В продолжение предыдущего сообщения - впечатления о телевизионной передаче "Вологодская вышивка" ( см. её в записи:
http://nar-art-textil.livejournal.com/20468.html )
По поводу подачи материала я высказалась ранее. Теперь некоторые впечатления о содержании. Чуть-чуть, но...
Начать придётся издалека, но недолго :)
Советская наука (как институт) народным искусством занималась, конечно, мало. Фундамент от неё остался шаткий. Скомпрометировала она себя и, как ни странно в эпоху-то материализма и культа точного знания, буйным фэнтэзи ( квадратиками засеянного поля с зёрнышками, срубами, рисунками мамонтового дентина...) и невежеством в отношении техник вышивки - без скрежета зубовного читать литературу, касающуюся народной вышивки, невозможно - она изобилует как очевидными грубыми ляпами, так и дикой путаницей в терминах. Вообще терминология по вышивке находилась в состоянии полного варварства, что мы и сейчас никак не можем расхлебать.
Постсоветсткая наука как институт представляет собой зрелище попросту странное. Но и в своём сюрреалистическом дизайне она обнаруживает удивительное и поразительное родство с "солидной" советской наукой. Как по части невиданного расцвета оголтелого фэнтэзи, так и по части ещё более оголтелого невежества в техниках вышивки. Беда какая-то...
Смотрю, слушаю и изумляюсь.
Граждане, мож кто объяснит бедному ограниченному и тупому охлосу, как удивительный ход передовой музейной мысли дошёл вот до таких высот и как усмирить в своей бедной голове бушующий в ней когнитивный диссонанс? С одной стороны никакими бесчинствами так и невытравленное до конца иррациональное уважение к музейному сословию, а с другой стороны - крохи здравого смысла, затравленно мечущиеся в дезориентированной голове - кому верить???
Вот поймала на экране тень полотенца. Такие полотенца со всевозможными вариациями видели мы неоднократно:
Поймала тень и еле-еле после многочисленных прокруток записала русскими словами текст, произнесённый рассказчицей при демонстрации этого полотенца. Даже моя отвязанная авторская пунктуация пасует перед таким шедевром. На подходе к порогу потустороннего мира достаточно гладкая устная речь*) рассказчицы вдруг вошла в зону отчаянной турбулентности. И как только рассказчица вышла из этой аномальной зоны и перешла к земным вопросам техники, её речь опять обрела спокойную размеренность:
""... есть такой замечательный регион - Тарнога...где проживали конечно особо талантливые вышивальщицы. Их рукам принадлежат много композиций, таких особенных, характерных только для этого края.
Вот одна из характерных композиций для тарногской вышивки:
женская фигура с поднятыми вверх руками и вокруг неё вот такие потоки воды это или это воздуха всего скорее это какие-то движения воды.
Это полотенце выполнено в технике счётного креста и росписи... мы знаем, что техника креста - она не даёт двустороннего изображения**)..."
Я выделила жирным шрифтом зону турбулентности. Сижу и думаю - а вот с потусторонним шутки плохи - эвона как бес слова запутывает!
Не ходите, дети, в Африку гулять!
_____________________________________________
*) Конечно, устную спонтанную (а не прочитанную по бумажке) речь никак нельзя судить по законам написанного текста. То, что в устной речи - вполне допустимая шероховатость, в письменном виде выглядит уже вызывающе - но я писала не об этом...
**) Интересно, "техника счётного креста"... А что, несчётного креста так много, что следует особо оговаривать, что это - счётный крест?
И при таком тонком различении вариантов креста ( раз есть счётный, значит, есть и не счётный? ) рассказчица уверена, что счётный крест - шов не двусторонний . И представляет таким образом некое консолидированное мнение ("мы знаем..."). А как же тамбовский крест? Вот уж точно на участке, который вышит тамбовским крестом, не определишь, где лицо, а где изнанка (даже роспись - и ту раскусить можно - по нюансам исполнения - где лицо, а где изнанка, а тамбовский крест - ну никак!).