Недавний обзор в одном из сообществ навеял поразмышлять о Литве - стране, которая впервые на моей памяти начала эксплуатировать пассажирский подвижной состав с низким уровнем пола на постсоветском пространстве. Это были двухэтажные электропоезда Škoda серии EJ575, постепенно заменившие советские электрички на пригородных маршрутах. Позже идею низкопольного подвижного состава в различных видах пассажирского сообщения подхватила Беларусь, потом Украина, а затем и другие республики бывшего СССР. Однако сегодня далеко не весь подвижной состав железных дорог Литвы даже в пригородном сообщении имеет низкий уровень пола.
1. Откровенно говоря электропоездов на железных дорогах Литвы не так много, поскольку контактная сеть здесь тянется на расстоянии немногим более 100 км, уже почти пол века связывая Вильнюс и Каунас (с ответвлением на Тракай), и лишь недавно дошла до границы с Белоруссией. Немногочисленные участки, оборудованные контактной сетью, электрифицированы переменным током напряжением 25 кВ с частотой 50 Гц. В качестве пригородных электричек на них и эксплуатируются трёхвагонные двухэтажные электропоезда Škoda EJ575.
2. Škoda EJ575-007 на первом пути, станция Вильнюс. Серия, расчитанная на советскую колею и напряжение в контактной сети 25 кВ 50 Гц переменного тока, является модификацией эксплуатируемых на железных дорогах Чехии двухэтажных электропоездов Škoda EJ471, предназначавшихся для европейской колеи и напряжения в контактной сети 3000 В постоянного тока. В остальном, не считая ширины колеи и напряжения в контактной сети, серия EJ575 является полным аналогом своего "старшего брата" EJ471 для железных дорог Чехии.
3. Škoda EJ575-001 на Тракай, станция Вильнюс. Хронологически первый состав, построенный для железных дорог Литвы. По аналогии с серией EJ471 для железных дорог Чехии, на базе которой проектировался, состав включает три вагона, каждый из которых также имеет свою серию. Головному моторному вагону присвоена серия 211, прицепному промежуточному - 444, а головному безмоторному с кабиной управления - 307. Все три вагона в составе имеют общий заводской порядковый номер, который соответствует номеру всего состава.
4. В одном из головных вагонов в составе есть салон первого класса, распологающийся на втором этаже. Сидения в салоне расположены с обеих сторон от центрального прохода по схеме 1+2, каждое место оборудовано столиком с откидной столешницей. Кресла в таком салоне имеют обивку из синего материала. В торце салона второго этажа располагается туалет.
5. В других двух вагонах второй этаж оборудован стандартными салонами второго класса для пригородного сообщения. Сидения в таких салонах расположены с обеих сторон от центрального прохода по схеме 2+2. В одном из торцов салона есть ряд кресел без подушек, расположенных спинками к окнам и ногами в проход. Обивка сидений в салонах второго класса имеет сиреневые тона с подушками из серой ткани.
6. Салоны первого этажа во всех трёх вагонах также второго класса с местами 2+2 относительно центрального прохода по стандартной схеме на всём протяжении. Обивка кресел такая же стандартная для второго класса. В среднем промежуточном вагоне на первом этаже обычно распологается автомат для кофейных напитков и чая.
7. В торцах вагонов также есть два коротких салона второго класса, расположенных на среднем промежуточном уровне между первым и вторым этажами. Места в этих коротких салонах располагаются ближе всего к выходам.
8. Škoda EJ575-008, станция Вильнюс. Начиная с неё электропоезда "Шкода" начали эксплуатировать на железных дорогах Литвы в "облегчённом" варианте в составах из двух вагонов без промежуточного. Такими же короткими на линиях можно увидеть составы EJ575-009 и EJ575-010.
9. Škoda EJ575-011 на пассажирском вокзале Минска. Начиная с 2018 года после завершения электрификации участка между белорусским Молодечно и станцией Новая Вильня в Вильнюсе трёхвагонные двухэтажные составы "Шкода" заменили дизельные поезда и рельсовые автобусы на маршруте между Вильнюсом и Минском. Растояние длиной около 200 км электропоезда преодолевают примерно за два часа.
10. Škoda EJ575-007 на станции Каунас.
11. Кроме железных дорог Чехии и Литвы, модификации двухэтажной "Шкоды" с низким уровнем пола эксплуатируются также на железных дорогах Словакии и Украины. Для Словакии была построена серия EJ671, расчитанная на двойное питание и европейскую колею. Для Украины существует серия EJ675, тоже расчитанная на двойное питание, но построенная на советскую колею. О последней надеюсь как-нибудь упомянуть в отдельном обзоре.
12. Кроме электропоездов Škoda для эксплуатации на электрифицированных маршрутах литовской железной дороги использовались также электропоезда серии ЭР9М, доставшиеся ей в наследие от СССР. По моим скромным подсчётам этой продукции РВЗ на железных дорогах Литвы ещё недавно оставалось аж целых два состава. Несколько лет назад один из них в минимально разрешённой для этой серии составности 4 вагона довольно регулярно появлялся на маршрутах и в работе не отставал от более комфортабельных двухэтажных Škoda.
13. ЭР9М-381 на Тракай, станция Вильнюс. Интересно, он ещё в строю?
14. Встреча поколений - Škoda EJ575-010 и ЭР9М-381, станция Вильнюс.
15. Остальные пригородные направления сети литовских железных дорог не электрифицированы и в пригородном сообщении в подавляющем большинстве здесь эксплуатируются дизельные поезда и рельсовые автобусы. Значительную часть пригородных маршрутов на дизельной тяге обслуживают дизельные поезда серии ДР1А, также доставшиеся железным дорогам Литвы в качестве наследия СССР, но есть и составы, построенные в Риге уже после развала державы.
16. Пригородный дизельный поезд ДР1А-328 на Турмантас, станция Вильнюс. Построен на Рижском вагоностроительном заводе в 1995 году, с того времени и работает на пригородных маршрутах железных дорог Литвы в трёхвагонном исполнении с одним моторным вагоном. Маршрут на Турмантас около двух лет назад был продлён до латвийского Даугавпилса, став международным.
17. Безмоторная голова ДР1А-328.
18. Герои советского наследия - ЭР9М-381 и ДР1А-451.
19. Вплоть до периода 2008 - 2009 гг. на пригородных маршрутах также эксплуатировались более старые дизельные поезда серии Д1, построенные на предприятии Ganz-MAVAG в Венгрии для железных дорог СССР, но ввиду возраста были списаны. На постсоветском пространстве эта серия сохранилась в эксплуатации лишь на железных дорогах Украины и Молдавии, а здесь её благополучно заменила продукция польского концерна PESA, взяв на себя не менее значительную часть пригородных маршрутов.
20. Рельсовый автобус PESA 620M-017, станция Вильнюс. На мой взгляд одна из самых распостранённых серий подвижного состава, эксплуатируемых в пригородном сообщении на железных дорогах Литвы. В небольших количествах аналогичный подвижной состав в пассажирском сообщении на постсоветском пространстве можно также встретить на железных дорогах Белоруссии и Украины.
21. PESA 620M-014, станция Вильнюс. Рельсовый автобус прибывает из международного аэропорта Вильнюса. Маршрут кажется уникальным для жителей крупных мегаполисов из-за времени в пути между вокзалом и аэропортом - оно составляет от 4 до 7 минут.
22. Литовский "аэроэкспресс" PESA 620M-018 у платформы станции "Аэропорт" (лит. "Oro Uostas").
23. Станция "Аэропорт" находится на однопутной железной дороге Вильнюс - Лида, не имеет путевого развития и представляет собой короткую платформу, оборудованную лифтом, поднимающим людей к остеклённому коридору, который в свою очередь ведёт прямо к зданию международного аэропорта, находящегося неподалёку от этой железной дороги.
24. Хоть станция и не имеет путевого развития, однако выходной светофор на ней присутствует как и на любой станции. Табличка L1 на мачте светофора означает, что это выходной светофор чётного направления на первом пути, который ввиду отсутствия на станции путевого развития является здесь единственным.
25. В небольших количествах на пригородных маршрутах эксплуатируются польские двухвагонные рельсовые автобусы PESA серии 630M и российские РА2 производства мытищинского завода "Метровагонмаш". До электрификации железнодорожного участка между Новой Вильней в Вильнюсе и Молодечно в Белоруссии двухвагонные рельсобусы PESA 630M также можно было встретить на маршруте между Вильнюсом и Минском.
26. Кадр с PESA 630M-006 сообщением Вильнюс - Минск, ставший теперь историческим. Сейчас этот маршрут отдан электропоездам Škoda EJ575. Поезда на этом маршруте не делают остановку на границе Литвы и Белоруссии для прохождения паспортного и таможенного контроля, из-за чего пассажирская платформа, с которой отправляются эти поезда, является таможенной зоной и попасть на неё можно лишь пройдя паспортный и таможенный контроль на станции.
27. Рельсовый автобус PESA 630M-005 на пригородном маршруте, станция Вильнюс.
28. Маршрут Вильнюс - Минск частично отслуживается и подвижным составом Белорусской железной дороги. До электрификации направления на Минск это были польские трёхвагонные дизельные поезда PESA серии 730M, получившие на железных дорогах Белоруссии серию ДП3, и два дизельных поезда серии ДР1Б, построенные в Риге специально для Белорусской железной дороги. На фото дизельный поезд ДП3-003 у платформы на Минск, находящейся в таможенной зоне станции. Сейчас их заменили электропоезда Stadler FLIRT.
29. Вид на станцию Вильнюс.
30.
Благодарю за внимание!