri, связавшего чуть более двух месяцев назад окраины Хельсинки с городом Эспоо, и трамвая города Тампере, открытого пару лет назад и в этом году получившего продление. Весь подвижной состав городской трамвайной сети расчитан на колею 1000 мм и является односторонним с выходами только на правую сторону, а конечные пункты оборудованы разворотными кольцами.


4. Внимания также заслуживают трамвайные вагоны Variotram постройки компании Bombardier, эксплуатирующиеся в Хельсинки вплоть до 2018 г., но впоследствии возвращённые компании по причине быстрого износа тележек из-за обилия поворотов малого радиуса на узких улицах в центральной части Хельсинки. На основе опыта проб и ошибок данной модели была разработана и создана упомянутая выше модель Transtech Artic. Весь трамвайный подвижной состав в городе имеет низкий уровень пола, а старые вагоны Valmet имеют среднюю секцию с низким уровнем пола.


5. Прочий рельсовый транспорт города нацелен на поддержание связи между центром города, спальными окраинными районами и пригородами. В эту категорию общественного транспорта входят метро, пригородные электрички и скоростной трамвай "Raide-Jokeri", открытый чуть более двух месяцев назад. Эти три транспортные системы связаны функционально, но каждая из перечисленных может отличаться подвижным составом, способом токосъёма и шириной колеи, из-за чего заслуживает отдельного упоминания. И начать предлагаю с системы метро.


6. Метро. Состоит из единственной линии длиной около 43 км, протянувшейся с востока на запад, с вилочным движением на востоке. Образует пассажирскую связь между центром Хельсинки, его восточными спальными окраинами, а также южной и западной частями города Эспоо. Станции под центральной частью города являются подземными вырубленными в скалах и аналогичны двухсводчатым станциям лондонского типа без центрального зала. Фото: станция "Kamppi", связанная с одноимённым торговым центром и подземным Центральным автовокзалом города.


7. Некоторые станции имеют украшения в виде арт-объектов. Один из таких - пучки указателей городов, расположенные под сводом станции "Kamppi" прямо над платформой, подсвеченные прожекторами с двух или трёх сторон. Концепция арт-объекта такова, что указатели расположены в направлении городов, к которым обращены, прямо через толщу земного шара, а направления были определены географическим факультетом Хельсинкского университета. Города были выбраны случайным образом, к примеру на фото ниже присутствуют Мадрид, Владивосток и шведский Йёнчёпинг.


8. А здесь можно найти Лондон, финские Тампере, Турку, Эспоо и Рованиеми, а также шведский Лулео и норвежский Осло.


9. В аванзале станции "Rautatientori" (Железнодорожная площадь), расположенной под Центральным железнодорожным вокзалом Хельсинки и являющейся самой оживлённой станцией метро в городе, есть скульптурная композиция финской скульпторши Sanna Karlsson-Sutisna, воплощённая в камне и названная "Человеческие лица в пяницу вечером".


10.


11. Некоторые "Лица в пятницу вечером" даже целуются.


12. Аванзал станции "Rautatientori", расположенный между двумя боковыми залами, в которые прибывают поезда. В левой части кадра - лифты, ведущие на поверхность, а эскалаторы начинаются из другого аванзала. Фрагменты скульптурной композиции, представленной на фото выше, видны в правой части кадра и со стороны напоминают окаменелости на металлических стержнях.


13. Выходя за пределы центральной части города в восточном направлении, линия метро продолжается по поверхности, уходя в спальные окраинные районы города, расположенные на востоке Хельсинки. Станция метро "Kalasatama" (Рыбная гавань), построенная в 2007 г. с боковыми платформами на действующем наземном участке метро без прекращения движения (привет "Технопарку" в Москве).


14. Станция "Kulosaari", находящаяся на одноимённом острове в черте города, куда поезда попадают по метромосту. Особенность наземных станций метро Хельсинки, строившихся в восточной части города, состоит в том, что не смотря на то, что станции строились на открытых участках, они являются крытыми и остеклёнными, защищёнными от ветра и осадков.


15. За единственным исключением - небольшая часть платформы станции "Kulosaari" является открытой и не имеет даже защищающего от осадков навеса. Этот короткий участок платформы, расположенный в восточной части станции с противоположной от выхода стороны, является единственным подобным местом в метро Хельсинки.


16. Станция "Puotila". Ещё одна крытая наземная станция, хотя на первый взгляд и напоминает подземную станцию мелкого заложения, но её наземное расположение выдаёт окно в левой части кадра, из которого на станцию льётся дневной свет. Ещё большую путаницу с её расположением относительно уровня земли вносит факт, что по причине сложного рельефа местности отправляясь со станции в обоих направлениях поезда ныряют в туннели - в направлении центра уходит подземный перегон к станции "Itäkeskus", а в противоположном направлении - тоннель к метромосту Вуосаари.


17. Станция "Itäkeskus" - также крытая наземная станция и единственная в метро Хельсинки узловая станция, откуда в восточном направлении начинается вилочное движение: поезда следуют к станциям "Vuosaari" и "Mellunmäki" поочерёдно. На станции уложено три пути и две пассажирские платформы, одна из которых, обслуживающая направление в сторону центра города, является островной (в правой части кадра), а другая, обслуживающая оба восточных направления - боковая. Станция расположена со стороны входа в торговый центр "Itäkeskus".


18. Осенью 2017 г. единственная линия метро была продлена в западном направлении и достигла южной части города Эспоо. Участок построен подземным на всём портяжении, а станции - односводчатыми с узкой и более короткой пассажирской платформой. Укороченная длина платформ была связана с расчётом на более короткие составы, пуск которых планировался с гораздо большей частотой и более короткими интервалами. Фото: станция "Lauttasaari" на новом участке линии, принявшая первых пассажиров в 2017 г.


19. С открытием первой очереди западного продления линии планировалось, что поезда начнут ходить без машинистов, а пассажирские платформы станций будут оборудованы прозрачными дверьми, открывающимися одновременно с дверьми поезда при его прибытии, но увы, сбыться этим амбициозным планам было не суждено. Подробнее об этом можно почитать в моём кратком обзоре, посвящённом первой очереди п р одления линии. Фото: станция "Keilaniemi", являющаяся первой, расположенной на территории города Эспоо.


20. Вторая и завершающая очередь продления линии на запад состоялась около года назад, в результате чего линия достигла западной черты города Эспоо. Краткую информацию об этом можно найти в моём ещё относительно свежем кратком обзоре по станциям нового участка, вышедшем спустя неделю после открытия по нему движения с пассажирами. Фото: станция "Kivenlahti", находящаяся на западной окраине Эспоо.


21. Линия метро обслуживается составами из вагонов трёх типов - M100, M200, M300. Вагоны типа M100 местного производства поставлялись в период 1977 - 1984 гг., сочленённые вагоны M200, построенные в Германии компанией Bombardier - в период 2000 - 2001 гг., а составы из вагонов M300 испанской компании CAF - в период 2014 - 2016 гг. Четырёхвагонные составы M300 оснащены возможностью беспилотного управления, однако на сегодняшний день пока тестируются и уплавляются машинистами. Каждый состав имеет длину двух вагонов M200 или четырёх вагонов M100.


22. Длина пассажирских платформ на станциях в центральном и восточном Хельсинки составляет 135 метров и способна вместить до 6 вагонов. Длина пассажирских платформ новых станций, открытых в период 2017 - 2022 гг. при продлении линии в Эспоо, составляет всего 90 метров и способна вместить до 4 вагонов. Все станции оборудованы эскалаторами и лифтами для маломобильных граждан. Фото: аванзал станции "Helsingin Yliopisto" ("Университет Хельсинки", до 2015 г. "Kaisaniemi"), из которого начинается подъём к выходу на поверхность.


23. Пригородные электрички. С помощью электричек осуществляется связь между центром Хельсинки, северными спальными районами города, городом Вантаа, центральной частью города Эспоо и пригородами, входящими в тарифную зону HSL. Однако компании, управляющей общественным транспортом Хельсинки, принадлежит лишь часть маршрутов, вторая часть которых относится к компании VR Group, ответственной за национальные перевозки по железным дорогам Финляндии, и охватывает гораздо большую территорию, находящуюся за пределами тарифной зоны HSL.


24. Не смотря на то, что маршруты электричек принадлежат двум разным компаниям, они имеют общую буквенную систему обозначения. К компании HSL, управляющей городским и пригородным транспортом Хельсинки, относятся маршруты, обозначенные буквами A, E, U, L, Y, I, P, K, связывающие Хельсинки с восточным и центральным Эспоо, Кирконумми, аэропортом Вантаа и Керава. Однако маршруты, обозначающиеся буквами R, T, D, Z и выходящие далеко за пределы тарифной зоны HSL, обслуживаются национальной железнодорожной компанией VR Group.


25. Маршруты пригородных электричек HSL считаются наиболее близкими, курсируют с большим количеством остановок и редко уходят дальше, чем на 20 км от Хельсинки, исключая линии на Кирконумми и Керава. Минимальная частота движения на маршрутах, обслуживающих сообщение с городом Эспоо и аэропортом Вантаа составляет от 10 минут в часы пик, на остальных маршрутах - от 15 минут. Подвижной состав пригородных электричек компании HSL представляют четырёхвагонные составы Stadler FLIRT, получившие на железных дорогах Финляндии серию Sm5.


26. Швейцарские Stadler FLIRT заменили на пригородных линиях Хельсинки более старые составы из вагонов местного производства серий Sm1 и Sm2. Составы из вагонов Sm1 и Sm2 формировались из двухвагонных секций, где один из вагонов являлся моторным, а второй - прицепным, при этом оба имели кабину управления. Составы могут формироваться из трёх двухвагонных секций, образуя шестивагонный состав. На сегодняшний день вагонов Sm1 уже не осталось в эксплуатации, а вагоны серии Sm2 ещё можно изредка встретить. К примеру, Sm2-6275 в составе, следующем в депо.


27. Маршруты, обслуживающиеся компанией VR Group, являющейся оператором национальных железных дорог Финляндии, совершаются на более длинных дистанциях меньшим количеством остановок. Электричками этих маршрутов обслуживаются направления на Рийхимяки и Лахти, также несколько рейсов в день направлением на Рийхимяки продлены до Тампере. Линии обслуживаются составами из вагонов Sm4 производства CAF и Alstom, распологающих к поездкам в более комфортабельных условиях, из-за чего этот тип подвижного состава не используется на близких маршрутах.


28. Скоростной трамвай "Raide-Jokeri". Нынешнее рабочее название сисемы происходит от аббревиатуры, образованной от "JOukkoliikenteen KEhämäinen Runkollnja Investointi", что приблизительно означает "инвестиции в кольцевую магистраль общественного транспорта", а приставка "raide" указывает на принадлежность системы к рельсовому транспорту. Система начала свою работу чуть более двух месяцев назад и представляет собой трамвайный маршрут, проходящий наибольшей частью по обособленным путям и связывающий восточную окраину Хельсинки с южной частью Эспоо.


29. Трамвайная линия факически заменила автобусный маршрут № 550 магистральной линии "Jokeri", связывающий восточные окраинные районы Хельсинки с южными и восточными районами Эспоо, обходя центральную часть города вдоль первой кольцевой дороги, но следуя через жилые и офисные районы вдоль неё. Трамвайному маршруту выделен маршрутный номер 15, однако на сегодняшний день линия не имеет связи с городской трамвайной сетью Хельсинки. На маршруте всего 34 остановки, находящихся на расстоянии около 800 метров друг от друга.


30. На линии организованы пересадки на станции метро и пригородных электричек, маршруты которых проходят поблизости от неё. На расположенных поблизости станциях метро и электричек одновременно с открытием трамвайной системы появилась соответствующая навигация на полу. Фото: указатель пересадки на трамвай на станции "Keilaniemi", находящейся в Эспоо.


31. Для трамвайной системы была выбрана метровая колея, шириной 1000 мм, аналогичную которой использует городская трамвайная сеть Хельсинки, однако в ближайшее время объединение проходящего по окраинам скоростного маршрута с трамвайной сетью в центральной части города не планируется. В ходе проектирования имели место предложения использовать стандартную европейскую колею 1435 мм, что при эксплуатации в Хельсинки русской колеи 1524 мм на железных дорогах и метро и метровой колеи 1000 мм на линиях трамвая выглядело бы довольно нелепо.


32. В качестве подвижного состава на скоростном трамвайном маршруте эксплуатируются двусторонние вагоны Artic X54 с пятью секциями и четырьмя "гармошками", являющиеся развитием односторонней трёхсекционной модели Transtech Artic, эксплуатирующейся на трамвайных маршрутах в центральной части Хельсинки. Аналогичная двустороняя трёхсекционная модель Artic X34 эксплуатируется на европейской колее 1435 мм относительно недавно открытой трамвайной системы города Тампере.


33. Автобусы. Этот вид транспорта можно встретить практически в любой точке Хельсинки и региона, куда не дотягиваются линии метро, пригородных электричек и трамвая, тем не менее сеть автобусных маршрутов привязана к терминалам, расположенным у станций метро или электричек. В отличии от других видов транспорта, автобусные маршруты могут обслуживаться различными частными перевозчиками, в результате чего парк может быть весьма разнородным, однако не смотря на это все машины, работающие на регулярных маршрутах, имеют единую сине-белую схему окраски.


34. Исключение здесь составляют автобусы, работающие на особых магистральных маршрутах, имеющие отличающуюся оранжево-белую расцветку. Идея магистральных автобусных маршрутов основана на связи между отдалёнными друг от друга спальными районами и пригородами аналогично системам метро или электричек и получила развитие в 2013 г. после преобразования автобусного маршрута № 550, существующего с 2003 г. На сегодняшний день магистральными являются автобусные маршруты 20, 30, 40, 200, 300, 400, 500, 510, 550, 560, 570, 600 (ничего не забыл?).


35. Кроме регулярных и магистральных автобусных маршрутов в Хельсинки и регионе существуют также районные, выполняемые автобусами меньшего размера и салоном, вмещающим около 15 пассажирских мест. Автобусы районных маршрутов имеют аналогичную регулярным автобусам схему окраски и работают по тому же принципу, но могут передвигаться по более узким жилым улицам с извилистыми маршрутами и крутыми поворотами, благодаря чему используются для поездок между различными точками в пределах жилых районов - поликлиниками, магазинами, библиотеками и т. п.


36. В эксперементальном порядке на улицах Хельсинки также можно встретить беспилотные автобусы, курсирующие внутри жилых районов на небольшие расстояния (около 2,5 км) и связывающие их с ближайшей станцией метро. На сегодняшний день мне известно лишь два подобных маршрута, обслуживаемых беспилотной техникой - 26R и 90R в районах Kalasatama и Vuosaari соответственно. Оба маршрута не являются регулярными и курсируют лишь во время тестирования и испытаний, благодаря чему абсолютно бесплатны. Каждый такой автобус расчитан на 6 - 8 пассажирских мест.


37. Сеть автобусных маршрутов привязана к терминалам, расположенным у важнейших станций метро и пригородных электричек, откуда маршруты расходятся по району, который обслуживает конкретная станция. Наиболее крупные автобусные терминалы частично убраны под землю. К примеру, терминал у санции метро "Kamppi" в центральной части города расположился аж на двух этажах, верхний из которых находится на уровне земли и расчитан на 17 посадочных платформ, а нижний - в подземных помещениях, расчитанный на количество более 30 посадочных платформ.


38. Кроме "Kampi" подобными крытыми автобусными терминалами обзавелись станции метро "Matinkylä" (10 посадочных платформ) и "Espoonlahti" (6 посадочных платформ) в южном и западном Эспоо, построенные после продления линии метро на запад. Однако бывают случаи, что остановки автобусов располагаются прямо на улице. Один из примеров довольно удачного их размещения - на мосту через наземный участок метро у станции "Vuosaari". Здесь же, на мосту, находится один из входов на станцию метро, оборудованный эскалаторами и лифтами для спуска к пассажирской платформе.


39. Большинство автобусов с двухзначными номерами маршрутов курсируют в черте города Хельсинки и редко выходят за его пределы, в то время как значительная часть автобусных маршрутов, имеющих трёхзначные номера, частично или полностью пролегает за пределами городской черты Хельсинки и обслуживает столичный регион. Иногда к номеру маршрута добавляются буквенные индексы: A - удлинённый маршрут, B - укороченный маршрут (исключая 82B), K или T - маршрут расходится с основным, R - выполняется беспилотным автобусом, N - ночной маршрут и пр.


40.


Ну и конечно же согласно ежегодной традиции всех с Новым Годом!
Благодарю за внимание!

вагон, raide-jokeri, rautatientori, окрас, узкая колея, фото, скульптура, Хельсинки, перрон, рельсовый транспорт, hsl, скоростной трамвай, терминал, окраска, 1000 мм, вокзал, электротранспорт, nikon coolpix s4150, bombardier, Финляндия, платформа, artic x54, keilaniemi, kamppi, автобус, kivenlahti, 22, sm5-22, Центральный вокзал, обзор, искусство, sm5, Riihimäki, метровая колея, подвижной состав, фотообзор, 6417, Itäkeskus, автовокзал, город, puotila, автобусы, Хельсинки-Центральный, фотоэкскурсия, мост, беспилотный автобус, transtech artic, vr, aleksanterinkatu, 6275, состав, sm4-6417, kalasatama, фоторепортаж, kulosaari, общественный транснпорт, sony dsc-wx350, sm2, sm4-6411, 6411, sm2-6275, Сенатская площадь, навигация, sm4, Эспоо, электричка, вагоны, станция, vuosaari, vr group, метро, Škoda, пути, 1524 мм, Пасила, рельсы, железная дорога, helsinki yliopisto, поезд, впечатления, критика, nikon, kaisaniemi, расцветка, lauttasaari, метрополитен, Центральный автовокзал, электропоезд, транспорт, m100, Рийхимяки, перегон, m300, Скандинавия, ВР, трамвай, sony, автобусная станция

Previous post Next post
Up