Размышления у парадного подъезда. Вологда. Чувство унижения.

Mar 21, 2014 11:47




Несколько лет назад я основала сообщество "Народное искусство - текстиль" ( http://nar-art-textil.livejournal.com )- в наивной надежде, что оно сможет стать народным музеем, где люди смогут опубликовать какие-то имеющиеся у них вещи, поведать о них миру, помочь тем, кто всего этого не имеет и не видит в музеях. Представьте себе, что откликнулись бы все те, кто такие вещи имеет хоть в каком-то количестве, хоть в каком-то качестве, и при этом зачем-то за чем-то заходит в мой журнал - таких точно не мало. Ну и выставили бы хотя бы по одной вещичке - ведь никто не думает, что люди бросят все свои дела и начнут оцифровку и тотальную выкладку своих авуаров - кстати, это требует времени и много времени требует, если такую работу расширить! Ну так хоть бы по одному предметику? Но этого не произошло. Опубликованные в сообществе предметы можно пересчитать по пальцам. Они есть! Но движухи не случилось, задумка моя провалилась. И я признала свою неизбывную наивность. Так дальше со своей наивностью и живу...

Большую часть сообщений в еле живом (но живом!) сообществе составляют репортажи из музеев - они очень ценны! Часто это репортажи из труднодоступных для большинства читателей музеев, в которых это большинство никогда не побывает, - поэтому такие репортажи вдвойне ценны - спасибо и поклон всем авторам сообщества!

Сегодня в сообществе появилась ссылка на теле-видеоматериал о Вологодском музее. Насколько я поняла, автор-задумщик - Ольга Климова (я с ней не знакома, если не ошибаюсь, это мастер и педагог "Русских начал", прошу извинить, если неточно обозначила статус), а главное действущее лицо - Надежда Кутекина, хранитель отдела тканей Вологодского музея.

Видео в интернете воспринимаю с раздражением - оно раздражает также, как магнитофонная лента. Приходится смотреть всё подряд, чтобы не пропустить что-то интересное. То ли дело - текст с картинками - быстренько просмотришь, а если нужно - то углубляешься в неспешное чтение - но убыстряешься и замедляешься исключительно по своей воле. А тут помимо своего желания терпишь довольно длинные куски традиционного неспешного телевизионного "поэтически"-ликбезовского жанра - и собор покажут, и пейзаж, и детишек босоногих, и лошадь по лугу проведут, и ещё кучу жанровых зарисовок по всем советским мосфильмовским канонам. Это всё мило, конечно, и очень мило - когда на кухне чай вечерком пьёшь. Но когда хочешь выудить информацию по делу - собственно по вышивке, то ничего, кроме раздражения эти стандартные "поэтичности" не вызывают. Хорошо, правда, что при повторном просмотре уже можно ориентироваться по малюсеньким таким картиночкам, которые всплывают по мере прокрутки - и на том спасибо, второй раз всё не вытерпливать...

Теперь по содержанию. Признаюсь - у меня всё это вызвало бурю эмоций. Вспомнились старые унижения, которые, впрочем, никуда не подевались - культурный геноцид продолжается и даже появляение вот таких просветительских фильмов на телевидении, как ни парадоксально кажется, - лишнее тому сокрушительное доказательство.

Основная содержательная часть фильма - рассказ хранителя отдела тканей Н.Кутекиной, который сопровождается показом вещей, сложенных перед ней стопкой.
Показ... Если это можно назвать показом... В полутьме статусная тётя трясёт перед вашими глазами тряпочками, бедный оператор не успевает сфокусироваться - откадрироваться, как не перестающая трястись вещь, подрыгивая и фалдя, куда-то улетает из кадра. И возникает вопрос. Если хотели показать, то почему же не показали??? Почему только потрясли перед глазами? Почему? Да потому! Как же это можно, чтоб действительно показать-то??? И кому - охлосу! Перед охлосом можно только "обзорно" тряпками трясти, так чтоб в глазах рябило и голова заболела от попыток превратить её (голову) в имидж-стайбилайзер. Имидж никак не стайбилайзится - у головы кишка тонка, чтоб такую трясучку застайбилайзить:(((
В титрах в конце какому-то фотографу благодарность выносят. Я уж не помню, какие-там фотографии были - у меня всё тётя стоит перед глазами, она очень стабильно в кадре находилась. А фотограф в этой передаче был бы действительно нужен!

А если бы потратить пол-денька и эту кучку отснять нормально? Чтоб во время тётиного рассказа о предмете мы могли бы его видеть как неподвижное ФОТОизображение во весь экран и в нормальной кадрировке, а тётя закадровым голосом нам бы всё объясняла? Как-то до этого не дошло - "атмосфера" нужна была. Вот тётя в приглушённом свете, и тётя тряпочки перебирает. Вот вам и содержание. Мило! Но очень неприятно. Как всегда - перед носом трясли, а посмотреть так и не дали - смотрите на тётю...

Помнится, была в Вологодском музее в далёком теперь уж 2006-м. Оплатила съёмку как положено. Снимала и там, и сям - сколько угодно и без нареканий со стороны смотрительниц залов, и в этом корпусе - тоже ( в других частях экспозиции). Но как только я вошла в интересующие меня залы, где была народная вышивка и костюм, бдительная смотрительница потребовала, чтобы я зачехлила свой фотоаппарат - здесь снимать нельзя даже за плату! Конечно, я зачехлила. И посылая внутренне проклятия музейным мучителям, смотрела экспозицию чуть не со слезами на галазах. Как не смотри, как не напрягайся, а запомнить сможешь только мизерную часть - и абсолютно исключены повторные мысленные обращения к увиденному. Музейным мучителям неведомы эти чувства - заскорузлые чинуши по призванию они даже и не понимают, ЧТО они скрывают от народа и на какие мучения этот народ обрекают - по причине конституциональной неполноценности, по причине негативной селекции, которая вывела эту удивительную мерзкую породу, по причинам ещё более грозного порядка, которые поставили этот железобетонный музейно-чинушный заслон между народом и его культурными достоянием, его НАРОДНЫМ искусством.

Помнится, после моей трагикомической серии сообщений о музейной поучалке, некоторые сердобольные мои читатели пытались мне помочь - объяснить, как действовать "через форточку"... Ну видят - ну тупая! вот и советуют - там нагнись, туда пролезь и, главное, кланяйся, кланяйся побольше - собаке дворника, чтоб ласкова была... Сердобольные граждане сердобольными гражданами, а только нехитрые эти истины я и сама давно знаю. Способ решить эту проблему я нашла. И у меня есть очень прилично отснятая форбидден-экспозиция вологодского музея образца 2006 года. Как? Как - как... да через форточку, вот как! Качество съёмки меня вполне удовлетворяет - снимал человек, достаточно хорошо разбирающийся в этих вещах. Снято всё до последней нитки - в видимой части. Фотографий этих, кроме меня и того человека, который снимал, никто больше не видел.

Спросила я тогда музейных сотрудников - да почему ж нельзя снимать-то именно это?
Ответили - готовится к печати там что-то такое - вот выйдет, тогда будет уж "опубликовано" - вот тогда и будете снимать.

Ну и спросить этих му-му - уж почти 8 лет прошло - и где это - то, что должно было выйти??? Оно вышло??? Кто видел???
Ну и кто они после этого???

Чёрт с ними!

А теперь немножко по отдельным вещам. Вот одно из полотенец, которыми трясла тётя перед нашими глазами. Любуйтесь:



Что качество не устраивает, смотреть противно? Ишь расселись, как персоны какие - с вас и того будет достаточно, голытьба поганая!
Ну уж как получилосьу меня отскриншотить - извиняйте!

Вологодский шов по письму (вологодская строчка по письму), который Н.Кутекина относит к строчке (строчевой вышивке). Впрочем, не одна она. Как-то это нехорошо - от строчки там один только фон, безо всяких изысков и стандартно минимально перевитый. Ну да, ну да, в этой части - строчка, но только в этой вспомогательной части. Ну да ладно. Хоть горшком назови Куда хошь относи, только показывай...

Я очень жалею - как жалела тысячу раз! - что не могла видеть это раньше! Ведь это излюбленная в пудожском каноне композиция - в моей книжке этой композиции посвящён подраздел 3.9 (стр.150-154). И туда просится маленькая фраза о том, что эта же в точности композиция, в той же иконографии встречается в вологодском каноне строчки по письму! Ну и малюсенькое изображеньице не помешало бы в подкрепление слов, чтобы читатель сам увидел, что это именно так и обстоит, а не примерещилось автору текста. Вот такое изображеньице:



Фраза-то маленькая, но из таких фраз складывается целостное представление о народном искусстве! Они дорогого стоят, такие маленькие фразы!
И вот я лишена была возможности знать и думать! Мне просто нечего было сопоставлять по причине рукотворного информационного вакуума.

Чьи-такие права это нарушило бы? Кому помешало бы ( ну это-то, конечно, известно, кому), кого бы лишило чего-то, кто б какую выгоду упустил бы ??? Нет ответа...
Но такие предметы в несметных количествах погребены заживо в музейных централах, мы не можем их увидеть, хоть туда, хоть сюда кланяйся... Слишком много этого всего - не накланяешься.

Культурное наше достояние, несметное богатство нашего народного искусства должно быть доступно для обозрения. Тем более сейчас, когда не выходя из дома можно знакомиться с музейными предметами на музейных сайтах.
Дело только - за доброй волей музейного сообщества, за осознанием им своего долга и миссии.

Свобода...Свобода знать, свобода видеть, свобода думать...
Так просто...

Граждане! А кто знает - в этом вологодском музее сейчас фотографировать в экспозиции разрешают? Или всё так же мракобесие царит?

авторское право, музеи, Саид и Джавдет

Previous post Next post
Up