До сего момента позволила я себе лишь один раз согрешить - показать у себя в журнале фотографию полотенца, которую я сделала в тверском музее крестьянского быта. И объяснила, почему сошла с пути добродетели - без показа этого полотенца невозможно было атрибутировать другое полотенце, абсолютно безродное, которое я опубликовала в журнале (
http://tradtextil.livejournal.com/107002.html ).
А вот сейчас согрешу второй раз. Пущай камни кидают. Камни всё равно кидают. Было бы в кого кидать, а кому кинуть всегда найдётся. С этой стороны дефицита ни в какие времена не наблюдалось.
Теперь объясняю, почему второй раз согрешу.
В связи с просмотром передачи ТВ "Вологодская вышивка" (
http://nar-art-textil.livejournal.com/20468.html ), решила я пересмотреть те фотографии из экспозиции вологодского музея ( той самой, которую так подло охраняли от народа вологодские науковцы), которые у меня есть. Много разных интересных вопросов опять напомнило о себе!
Уж давно я не в состоянии "весь поток сознания по теме" отображать в своём журнале, но иногда хочется какие-то вешки расставить...
Итак, дама с поднятыми вверх руками. Иногда в полный рост, иногда в поясном изображении. Иногда взобравшись на вершину древа или часовенки, а иногда внутри часовни или храма. Иногда она просто воздевает вверх руки - как, например, богоматерь "оранта", известнейшая из всех - оранта в киевской Софии.
Сколько у неё обличий! Вот например, пси-образный знак, которым испещрены русские и финно-угорские вышивки, и не только они - это пиктограмма оранты?
Часто дама держит в своих руках то веточки, то свечечки, а то и птичек...
Как известно, насчёт фэнтэзи у нас круто. Как от великого до смешного - один шаг, так и от науки до фэнтэзи - ещё ближе. На догадку и версию все имеют право, без них никак нельзя. Но вот как отличить хорошую музыку от плохой? Это проблема!
Не знаю - не знаю, но кажется мне, что в этой консерватории что-то не так. Есть версия, которую многие считают уж доказанным-установленным фактом - баба держит в руках гребни! Обычные чесальные гребни, потребные при производстве ниток из растительных волокон - льна там, конопли ли, крапивы ли... Вот так в каждой руке по гребню держит и всех несогласных стращает! Чуть зазевался кто - она хрясть по башке - сразу во гребень уверуешь!
И так ладно вокруг этого беллетристика закрутилась, уж тут и ариадны всякие, и парки, и кого-только нет в апофеозном судьбоносном хороводе. Подумаешь - подумаешь, да как сам-станиславский и возопишь трубным гласом: не верю!
Доказать-то в наших дебрях ничего нельзя, убедить тем более - все вокруг страстно во что-нибудь уже верующие.
Да и как не верить? Смотрите, какое доказательство! Просто смотрим на картинку - это кропчик из фотографии, сделанной в вологодском музее - там, где снимать нельзя, но форточковеды знают, когда тоже нельзя, но вдруг в какой-то момент каким-то только им известным способом можно, в смысле возможно:
И вы ещё сомневаетесь, что эта баба держит в каждой руке по чесалу? Да раскройте вы свои глаза пошире, посмотрите непредвзято - вы видите, что у неё вместо головы? Это ж вороба и нитки намотаны уж не в один слой!!! Разве может быть доказательство доказательнее? Пусть дураки сколько угодно говорят, что это оранта - такая же, как киевская. Пусть дураки сколько угодно говорят, что она обращается к высшему, к божественному, непостижимому! Мы-то ясно видим, что баба занимается ремеслом и об этом у неё все мысли намотаны. Да и какие у неё руки - что у неё по 6 пальцев на каждой руке, что ли?
.
.
.
Отстранившись от сильно верующей в чесало публики, вижу всё то же - оранту. Несмотря на чесала, вороба с намотанными нитями и шестипалую аномалию...
Кстати, мотив очень богатый. Наша дама взобралась здесь на вершину голбца - это по-нашему!